В предыдущей статье мы рассмотрели эволюцию национальной инновационной системы США, показывающую, как страна достигла современного уровня развития системы. Для эффективного развития среды важна сбалансированная работа государства в нескольких направлениях. В этот раз мы разберём инновационную систему США на элементы и увидим подход к каждому из них со стороны федеральных и муниципальных властей.
В прошлый раз мы ввели понятие «Треугольник успеха инноваций», который включает:
- Бизнес-среду.
- Регулятивную среду — законодательство в области торговли, налогов и предпринимательства.
- Политику, применяемая для развития инновационной среды.
Сегодня мы рассмотрим первые два фактора, а на десерт, на следующий раз, оставим политику, применяемую для развития системы в США.
Массачусетский технологический институт
Бизнес-среда
Структура рынка и поведение компаний
Уровень управленческих навыков
США можно назвать лидером в плане управления. Именно здесь зародилась сама дисциплина «менеджмент» в 1950-е годы, и ей обучали в бизнес-школах университетов. Отчасти это связано с самой средой — высокой конкуренцией внутри страны.
Принятие ИКТ
Американские компании лидируют в области принятия информационно-коммуникационных технологий — как «железа», так и программного обеспечения. Они больше, чем фирмы любой другой страны, вкладывают в покупку оборудования и софта. Например, в два раза больше, чем Корея. При этом американские компании от этих инвестиций и получают больше дохода. Это связано в том числе с тем, что фирмы в США используют ИКТ для фундаментальной реструктуризации производственных процессов.
Временной горизонт и готовность к рискам
Несмотря на высокое качество работы менеджеров в США, они становятся заложниками стратегии компании, сфокусированной на получении бывших результатов. Это снижает их способность вкладывать собственные усилия в долгосрочные проекты. В опросе 2004 года, в котором приняли участие более 400 руководителей из американских компаний, более 80% указали на снижение расходов на НИОКР, рекламу, сервис и найм. Более 50% заявили, что будут откладывать новые проекты, даже если это будет связано со снижением ценности компании. Всё делается для достижения максимального результата в кратчайшие сроки. Эти факторы, по мнению экспертов, снижают эффективность рынка и доходность инвестиций.
Система финансирования бизнеса
Венчурный капитал
В 1946 в США была основана American Research and Development Corporation. Фирма была создана для поощрения инвестиций частного сектора в предприятия, основанные ветеранами Второй мировой войны. Эта инвестиционная фирма привлекала средства частных лиц, а не только богатых семей вроде Рокфеллеров.
Вслед за ней появились сотни частных инвестиционных компаний. Игроки новой отрасли помогали не только инвестировать, но и выполнять ключевые управленческие функции, разрабатывать стратегии. Сегодня в каждом штате США работают венчурные инвестиционные компании и бизнес-ангелы.
Правительства отдельных штатов реализуют программы поддержки венчурного финансирования в стартапы на ранних стадиях. Сообщество бизнес-ангелов помогает координировать их усилия и искать стартапы для инвестирования. Федеральное правительство субсидирует молодые компании в некоторых отраслях через программу «Инвестиционная компания малого бизнеса» (Small Business Investment Company): инвестиционные компании, субсидируемые правительством, осуществляют долговременные инвестиции в малые предприятия. «Программа поддержки инновационных исследований малого бизнеса» на конкурсной основе оказывает малым предприятиям финансовую поддержку в виде невозвратных грантов.
Финансирование компаний
В США компании могут привлечь средства большим количеством способов от размещения облигаций и выхода на IPO до привлечения государственных займов. Для стартапов в последнее время стало обычным делом поглощение более крупными компаниями. Среди самых ярких примеров — покупка Facebook мессенджера WhatsApp за 16 миллиардов долларов.
Культурные факторы
Природа клиентского спроса
Чем более клиент привередлив — тем больше усилий приходится потратить компании, чтобы удовлетворить его спрос. Чем сложнее работать на рынке, тем больше инноваций необходимо для успешной борьбы с конкурентами. Огромный рынок избалованных потребителей, имеющих благодаря интернету доступ к неограниченному количеству информации, заставляет американские компании находиться в постоянном напряжении в поисках инноваций. Ещё одна отличительная черта американского потребителя — его стремление стать ранним последователем новых продуктов и технологий.
