Всё, что нужно знать об Oculus Quest по информации с крупнейшей выставки года по виртуальной реальности.
Если Вы интересуетесь виртуальной реальностью, то наверняка знаете, что в Сан Хосе 26 и 27 сентября прошло одно из самых важных событий года в мире виара — а именно Oculus Connect 5 от компании Facebook. На самом мероприятии мне, в силу финансовых причин, побывать не удалось, но я пролопатил огромное количество источников, так что будьте уверены, что в этой статье вы найдете все самые важные анонсы и новости с ивента, включая, конечно же, всё интересное об oculus Quest.
Окулус Квест — звезда прошедшего ивента. Конференция, конечно же, была посвящена множеству аспектов мира виртуальной реальности, но самой важной новостью, которую обсуждали все без исключения крупные VR энтузиасты, был именно анонс новой платформы.
Oculus анонсировали первый в компании автономный комплект виртуальной реальности, включающий контроллеры и отслеживающийся в 6 степенях свободы (далее 6DOF) под названием Oculus Quest. В последние 2 года Вы могли слышать о ходе разработки этого проекта под именем Santa Cruz. Продукт, если говорить упрощенно, представляет собой автономную версию Oculus Rift — Вы просто запускаете и используете его без всякой надобности в компьютере или смартфоне. 6 DOF означает, что Вы можете двигаться как угодно и двигать руками так же, как в реальной жизни, и в виртуальной реальности соответствующие движения будут отражены с высокой точностью и минимальной задержкой. В других, существующих на рынке автономных VR сетах, например Mirage Solo, в Вашем распоряжении только 3 DOF контроллер, означающий, что Вы пользуетесь «пультом», который способен только вращаться. В то время как с Oculus Quest Вам доступны 2 контроллера, аналогичные тем, что используются в Rift и передают почти полное присутствие рук в виртуальном пространстве.
Спецификация
Вот, что известно о характеристиках устройства на сегодняшний день:
- Мобильный чип Snapdragon 835
- Используются линзы такого же качества, как и в Oculus Go
- FOV (угол обзора по горизонтали) около 95-100 градусов
- 1600 х 1440 разрешение дисплеев на глаз
- Отображение до 72 кадров в секунду
- Регулируемое расстояние между линзами (далее IPD)
- 4 Гб ОЗУ
- 64 Гб памяти на борту в базовой версии за $399
- Встроенное аудио (с улучшенными басами по сравнению с Oculus Go)
- 2х3.5 мм джека для использования собственной гарнитуры
- 6 DOF трекинг шлема благодаря четырем встроенным «камерам»-сенсорам (не нужно будет размещать дополнительных сенсоров в комнате)
- 6 DOF трекинг контроллеров с отслеживанием со шлема.
- OTG USB, Wi-fi, bluetooth.
Внешний вид
Дизайн шлема практически полностью повторяет дизайн Oculus Rift с некоторыми улучшениями в области комфорта. Качество сборки без видимых недостатков и качество материалов ощущается превосходно.
Динамики встроены в боковые страпы, точно так же, как в Oculus Go.
На правой стороне шлема кнопка включения и индикация заряда батареи (меняет цвет на красный, когда батарея разряжена до 30%). Рядом расположен 3.5 мм джек для наушников.
На передней панели по углам можно наблюдать 4 камеры, которые служат для позиционирования в пространстве как самого шлема, так и контроллеров. По центру верха лицевой панели находится лампочка, идентифицирующая работу камер.
На левой стороне шлема находится USB-C порт, а также еще один 3.5 мм джек для наушников.
На нижней части шлема находятся кнопки управления уровнем звука и регулятор IPD.
Контроллеры очень похожи на Oculus Touch с некоторыми отличиями — кольца перенесены для лучшего inside-Out отслеживания, а расположение кнопок немного изменено (хотя сами кнопки такие же, как и на Rift).
Комфорт
Все пользователи, испытавшие Oculus Quest описывают его, как комфортный шлем на уровне с остальными шлемами Oculus. Он ощущается слегка тяжелее, чем Go, особенно спереди, а также он тяжелее, чем Rift. Пока нет ни одного отзыва, который бы утверждал, что шлемы некомфотные, даже во время активной мультиплеерной игры Dead&Buried. Некоторые пробовали этот шлем с очками — всё прошло нормально.
