В общепринятом представлении инновации — это технологии, появляющиеся из ниоткуда и переворачивающие мир с ног на голову, как это было с домашними компьютерами и смартфонами. На самом деле для любой страны они случаются благодаря выстроенной национальной инновационной системе. Инновации — нечто большее чем наука и технологии. Так и инновационная система — это не только элементы инфраструктуры, непосредственно связанные с продвижением науки и технологии.
Национальная инновационная система включает в себя экономические, политические и другие социальные институты, влияющие на инновации – национальную финансовую систему, законодательство о регистрации предприятий и защите интеллектуальной собственности, довузовскую систему образования, рынки труда, культуру и специально созданные институты развития.
В этой статье описана эволюция национальной инновационной системы США с XIX века.
Английский экономист Кристофер Фримэн определил национальную инновационную систему как «сеть учреждений в государственном и частном секторах, деятельность и взаимодействие которых инициируют, импортируют, модифицируют и распространяют новые технологии». От развитости инновационной системы зависит успех страны в различных сферах, её конкурентоспособность на внутреннем и внешних рынках. Понимание происхождения, развития и функционирования национальной инновационной системы помогают законодателям и экспертам выявлять сильные и слабые стороны системы, и вносить изменения, повышающие эффективность создания инноваций.
Из-за множества факторов ни одна инновационная система страны не похожа на другие. Каждая система уникальна. Этих факторов несколько:
- Бизнес-среда.
- Регулятивная среда — законодательство в области торговли, налогов и предпринимательства.
- Политика, применяемой для развития инновационной среды.
Для успеха необходима правильная и сбалансированная работа с этими тремя составляющими «треугольника успеха инноваций».
Бизнес-среда включает в себя институты, деятельность и возможности бизнес-сообщества страны, а также более широкие общественные отношения и практики, которые позволяют внедрять инновации.
К числу факторов, определяющих эффективность бизнес-среды, относятся:
- Уровень управленческих навыков.
- Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий.
- Уровень развития частного предпринимательства.
- Наличие рынков капитала для привлечения инвестиций, готовность инвесторов к рискам.
- Принятие инноваций обществом.
- Культурная составляющая: стремление к сотрудничеству и терпимость к неудачам.
- Политика государства по защите отечественного бизнеса от иностранных конкурентов – как внутри страны, так и вне её.
Мировой финансовый кризис 2008 года показал, к чему приводит недостаток регулирования в определённых отраслях. Поэтому недостаточно просто отменить все запреты для предпринимателей и избавить их от налогового бремени. Регуляторы должны сбалансировать ограничения, льготы, возможности для бизнеса. Нормативную среду определяют множество факторов, среди которых одними из важнейших для национальной инновационной системы можно назвать:
- Патентная система, защита интеллектуальной собственности.
- Требования к предприятиям, их открытию и деятельности.
- Конкуренция в государственных закупках.
- Система налогообложения
Новые участники, внедряющие свои разработки и технологии, должны иметь возможность привлечь средства, запустить предприятие и выйти на рынок. Развитие инновационной среды зависит от политики центрального правительства:
- Поддержка разработок в определённых отраслях.
- Гранты и инвестиции от федерального правительства.
- Оптимизация процесса запуска высокотехнологичных предприятий.
- Развитие научного сообщества, сети университетов, акселераторов.
Теперь, когда мы кратко обсудили составляющие «треугольника успеха инноваций», мы переходим к истории становления национальной инновационной системы США, которая берёт начало во второй половине XIX века. Это позволит нам лучше понять, как работает система и как она развивается.
Основные этапы становления американской национальной инвестиционной системы
В первые 125 лет своей независимости Соединенные Штаты Америки не были глобальным технологическим лидером. Они оставались позади европейских наций – Великобритании, Германии. К лидерам страна присоединилась после Второй промышленной революции 1890-х годов, приступив к созданию инноваций.