Риск и предпринимательство
Долгое время американцы считались «янки-изобретателями» (герои одноимённой народной сказки), имеющими желание возиться с чем-то, изобретать и делать вещи лучше. В то же время это нация иммигрантов — часть вынужденных, часть самостоятельно выбравших новый путь. В любом случае, путь через Атлантику был сопряжен с колоссальным риском. Если это скомбинировать с культурой индивидуализма, то мы получаем среду, в которой заниматься бизнесом — это норма, а не что-то выдающееся.
В отличие от многих других стран, прогорать в США не считается зазорным. Венчурные компании Кремниевой долины предпочтут работать с предпринимателями, которые открыли уже третий стартап, когда первые два прогорели.
Отношение к науке и технике
Американцы всегда верили в неотвратимость новых технологий. В промежутке между 1860 и 1900 годами в США были опубликованы такие книги, как:
- Eighty Years of Progress;
- Men of Progress;
- Triumphs and Wonders of the 19th Century;
- The Progressive Ages or Triumphs of Science;
- Marvels of Modern Mechanism;
- Our Wonderful Progress;
- The Wonder Book of Knowledge;
- Modern Wonder Workers.
Американский экономист Бенджамин Андерсон писал: «ни в коем случае мы не должны тормозить или вмешиваться в самое быстрое внедрение новых изобретений». В то же время сейчас мы видим, как часть людей выступает против инноваций, в том числе от страха потерять рабочие места из-за автоматизации и робототехники, потери конфиденциальности из-за распространения интернета и подключенных устройств, экологического ущерба от биотехнологий и нанотехнологий. Они усложняют жизнь инновационным компаниям с помощью средств массовой информации и привлечения внимания широкой общественности к реальным и надуманным проблемам.
Культура сотрудничества
Инновации — это не только конкуренция, но и совместная работа. Сплочённые группы добиваются большего, чем один человек. Анализ рейтинга «Топ-100 инноваций» R&D Magazine показал, что если в 1970-х большая часть победителей представляли корпорации или работали одни, то в последнее время две трети участников списка вошли в него благодаря партнёрству с другими компаниями, правительством, федеральными лабораториями, университетами. Культура коллаборации в таких местах, как Кремниевая долина, является одним из ключей к успеху.
С другой стороны, способность университетов работать совместно с индустриальными компаниями приводит к развитию региональных инновационных хабов и кластеров. Реализация инноваций в кластерах реализуется в том числе благодаря действующему законодательству в отношении интеллектуальной собственности — люди говорят о своих разработках, не боясь потерять свои права на них.
Торговое законодательство, система налогообложения, регулятивная среда
Регулятивная среда
Структура промышленности и природа конкуренции
Политика конкуренции в США основана на максимизации потребления и улучшения благосостояния покупателей. Электронная коммерция позволяет молодым компаниям быстро выходить на рынок и иногда менять сложившуюся на нём ситуацию. Такое мы видим, например, на рынке такси. Совсем недавно на нём главенствовали открытые многие годы назад компании, а теперь у нас есть Uber, что вызывает недовольство представителей старой формации, которые в некоторых странах из-за этого жгут автомобили.
Регулятивная система в области предпринимательской деятельности
Академические исследования показывают, что задержки, вызванные правилами регистрации предпринимательской деятельности, связаны со снижением темпа создания новых компаний. США находятся на относительно высоком уровне по индексу Всемирного банка о лёгкости старта бизнеса. Но Канада находится выше в этом индексе, так как это один из основных приоритетов страны.
В США легко не только открыть свой бизнес, но и прекратить её деятельность, провести сокращение штата сотрудников. Последнее важно, поскольку, если предприниматели не могут легко закрыть или сократить штат, инвесторы не смогут в нужный момент вернуть вложенные средства – так что они потеряют стимул рискнуть своими деньгами.
Роль и форма нормативно-правовой регуляции
Законодательный процесс в США происходит следующим образом: всё начинается с законодательной инициативы членами Конгресса, затем в палаты Конгресса вносится нормативный акт, происходит его обсуждение, и в конце – подписание акта Президентом, его опубликование и вступление в силу. В процессе обсуждения представители организаций представляют письменные комментарии. Свою оценку затратам на реализацию закона или программы даёт «Управление по информации и регулированию» (OIRA) в Белом доме. Управление может вернуть акт на доработку, чтобы его пересмотрели и отозвали.
Нагрузка на законодателей в связи с развитием отраслей растёт. Длительное время требуется для модернизации технологий, для реакции на текущие проблемы. Это видно по таким отраслям, как фармацевтика и авиация.