Контроллеры, хоть и очень близки по конструкции с контроллерами Touch, но немного отличаются. Ben Lang из Road to VR, например, сообщил о меньшем комфорте по сравнению с Touch, особенно из-за отсутствия области, в которую ложится большой палец при бездействии.
Оптика
Дисплеи — 2 pentile OLED панели с разрешением 1600 х 1440 каждая. Тот же уровень, как и Vive Pro или Vive Focus. Скорее всего используются те же панели от Samsung. Screen Door Effect заметен, но значительно ниже по сравнению в Rift или Go. Для ликвидации хроматических аббераций используется специальный алгоритм от Джона Кармака, практически не оказывающий влияние на производительность.
Официально ничего не было сказано про FOV, но по разным оценкам следует ожидать 95-100 градусов. Частота обновления экрана залочена на 72 Гц.
Линзы отличного качества, схожие с теми, что стоят на Go. Это означает, например, меньше отсветов «godrays» по сравнению с Rift и Vive. IPD настраивается и sweet spot довольно большой. Пока никаких негативных отзывов в этом плане в сети я не нашел.
Аудио
Quest обладает встроенным аудио высокого качества. Это означает, что Вам не обязательно надевать наушники, чтобы слышать то, что происходит в виртуальной реальности. Используются динамики более высокого качества, чем в Go, особенно разница заметна в области низких частот.
Если же Вам необходима эмм… приватность, то вы можете использовать любой из двух 3.5 мм джеков для ваших собственных наушников.
Мощности
Quest работает на чипе Snapdragon 835 — это тот же чип, что использует, например Samsung S8. Это не последний SoC в линейке — Qualcomm уже выпустила модель 845, однако она не совсем вписывается в ценовую политику Oculus.
По понятным причинам нельзя сравнивать производительность Quest и Rift — никаких шансов, что Вы сможете испытать фотореалистичный комплексный опыт на квесте — для этого нужно будет использовать Rift.
Однако, некоторые игры будут портированы на квест, и для этого каждая из них претерпела ряд оптимизаций — уменьшение количества полигонов, света, объектов на экране, а также использование ряда других приемов, уже знакомых разработчикам приложений для GearVR и oculus Go. Если посмотреть на видео ниже, то можно заметить, что обе версии игры выглядят довольно хорошо, но надо понимать, что над оптимизацией демонстрируемой игры работали инженеры Oculus, поэтому не следует ожидать подобного от всех игр.
Сравнение с Oculus Go на чипе Snapdragon 821 в таблице ниже:
Джон Кармак сравнил производительность системы с уровнем Xbox 360, но надо понимать, что мы не увидим аналогичной картинки по причине того, что иксбокс выдает картинку 1280 х 720 в 30 FPS, в то время, как Quest рендерит 3200 х 1440 с частотой 72 Гц.
Кратко говоря, не стоит ожидать от квеста игр с крутой графикой, однако многие тайтлы виртуальной реальности вернутся с некотолрой оптимизацией графики.
Трекинг
Система отслеживания для Oculus Quest носит название Insights и представляет собой технологию трекинга Inside-Out. Никакой установки дополнительных сенсоров не требуется. 4 камеры на шлема анализируют окружение и «понимают» позицию шлема и контроллеров в пространстве.
В теории такой способ трекинга позволяет использовать любые площади (На мероприятии была использована мультиплеерная игровая зона в 370 квадратных метров), но рекомендуемая область остается 5 на 5 метров. Необходимо понимать, что качество отслеживания будет напрямую зависеть от таких параметров, как освещенность помещения и визуальное разнообразие окружения. Известны случаи, когда отслеживание «подвисало» в моментах, когда шлем находится очень близко к поверхностям в комнате, однако в остальном проблем с отслеживанием на полигоне окулусов не было.
Отслеживание контроллеров тоже на высоком уровне. Судя по отзывам, оно лучше, чем у Windows Mixed Reality шлемов, однако хуже, чем у Vive и Rift. Описаны ситуации, в которых возникают проблемы с отслеживанием: когда контроллеры подносятся вплотную к шлему, а также когда они уходят за спину.
Отслеживание позиции шлема работает в видимом RGB диапазоне, что означает невозможность использования его в плохо освещенных помещениях. Контроллеры, отднако, используют ИК диапазон, поэтому для них освещение не играет роли.