Масштабы рынков имеют огромное значение для инноваций и конкуренции. Рынок США благодаря своему размеру позволял предпринимателям успешно продавать новые массовые продукты – химикаты, сталь, мясо, а позже – автомобили, самолеты и электронику. Американские DuPont, Ford, General Electric, GM, Kodak, Swift, Standard Oil и другие компании вырвались в лидеры.
В отличие от Европы, которой было необходимо преодолеть доиндустриальные системы производства, основанные на ремеслах, американцы легко работали с новыми формами промышленности. Важную роль играла культура, в которой коммерческий успех ценился прежде всего. В США жила первая женщина-миллионер — Мадам Си Джей Уокер. В стране, не отличавшейся сотню лет назад толерантностью ни к женщинам, ни к людям с отличным от белого цветом кожи, появилась женщина-миллионер, и при этом — афроамериканка, лишний раз говорит о высоком уважении к предпринимательскому духу.
Но нельзя сказать, что государственная политика не играла никакой роли. Государство, которое первую половину XIX века поддерживало прокладку каналов, железных дорог и другие внутренние улучшения, обеспечило предпринимателям возможность продавать свои товары по всей стране. Без развитой инфраструктуры рынок был бы другим.
Исторически американские исследовательские университеты восходят к модели публичных ландгрантовых колледжей (land-grantcolleges). В 1862 году в США был принят Акт Морилла (Morill Act), по которому для основания колледжа безвозмездно выделялись земли — по 30 000 акров, или 120 кв.км. в каждом штате. До этого момента учёные были «свободными художниками», иногда совершившими открытия. Теперь же научная деятельность в США приобрела регулярный характер. Акт был призван также удовлетворять потребность в квалифицированных кадрах.
Антитрастовый акт Шермана 1890 года стал первым антимонопольным законом США, который отнёс к преступлениям препятствование свободе торговли созданием треста (монополии) и вступление в сговор с такой целью. Федеральные прокуроры начали преследовать такие преступные объединения. Наказание осуществлялось в виде штрафов, конфискаций и тюремных сроков до 10 лет. Акт Шермана действует и сейчас.
Вслед за актом Шермана в 1914 году был принят Антитрастовый закон Клейтона, регулирующий деятельность трестов. Им запретили продавать товары в нагрузку, а также продавать один и тот же товар разным покупателям по отличающейся цене – это называется «ценовой дискриминацией».
До Второй мировой войны большая часть инноваций приходилась на частных изобретателей и частные компании. Война подстегнула развитие промышленности и стимулировала создание новых технологий в основанных государством предприятиях, а также в крупных компаниях, получавших заказы от федеральных властей. Во время Великой депрессии, а затем во время войны был открыт ряд научно-исследовательских лабораторий. Это способствовало внедрению инноваций в ряде отраслей, включая электронику, фармацевтику и аэрокосмическую промышленность. Федеральная поддержка научных исследований и разработки технологий во Второй мировой войне помогла развить «арсенал демократии», который Антигитлеровская коалиция использовала, чтобы бороться с державами «оси» и их союзниками.
Государство продолжило играть важную роль в инновационной системе и после войны через финансирование системы национальных лабораторий и исследовательских университетов. Финансирование исследований помогло стимулировать инновации и сыграло ключевую роль в обеспечении лидерства США ряде отраслей, включая разработку компьютеров и программного обеспечения и биотехнологий. В основном финансирование шло через миссионерские агентства, или институты развития, стремящиеся выполнить определенную федеральную миссию – например, развивать оборонные технологии, здравоохранение или энергетику.
Тем не менее, объём поддержки инновационной сферы уменьшился в послевоенный период. Работы в этом направлении в администрациях президентов Кеннеди, Джонсона и Никсона не имели системного характера. Впервые после войны крупная попытка повысить эффективность национальной инновационной системы со стороны федеральных властей была предпринята администрацией Кеннеди в 1963 году – ей стало предложение о создании «Программы гражданской промышленной технологии» (Civilian Industrial Technology Program, CITP).
