Когда-то технологии мешали вам. Скоро они станут практически невидимыми
Уолт Моссберг – известный журналист, с 1991 по 2013 года вёл в The Wall Street Journal еженедельную колонку, посвящённую технологическим новинкам, а затем несколько лет продолжал её в издании The Verge, где также был главным редактором.
Это моя последняя еженедельная колонка для The Verge и Recode – и последняя колонка где бы то ни было. Я писал статьи почти каждую неделю, начиная с 1991 года, сначала в Wall Street Journal. В то время мне повезло достаточно для того, чтобы познакомиться с создателями технологической революции и поразмышлять – а иногда и покритиковать – их творения.
Теперь, когда я готовлюсь выйти на пенсию после этого очень долгого промежутка, изменившего мир, мне кажется, будет неплохо окинуть взглядом появившуюся за этот период потребительскую технологию и подумать над тем, что можно ожидать в будущем.
Начну с исправления часто цитируемой строки из моей первой колонки «Персональная технология» от 17 октября 1991 года: «Дело в том, что персональные компьютеры слишком сложно использовать, и это не ваша вина». Это было так и тогда, и многие годы спустя. Интерфейсы были сложные, а большинству технологических продуктов требовалась постоянная подстройка и починка. А для этого были необходимы такие технические навыки, которые большинству людей были просто не нужны. Вся эта область была совершенно новой, и инженеры не разрабатывали продукты для нормальных людей, обладающих другими талантами и интересами.
Но со временем продукты стали более надёжными и простыми в использовании, а пользователи – более искушёнными. Сейчас можно дать iPad шестилетнему ребёнку, и с небольшой помощью он, скорее всего, очень быстро научится работать с ним. Это удивительно, если учесть, что iPad гораздо мощнее любого сложного ПК, к которому у меня был доступ в 1990-е. Кроме того, железо и ПО сегодня редко так катастрофически отказывает, как ПК в старые времена.
Сегодня я бы сказал: «Персональная технология обычно проста в использовании, но если это не так – вы не виноваты». Устройства, на которые мы привыкли полагаться, вроде ПК и телефонов, уже нельзя назвать новыми. Они улучшены, созданы с учётом интересов пользователей и с каждым годом становятся всё лучше.
А все реальные новинки всё ещё слишком недалеко ушли от инженеров, чтобы быть простыми или надёжными. Многие люди не смогут подключиться к системе виртуальной реальности и не захотят надевать шлем. Большинство не верят, что Siri, Alexa или Google Assistant смогут в большинстве случаев дать нам точный и полезный ответ. Но эти технологии находятся на ранней стадии.
Итак: где мы находимся и что нас ждёт?
Затишье
Сейчас мир персональных технологий пухнет от возможностей, но мало какие неожиданные новинки попадают в мейнстрим. Поэтому наступила пора какого-то странного затишья.
Смартфон с поддержкой нескольких одновременных нажатий, появившийся 10 лет назад в виде первого iPhone от Apple, завоевал мир, и ещё не закончил улучшаться. Он превратился в новый персональный компьютер. Но это продукт уже подходящий ко взрослому состоянию, и я сомневаюсь, что впереди его ждут какие-либо серьёзные улучшения. Планшеты взлетели как ракеты, но с трудом доказывают свою необходимость в жизнях людей. Настольные компьютеры и ноутбуки стали простой необходимостью, частью меблировки.
Громкие революции в мире ПО, вроде облачных вычислений, поисковиков и соцсетей, также всё ещё растут и развиваются, но в целом уже устаканились.
Потребительские беспилотники и роботы ещё в младенчестве, и в этой нише ещё слишком мало практической пользы.
Крупнейшим событием в мире железа и софта со времён iPad, появившегося в 2010 году, можно считать Amazon’s Echo – умный динамик с голосовым управлением, работающий благодаря ПО-ассистенту Alexa. Он появился в 2015 году, а за ним в прошлом году последовало и схожее устройство для Google Home. Должны появиться и другие.
Но Echo и Alexa – это только начало. Гендир Amazon Джефф Безос рассказал мне в прошлогоднем интервью, что искусственный интеллект находится не просто в начале пути, а ещё только готовится выйти на старт. И хотя Amazon не показывает результаты продаж семейства Echo, прикидки аналитиков показывают, что хотя они и растут довольно быстро, за прошлый год их не было продано более 10 миллионов. Для сравнения даже в относительно слабый период Apple продала 50 миллионов ощутимо более дорогих iPhone всего за 90 дней прошлого квартала, а суммарные продажи более распространённых телефонов на базе Android были, несомненно, гораздо больше.
