Исследовательская компания Gartner хорошо известна на рынке аналитики информационных технологий. Я бы даже сказал — является одним из лидеров этого рынка. Ежегодно она выкладывают крайне интересный график, именуемый «Цикл зрелости технологий» (в англ. Hype cycle, или дословно – «цикл шумихи»). На этом графике, в хронологическом порядке, разложены технологии, которые либо уже готовы к применению, либо только-только вступают в стадию исследований.
Вот так выглядит график на 2013 год:
Итак, график делится на пять частей. Первая – «технологический триггер». Т.е. то время, когда технология только-то начинает свое существование (хотя бы в виде идеи). Этап второй – «пик завышенных ожиданий». Т.е. период времени, когда о технологии начинает узнавать общественность. На вершине этого пика о технологии говорят все и на каждом углу, и даже бульварная пресса начинает писать об этом как о почти свершившемся факте. Дальше следует «пропасть разочарования», т.е. то время, когда оказывается, что в реальности технология позволяет делать совсем не то, что он нее хотели. Из этой пропасти выбираются далеко не все. Ну и следом идет «склон просвещения» и «плато продуктивности», по сути – последние этапы перед массовым внедрением.
Кроме того, на графике показаны приблизительные сроки внедрения технологии. Белые и синие кружки — от 2 до 5 лет до внедрения. Синие кружки – от 5 до 10 лет. Жёлтые треугольники – более 10 лет, а перечеркнутые красные кружки – то, что умерло, не добравшись до потребителя.
Как видно, к массовому внедрению уже практически подобрались системы голосового распознавания (привет Siri и Google Now), биометрические системы распознавания человека и медиа-планшеты (привет Amazon Kindle). В пропасти находятся виртуальные миры (пока Second Live) и домашние мониторы здоровья. На пике ожиданий балом правит 3D-печать, BYOD и беспроводная передача энергии (к слову, другая беспроводная технология – оплата счетов по NFC начала нисхождение и несется к «пропасти»). На подходе к «пику» находятся геймификация, Big data и другие, а свое восхождение только-только начинают голографические дисплеи, 3D-печать органов и квантовые компьютеры.
Как обычно, интересно сравнить, как эти графики выглядели в прошлом. Вот, цикл зрелости образца 2011 года (на русском/eng). NFC-платежи были как раз на пике ожиданий.
Вот (на русском/eng) образца 2012 года, а вот так он выглядел в 2006:
Как видно, попадания довольно точны. Поэтому данные исследования вполне можно рассматривать, как вектор технологий. По крайней мере, они неплохо отвечают на вопрос, когда и что именно мы сможем увидеть в будущем.
Автор: Maslukhin