Инициатива CITP была призвана сбалансировать разработки в стране, где шёл явный перекос в сторону оборонных и космических технологий, который усиливался по мере стремления США противостоять Советскому Союзу в период «холодной войны». В рамках CITP государство предоставляло финансирование университетским исследованиям в полезных гражданскому обществу секторах: в угледобыче, строительстве жилья, текстильной промышленности. Конгресс отклонил программу из-за отраслевой оппозиции. Например, цементная промышленность выступала против этой программы, поскольку опасалась, что инновации могут снизить потребность в цементе в строительстве.
Два года спустя администрация Джонсона представила Конгрессу переработанную программу. Новая государственная программа Государственных технических услуг (State Technical Services) включала финансирование университетских технологических центров, которым предстояло работать с малыми и средними компаниями, чтобы помочь им эффективнее использовать новые технологии. Администрация Никсона свернула эту программу на том основании, что посчитала её неуместным вмешательством со стороны государства в экономику, но предложила свою собственную инициативу — «Программу технологических возможностей» (Technology Opportunities Program) — снова направленную на создание технологий для решения социальных проблем, в том числе развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта и лечение определенных заболеваний. Эта программа действовала до 2004 года.
Усилия правительства по развитию обороны и космической техники были вызваны необходимостью реагировать на советскую угрозу, а попытки поддерживать коммерческие инновации не руководствовались каким-либо принципиальным видением или миссией. На тот момент они не были связаны с общей экономической политикой, которая была сосредоточена главным образом на борьбе с бедностью и безработицей.
В конце 1970-х с у США появилась конкуренция в лице таких стран, как Япония и Германия. С избранием президента Джимми Картера в 1976 году федеральное правительство стало более серьезно относиться к продвижению технологий, инноваций и повышению конкурентоспособности. Мотивацией для этого стал серьезный спад 1974 года (худший со времен Великой депрессии), сдвиг в торговом балансе США с профицита до дефицита и растущее признание того, что такие нации, как Франция, Германия и Япония теперь представляют серьезную проблему конкурентоспособности промышленности США. Именно в то время появился так называемый «ржавый пояс».
Законодатели ответили принятием нескольких законов. В 1980 году закон Стивенсона-Видлера «О технологической инновации» потребовал от каждой федеральной лаборатории создания офиса по выявлению коммерчески ценных технологий и их последующему трансферу частному сектору. В том же году был принят закон Бэй-Доула, который The Economist назвал самым удачным во второй половине XX века, а The Wall Street Journal включила в тройку самых эффективных мер по развитию инноваций. Этот закон давал вузам возможность зарабатывать на результатах своих исследований. До принятия этого закона вузы, которые получали финансирование от государства, не могли распоряжаться результатами изысканий, а для того, чтобы выкупить патент для частного производства, было нужно потратить массу времени на переговоры с неповоротливыми государственными службами.
В 1980 году правительство США финансировало 60% академических исследований и владело 28 тысячами патентов, из которых 4% были востребованы промышленностью. После принятия новых законов количество патентов за несколько лет возросло в десять раз. К 1983 году при университетах для коммерциализации научно-технических результатов организовали 2200 фирм, в которых появились более 300 тыс. рабочих мест. Вместо того, чтобы продолжить поглощать бюджетные средства, университеты стали генерировать деньги для американской экономики.
Также в 1980-е годы появились различные программы стимулирования инноваций: Small Business Innovation Research, Small Business Investment Company-reformed, Small Business Technology Transfer, Manufacturing Extension Partnership. Это разнообразные гранты на разработки, на исследования, на совместную работу с университетами. Были введены налоговые льготы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Благодаря грантам было создано множество новых совместных исследовательских предприятий, научно-технологических центров. Ещё одним стимулом стала Национальная медаль США в области технологий и инноваций — государственная награда «за выдающийся вклад в национальное экономическое, экологическое и общественное благосостояние за счёт развития и коммерциализации технологической продукции, технологических процессов и концепций, за счёт технологических инноваций и развития национальной технологической рабочей силы», которую получают в среднем около восьми человек или компаний в год.