Google только что объявил, что во всём мире ежемесячно люди используют два миллиарда устройств на базе Android, а Apple полтора года назад объявляла, что люди используют более миллиарда устройств на базе iOS. По большей части это смартфоны, и они уже не являются новинкой.
Подождём
То, что вы не видите появления удивительных технических новинок на Amazon, в магазинах приложений или в Apple Store и Best Buy, не означает, что технологическая революция затормозилась или остановилась. Она лишь взяла паузу, чтобы завоевать новую большую территорию. В случае успеха результаты будут такими же большими, или ещё больше, чем первый потребительский ПК в 1970-х, или даже веб в 1990-х и смартфоны в первой декаде этого столетия.
Все основные технологические компании, а также компании из других индустрий и пока ещё неизвестные стартапы работают над новыми строительными блоками будущего. Это искусственный интеллект / машинное обучение, дополненная реальность, виртуальная реальность, роботы и беспилотники, умные дома, робомобили и носимая электроника.
У всех этих новинок есть нечто общее. Это увеличенная и более распределённая компьютерная мощность, новые сенсоры, улучшенные сети, более умное распознавание голоса и изображения и ПО, которое одновременно более интеллектуальное и безопасное.
Уже существуют примеры всех этих технологий, но они ранние, их возможности ограничены, и они понравятся только энтузиастам. Если сравнить с тем, что нас ждёт, это что-то вроде Commodore PET (погуглите, что это, детишки) или эти здоровенные автомобильные телефоны из старых фильмов.
Эмбиент-вычисления
Мне думается, что результатом всей этой работы будет то, что вся технология, компьютеры внутри всех этих вещей, уйдут в фон. В некоторых случаях они вообще исчезнут, и будут ждать активации голосом, захода человека в комнату, изменения химии крови, изменение температуры, движения. А может даже просто мысли.
Ваш дом, офис и машина будут целиком напичканы этими ожидающими компьютерами и сенсорами. Но они не будут мешаться вам, или даже не будут выглядеть, как технологические устройства.
Это эмбиент-вычисления, наделение окружающей среды интеллектом и возможностями, которых не видно глазом.
Это напоминает мне отличный скетч из Saturday Night Live 2005 года, где актёр Фред Армисен, играющий роль Стива Джобса, показывает ещё более мелкую серию новых iPod, которые буквально невидимы глазу, но могут хранить «все когда-либо сделанные фотографии».
Несколько недель назад известный исследователь из Facebook Регина Дуган объявила, что её команда работает над использованием
Идея в том, что даже если дополненная реальность будет встроена в обычные очки и добавит сложные виртуальные объекты в реальную жизнь, эта система не будет безупречной, если вам придётся нажимать кнопки, использовать сенсорное управление или произносить команды.
Говорят, что у Apple есть секретный проект по отслеживанию уровня глюкозы в крови диабетиков при помощи неинвазивных сенсоров, которые позволят отказаться от ежедневных тестов с иголками.
Google изменил всю корпоративную миссию на «AI first» [ИИ в первую очередь], и стремится при помощи Google Home и Google Assistant выполнять задачи на основе голосовых команд, чтобы в итоге прийти к реальному неструктурированному общению.
Несколько небольших компаний работают над подзарядкой мобильных устройств по воздуху, чтобы провода нигде не мешались.
Мне кажется, что в течении 10 лет появится большая часть этого мира эмбиент-вычислений, а весь целиком он предстанет перед нами лет через 20.
Почему это важно
У каждой из этих попыток есть потенциал к созданию нового, неузнаваемого мира. Это абсолютно новый способ представления технологий.
Когда впервые появился интернет, это было отдельное занятие, и занимались вы этим делом на отдельном куске металла и пластика под названием ПК, используя отдельную программу под названием браузер. И даже сейчас, когда интернет похож на электрическую сеть, питающую множество устройств, вы используете для доступа к нему отдельные устройства – допустим, смартфон. Конечно, можно использовать интернет через Echo, но это всё равно будет отдельное устройство и вам всё ещё нужно знать волшебные слова для его использования. Нам ещё далеко до невидимого и вездесущего компьютера космического корабля Энтерпрайз.