Прозрачность и верховенство закона
Нормативные акты менее негативно влияют на инновационную систему, когда они прозрачны и подкреплены верховенством закона, применяются последовательно и без какой-либо дискриминации по любым признакам. Для этого необходима независимая судебная и законодательная власть, способные привлечь исполнительные органы к ответственности при необходимости.
Налоговая, торговая и экономическая политика
Макроэкономическая среда
Особый упор в макроэкономической политике США делается на денежно-кредитную политику, необходимую для ценовой и финансовой стабильности, сохранения устойчивого валютного курса и экономического роста. Меньше внимания уделяется фискальной политике, которая помогает государству вмешиваться в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе.
Совет управляющих Федеральной резервной системы США обвиняют в том, что он в стремлении снизить инфляцию с 1970-х годов уделяет мало внимания занятости населения. Как мы помним из статьи об истории национальной экономической системы США, в тот период в стране появился «ржавый пояс». Исключением из этого правила стал закон «О восстановлении и реинвестировании американской экономики» 2009 года, целью которого было снижение уровня безработицы. Программа включила продление срока выплат пособий по безработице, повышение финансирования программ медицинского страхования, помощь людям, взявшим ипотеку, снижение налогов для работающих и их семей. Кроме того, повысилось финансирование правоохранительных органов – так как в связи с кризисом США преступлений стало больше.
Важным фактором для США является фокус на удовлетворение спроса потребителей в ущерб благосостоянию производителей продуктов, а также тот факт, что цены должен определять рынок. При этом страна поддерживает высокий курс доллара – покупатели внутри страны этому факту довольны, а производители, особенно экспортёры, не очень.
Налоговая политика
Налоговая политика США имеет интервенционистский характер. Иногда это хорошо для инновационной системы – например, в случае с налоговыми льготами на НИОКР. При этом налоговая ставка для корпораций в США высокая. Да и по налоговым льготам на НИОКР США занимают 27 место в рейтинге стран.
И США являются одной из немногих стран, в которой не использовали налог на импорт. Дональд Трамп попытался ввести 20%-ый налог на товары из Мексики, но законодатели его не поддержали.
Торговая политика
Торговая политика США основана на признании того, что все нации должны работать на открытом рынке, чтобы максимально удовлетворить спрос потребителей. Поэтому власти сфокусировались на подписании всё новых торговых отношений. А сейчас они понимают, что открытый рынок будет работать только в том случае, если все будут соблюдать правила Всемирной торговой организации.
Государства обычно тратят средства на привлечение прямых иностранных инвестиций. США по сравнению с другими странами находятся далеко не на первом месте. В администрации Обамы эту проблему пытались решить с помощью программы «Выбирай США» (Select USA)
Интеллектуальная собственность
Отдел 8 первой главы Конституции США описывает полномочия Конгресса, среди которых: «Конгресс имеет право:… содействовать развитию науки и полезных ремесел, закрепляя на определенный срок за авторами и изобретателями исключительные права на их сочинения и открытия». Через 12 лет в стране был издан Закон об авторском праве 1790 года.
Развитая защита авторских прав и патентное право США с одной стороны дают стимул изобретать с целью заработать, а с другой — открывают возможности для «патентных троллей», тормозят развитие отраслей. Когда одна компания целенаправленно защищает патентами любую свою идею, которую даже не собирается реализовывать в ближайшие годы, она закрывает молодым компаниям множество путей. С другой стороны, показателен пример Илона Маска, который открыл для бесплатного использования все разработки Tesla — подобное только подталкивает отрасль вперёд, открывает возможности для конкуренции и развивает рынок.
Вторая страница текста Конституции США с пунктом об авторском праве, Национальное управление архивов и документации США
Стандарты
Система коммерческих стандартов США в отличие от стандартов в здоровье, безопасности и окружающей среды, отличается редким вмешательством правительства. Власти не выбирали, что продавать в стране — HD или Blu-Ray HD проигрыватели. Эту проблему решали торговые ассоциации внутри индустрии и «Американский национальный институт стандартов» (ANSI). Различные организации совместно работают над принятием новых стандартов для продуктов, процессов, услуг и систем.
В следующей статье мы рассмотрим политику федеральных и муниципальных властей США, направленную на развитие национальной инновационной системы.
Автор: ivansychev