Над инновационной системой работало не только центральное правительство. Более 50 штатов содействовали развитию системы. НИОКР и инновации — движущая сила Новой экономики. Государство процветает, когда оно поддерживает исследования, связанные с коммерциализацией технологий. Например, под руководством губернатора Ричарда Торнбурга Пенсильвания учредила Программу партнерства Бена Франклина, которая предоставляет гранты главным образом малым и средним предприятиям для совместной работы с университетами Пенсильвании.
К началу президентского срока Билла Клинтона в 1992 году у США уже было меньше проблем с конкурентоспособностью на глобальном рынке. Япония была занята своими собственными проблемами — финансовым пузырём в 1986-1991 годах, который сдувался более десяти лет. Европа была озабочена внутренним рынком. Более того, с ростом Кремниевой долины в качестве технологической державы и ростом интернет-революции, и такими компаниями, как Apple, Cisco, IBM, Intel, Microsoft и Oracle, Америка занимала лидирующие позиции в ряде отраслей. Вашингтон уменьшил количество усилий, направляемых на политику в области промышленных инноваций и конкурентоспособности.
Вскоре после этого информационная технология вступила в новую фазу, с более мощными микропроцессорами, широкомасштабным развертыванием быстрых широкополосных телекоммуникационных сетей и ростом платформ социальных сетей Web 2.0. Политики поняли, что информационные технологии стали одним из ключевых факторов роста и конкурентоспособности. Эффективность экономической политики нуждалась в правильной работе с ИТ. Администрация Буша-младшего предложила ряд инициатив для стимулирования ИТ-инноваций, включая упрощение регулирования подключения к интернету, освобождение радиочастот для беспроводной широкополосной связи и преобразование государственных услуг в формат «электронного правительства».
Пока ИТ-бизнес процветал, у США была проблема с конкурентоспособностью в промышленности. В «нулевых» трана потеряла более трети рабочих мест на производствах, причем большинство — из-за снижения международной конкурентоспособности, а не из-за низкой производительности.
Соединенные Штаты перешли от управления профицитом торговли в высокотехнологичных продуктах в 2000 году примерно до 100 миллиардов долларов дефицита спустя десятилетие. Великая рецессия, или мировой финансовый кризис 2008 года, с одной стороны стала результатом этой потери конкурентоспособности, а с другой — причиной дальнейшего промышленного спада.
В период работы президента Барака Обамы власти вновь обратили внимание на инновации в сфере промышленности. США было нужно бороться с сильнейшим конкурентом — Китаем. Администрация президента предложила создать Национальную сеть инноваций в области производства (National Network for Manufacturing Innovation). Основная идея проекта — создать в стране сеть исследовательских институтов, призванных разрабатывать и коммерциализировать промышленные технологии посредством сотрудничества между индустриальными компаниями, университетами и федеральными правительственными агентствами. В 2016 году сеть состояла из девяти институтов, а в 2017 году было запланировано открытие ещё шести. Проект был разработан по примеру Общества Фраунгофера, основанного в 1949 году в Германии. Около 17 тысяч работников Общества работают в 80 научных организациях, среди которых 59 институтов в 40 городах Германии, а также филиалы и представительства в США, Европе и Азии.
Администрация предложила конгрессу увеличить налоговые льготы, повысить финансирование научных учреждений. Была проведена патентная реформа. Множество мер представил сам конгресс. Но большая часть законов не была принята из-за дефицита федерального бюджета и нежелания взваливать на плечи граждан налоговое бремя.
В следующей статье мы поговорим об элементах национальной инновационной системы и понятии «треугольника успеха инноваций»: бизнес-среде, регуляторной среде, собственно инновационной среде, и об особенностях каждого из этих элементов в США.
Автор: ivansychev