За этот год династия китайских зондов Chang добилась немалых результатов. На прошлой неделе луноход Chang-3 превзошел все ожидания, проснувшись от 14й по счету гибернации, в то время, как Chang 5-Т1 завершил передачу со второй точки Лагранжа на стабильную орбиту вокруг Луны. Основная миссия Chang-3 заключается в снятии спектрограмм, и подповерхностных радиолокационных измерениях, но задача Chang-5 — доставить первые образцы с ценным сюрпризом: готовым к термоядерному синтезу гелием-3.
Ценность гелия-3 как термоядерного топлива в том, что он не производит нейтроны в процессе реакции. Генерируемые протоны обладают зарядом, и потому могут храниться в электромагнитном поле. Раньше мечтатели представляли себе, что идеальным местом для добычи гелия могут стать Сатурн или Юпитер, но сейчас, похоже, китайцы уже приметили Луну.
Несмотря на огромное количество излучаемого солнечным ветром гелия-3, земное магнитное поле не пропускает его. Та небольшая толика этого элемента, которая у нас есть, была создана либо различными земными процессами (вроде бомбардировки космическими лучами) или более реликтовыми источниками (например, остатки боеголовок). Луна, с другой стороны, обладает запасом до 5млн. тонн, очень удобно расположенных в верхних слоях поверхности.
Если вы думаете, что на раскопках поверхности Луны много денег не сделать, учитывайте, что это не единственный ценный ресурс на нашем спутнике. Так как на Земле много руд уже практически исчерпаны, Луна может предложить такие первичные сырьевые материалы, как, например, титан.
В то время, как Запад оправдывает свое бездействие в этой отрасли ограничивающими договорами о неприкосновенности Луны, Китай может только посмеяться над этими отмазками, и уже сейчас полететь и добывать свой лунный гелий-3. Реальными барьерами на их пути может стать не бюрократия, и даже не логистика перевозки топлива, но физический аспект термоядерного топлива гелия-3. Другими словами, неужели гелий-3 можно использовать только в этой роли?
Есть парочка и других применений гелиевого термояда. Только подумайте, необходимая температура для реакции 21H и 32He в разы выше, чем обычная реакция дейтерия-трития. Этот процесс может быть результатом образования тех самых надоедливых нейтронов, потому он далеко не идеален. Альтернативная реакция, синтез 32He с самим собой требует еще больше температуры, чтобы переплюнуть два позитивных заряда на двух атомах гелия. Потому еще предстоит выяснить какая реакция синтеза лучше. Другие аспекты, например, как лучше собрать созданную в процессе энергию, также хромают. Например, использование электрических турбин, которые привозятся в действие непосредственно заряженными протонами без преобразования тепла, может быть крайне выгодно, однако, еще предстоит проверить заявленный КПД 70%.
Единственное, что мы знаем наверняка, так что то, что гелия-3 нам надо много. Наши собственные DHS, например, пытались обнаружить контрабанду плутония в морских контейнерах по нейтронному следу отходов, однако, операция была остановлена из-за недостатка надежного источника гелия-3 в нашей пост-ядерной экономике. Получить этот драгоценный гелий с Луны будет крайне сложно. Осознание того, что на это уйдет много сил (даже если ресурс практически на поверхности Луны), несомненно, должно учитываться при планировании в будущем. Добыча ресурсов даже с небольшой глубины может быть опасной. Роботы, несомненно, будут использоваться, но человека на Луне они заменить точно не смогут, как не могут их заменить даже на Земле.