Что ещё хуже, те ранние компьютеры постоянно мешались вам. Это были крупные объекты, требующие места и навыков управления. Даже сейчас в ресторане можно увидеть смартфоны на столах.
Использование компьютеров сильно упростилось, но они всё ещё требуют внимания и заботы, от заряда батареек до знаний по поводу того, когда и какие приложения нужно использовать.
Технология – великая вещь, но она 40 лет была слишком неестественной, была дополнением к обычной жизни. Эту ситуацию стремятся изменить те, кто сейчас трудится в лабораториях.
Тёмная сторона
Кто-то из дочитавших до этого места уже наверняка испытывает отвращение к идее эмбиент-вычислений. Вы концентрируетесь на перспективе вторжения в частную жизнь, навязчивой монетизации, правительственной прослушки и расцвета хакеров. Если ФБР может угрожать такой крупной компании, как Apple, из-за пароля к iPhone, каковы шансы защитить ваше зависящее от технологий окружение от вторжения правительства? Если британским госпиталям пришлось закрыться из-за атаки вымогаруса [вируса-вымогателя], не смогут ли онлайн-злоумышленники запереть ваш дом, офис или машину?
Хорошие вопросы.
Я могу лишь ответить, что если мы и правда собираемся отдать дома, машины, здоровье и всё остальное на откуп технокомпаниям на невиданных ранее масштабах, нам нужны будут гораздо более строгие стандарты безопасности и приватности. Особенно в США уже пора прекратить танцы вокруг приватности и безопасности и принять реальные законы.
А если эмбиент-вычисления станут неотъемлемой частью нашей жизни, так же, как это сделали результаты предыдущих технологических революций вроде деревянной балки, стальные балки и блоки цилиндров, нам нужно подвергнуть их цифровому эквиваленту строительных стандартов и стандартов по безопасности для автомобилей. На меньшее нельзя соглашаться. А здоровье? Сегодняшние стандарты для медицинских устройств нужно ещё больше ужесточить, но при этом не забыть и про инновации.
Техноиндустрия, давно уже позиционирующая себя, как нарушитель, должна работать совместно с правительством над выработкой этих правил. И это может оказаться более сложной задачей, чем выработка самой технологии.
Олигополия
Большая часть работы над этим, по крайней мере, насколько известно нам, ведётся в гигантских компаниях, составляющих современную техноолигополию – Apple, Amazon, Facebook, Google и Microsoft.
Но во время подобных тектонических сдвигов в технологиях олигополии начинают сдавать позиции. К примеру, Apple крупнейший из этих игроков. Все сведения говорят о том, что она работает над AR, робомобилями и вопросами здоровья. Но строгие и замечательные правила, касающиеся безопасности, мешают ей собирать огромные объёмы данных, необходимых для машинного обучения.
Microsoft всё ещё пытается совместить свой обширный опыт в ПО и облачных технологиях со значительным бизнесом в области аппаратного обеспечения. Основанные на рекламе предприятия Facebook и Google, доминирующие сегодня, могут в какой-то момент провалиться. У Amazon же есть пока только один признанный хит из области железа – Kindle.
Но даже если все эти олигархи будут прекрасно себя чувствовать, и их ряды пополнятся одним-двумя членами, страна и мир всё ещё вправе спросить – а не слишком ли у них много власти? А если так, как её можно обуздать, не навредив прогрессу.
Итог
За последние пару десятилетий мы стали частью отличной поездки, неважно, в какой момент вы сели на американские горки. Это было здорово, оно обогатило нас и изменило. Но вся суть сводилась к объектам и процессам. Вскоре, после небольшого замедления, аттракцион начнёт ускоряться ещё быстрее, только на этот раз суть будет заключаться уже непосредственно в самих ощущениях, а то, каким именно образом они формируются, отойдёт на второй план.
Для меня, как любителя гаджетов, это немного грустно. Но как для человека, верящего в технологии, это чрезвычайно увлекательно. Я уже не буду писать обзоры всяких новинок, но вы можете быть уверены в том, что я буду пристально следить за следующим поворотом колеса.
Спасибо за чтение. Моссберг закончил.
Автор: SLY_G