В целях безопасности реализована система Guardian, которая позволяет настроить (пока неизвестно как) размер игровой зоны. Упомянуто, что система умеет «запоминать» и хранить настройки для нескольких игровых зон, что позволяет не настраивать систему каждый раз при новом запуске.
Смешанная реальность MR
Andrew Bosworth в своем выступлении показал прототип смешанной реальности с использованием шлемов Quest. Реальный мир изображается в черно-белом спектре, где углы обозначены черным, а ровные поверхности — белым. Такое отображение позволяет совершать некоторые действия с объектами реального мира, не покидая виртуальную реальность. Например, можно печатать на реальной клавиатуре. Это направление может заменить дополненную реальность AR в домашних и офисных устройствах.
Ещё одна интересная фича смешанной реальности была продемонстрирована на полигоне Dead and Buried. За виртуальным миром можно было наблюдать через «окно» экрана планшета.
Локальный мультиплеер
Судя по арене Dead and Buried, мы можем ожидать локальный мультиплеер в играх на Oculus Quest. На арене, к примеру, проводились 3 на 3 матчи и каждый из игроков мог видеть друг друга в том месте, где он реально находится. Это означает, что несколько устройств могут использовать общую «систему координат», совмещая виртуальное пространство с реальным.
Однако, такая фича скорее всего будет недоступна на старте продаж и пока не внедрена в Oculus SDK.
Отображение тела
Так как две из четырех камер шлема направлены вниз, то стало возможным отслеживание ног для отображения в виртуальной реальности. Это было продемонстрировано на той же арене Dead and Buried, но тем не менее пока позиционируется как экспериментальная функция и, скорее всего, будет недоступна на старте.
Батарея
Пока нельзя достоверно оценить время работы батареи — некоторые сообщают о том, что батарейки на демо площадках менялись каждый час, в то время как другие сообщают, что батареи не были заменены в течение всей сессии (около 4 часов). Сама компания сообщает, что время жизни аккумулятора будет сравнимо с Oculus Go, что дает нам оценочное время 2-3 часа.
Контент
Oculus Quest будет запущен с 50+ тайтлами. Среди них можно заметить очень популярные франшизы:
- Superhot VR
- Dead and Buried
- Moss
- The Climb
- Rec Room
- Face Your Fears 2
- Robo Recall (!)
Цена и дата релиза
Oculus Quest выйдет в релиз весной 2019 года и скорее всего это будет во время ежегодной конференции F8.
Ценник $399 за версию с 64 Гб на борту. Пока неизвестно, какие будут альтернативы.
Сделает ли это VR мейнстримом?
Oculus Quest взбудоражил многих VR энтузиастов и многие, даже из тех, кто уже обладает PC системами, приняли решение о покупке. Однако, маловероятно, что VR войдёт в мейнстрим с выходом Quest — многие до сих пор не знают, зачем им может быть нужна виртуальная реальность.
- Среднестатистический человек хочет виртуальной реальности на уровне матрицы, фотореализма. Quest, однако, это скорее шаг назад по сравнению с PC VR. Пиксели всё еще различимы, а руки не отображаются с абсолютной точностью. Для нас, технарей, это нормально и понятно, но не для массового пользователя, ожидающего что-то в духе фильма Ready player One.
- Рекламная кампания основана на играх. Девайс позиционируется как консоль нового формата и собирается составить конкуренцию Nintendo Switch. Поэтому в массах пока не будет понимания, что VR — это не только пластиковая игрушка, но и мощный инструмент для творчества, образования и повышения производительности работы.
- Ценник в $400 хоть и кажется тем, кто разбирается, крайне низким, всё ещё остается высоким для обывателя — это не та сумма, с которой каждый расстанется на эмоциях. Конечно, люди тратят с легкостью $1200 на новый айфон, но жизнь без смартфона для таких людей кажется невозможной, а сама компания потратила миллиарды, чтобы заставить обладателя нового девайса Apple чувствовать себя «крутым», чего не скажешь об устройствах виртуальной реальности.
Поэтому, скорее всего, продажи ограничатся несколькими миллионами. Выпуск на рынок Oculus Quest — это правильный и хороший шаг вперед, но мы еще не войдем в эпоху массового виара. Но может быть в 2020, а?
Автор: VR_Studio