Сегодня мы хотим рассказать вам о впечатлениях человека, которому довелось лично прокатиться в беспилотном автомобиле Google и пообщаться на эту тему с инженерами проекта.
Люди — ужасные водители
Люди выпивают. Люди засыпают. Люди пишут SMS за рулём. Ежегодно на дорогах США гибнут 30 тысяч человек (27 тысяч в России). ДТП — основная причина смерти людей в возрасте от 15 до 24 лет во всём мире. В 40% аварий водитель по тем или иным причинам не тормозит. Человек легко отвлекается и полностью теряет контроль над ситуацией. Идея Google — убрать человеческий фактор из сферы жизни, в которой мы, люди, управляли всем последнюю сотню лет.
Беспилотные автомобили очень аккуратные
Автомобиль, в котором мы ехали, не казался мне опасным. Меня поразила осторожность, с которой он ехал. Мы двигались медленно, не спеша. Скорее всего, такой стиль езды больше раздражал бы водителей, нежели причинил бы им вред.
Google может изменять уровень агрессивности вождения. Прототипы, которые сейчас испытывают в Mountain View, ездят так, словно за рулём новички-курсанты.
Ранние версии, которые тестировались на закрытых полигонах, были запрограммированы на очень агрессивную езду. Внезапные препятствия, появляющиеся на дороге, визг тормозов, рёв двигателей — всё это там было. И хотя такие режимы неактуальны на обычной дороге, часть меня, признаться честно, хотела бы испытать и те версии автомобилей.
Эти автомобили очень милые
Автомобили Google специально разрабатывались так, чтобы выглядеть очаровательными. Наш
Создавая беспилотные автомобили в виде вот таких зефирок, Google рассчитывает снизить уровень агрессии других водителей, особенно когда те вынуждены плестись за одной из управляемых роботом машин. Нужно понимать, что беспилотный автомобиль — это не воин дороги, а курьер для доставки человека. Его максимальная скорость составляет 40 километров в час.
Технология несовершенна и не закончена
В некоторых сценариях беспилотные автомобили начинают испытывать проблемы. Как правило, это те же ситуации, которые вызывают наибольшие трудности и у живых водителей. Например, реакция на жёлтый свет, когда ты уже фактически проезжаешь перекрёсток. Тормозить или ускоряться? В какой-то момент мы хотели повернуть направо на оживлённом перекрёстке. Естественно, наше внимание было направлено влево. Мы ждали, когда дорога освободится. Когда путь был свободен и мы могли безопасно повернуть, беспилотный автомобиль не двинулся с места. Я подумал, что это ошибка, но тут же увидел справа пешехода, находящегося в непосредственной близости от края дороги. Неловкими жестами он как бы предлагал нам проехать, пропускал нас. Это пример исключительно живого общения, но машина продолжала ждать, когда обстановка окажется безопасной для поворота, и тот пешеход, согласно алгоритму, совершал движения телом и мог начать пересекать дорогу. В итоге мы ждём пешехода, а пешеход ждёт нас. Когда пешеход перестал двигаться, машина взяла инициативу и аккуратно повернула.
Последние версии машин питаются исключительно от аккумуляторов и могут проехать 160 километров без подзарядки. Для анализа окружающей обстановки автомобили Google используют сочетание 3D-моделирования окружения с помощью лазеров, GPS и радара. Радар интересен тем, что видит сквозь окружающие объекты, анализирует ситуацию за пределами прямой видимости. В какой-то момент наш автомобиль пропустил внезапно появившегося велосипедиста, который до этого был скрыт живой изгородью.
Хотя такая система и превосходит возможности человека, эти автомобили всё ещё не готовы к реальному миру. Снегопад или сильный дождь не позволят им работать. Работы на дороге также являются для них непреодолимым препятствием. В Google надеются решить проблему, когда будет накоплено больше данных о дорогах, и тогда беспилотные автомобили будут не хуже, а может, и лучше живых водителей.
Мне хотелось бы, чтобы эта технология заработала… вчера
Из-за внезапно пошатнувшегося здоровья полностью функциональный, независимый, социально активный человек с хорошей карьерой превращается в привязанного к дому, беспомощного, бессильного.
При обсуждении беспилотных автомобилей люди, как правило, задаются поверхностными вопросами. Сколько он будет стоить? Должен ли он заменить мой существующий автомобиль? Заменят ли такие машины такси? Что, если мне необходимо заехать в какой-нибудь drive-thru?
Эти люди игнорируют куда более умные и важные вопросы. Они игнорируют тот факт, что 45% граждан США с ограниченными возможностями по-прежнему работают. Игнорируют факт того, что 95% времени обычный автомобиль простаивает. Игнорируют возможности, благодаря которым данная технология изменит жизнь пожилых людей и заставит забыть о стоянках и гаражах. Эти люди упускают суть, потому что думают лишь о том, сможет ли компьютер ехать по трассе лучше, чем они.
Поездка показалась обычной, и это хорошо
Поездка в управляемом роботом автомобиле не ввергла меня в ужас, не вызвала приступа паники. Машина едет так, словно ей управляет человек, и через несколько минут вы забываете о том, что транспорт приводится в движение компьютером. Забываете о том, что этот компьютер обсчитывает и принимает решения в зависимости от находящихся вблизи вас машин, пешеходов, мопедов и енотов.
Вы забываете, что вместо органического
К сожалению, кое-что в этом технологическом развитии является неизбежным. Это глупость, которая начнёт извергаться из уст общественности. Даже если в течение нескольких лет беспилотные автомобили будут доказывать свою безопасность в сравнении с живыми водителями, один-единственный инцидент сведёт людей с ума и всё уничтожит. Тут же вспыхнет волна возмущений. Не упустят свой шанс политики. Технологию обвешают ярлыками. Будет очень плохо.