МТС первым из российских операторов заявил о тестировании стандарта RCS (Rich Communication Suite), который позволяет клиенту звонить и отправлять текстовые сообщения в интернете.
Технология разрабатывалась мировыми участниками рынка как альтернатива популярным OTT-сервисам.
Мобильные компании хотят вернуть контроль хотя бы над частью интернет-трафика, который переключился на Skype, Viber и др. Для участников рынка такие соединения тарифицируется лишь как обычный трафик, а RCS дает возможность тарифицировать звонки и сообщения.
«Основное преимущество сервиса Rich Communication Suite (RCS) перед сторонними мессенджерами заключается в контроле качества услуг. RCS объединит приложение с телефонной книгой абонента и социальными сетями и станет универсальной платформой для мировых сотовых компаний», — рассказали «ДО» в пресс-службе МТС.
Последнее может стать ключевым преимуществом технологии, которая позволит привлечь критическую массу пользователей, достаточную для того, чтобы сервис можно было считать массовым. Дело в том, что альтернативные средства коммуникации имеют ограничения, например, приложение FaceTime и мессенджер iMessage можно использовать только на iPhone, а Skype не дает выхода на аккаунты в WhatsApp.
С другой стороны, угрожая универсальности продукта, не все участники рынка готовятся присоединиться к стандарту. В частности Tele2 пока не рассматривает вопрос запуска сервисов с использованием RCS. Как подчеркнул старший PR-специалист «Tele2 Омск» Виктор Василькин, несмотря на скачкообразный рост трафика мобильного интернета внутри сети, в компании не ожидают значительного повышения спроса именно на RCS.
А вот PR–директор Yota Лина Удовенко отметила, что компания считает RCS перспективной технологией и планирует ее развивать.
«В 2014 году мы уже успели протестировать этот стандарт, но рынок пока не готов к массовому распространению. Не так много устройств поддерживают RCS, а чтобы стандарт достиг «критической массы», технология должна быть доступна любому абоненту. По нашим прогнозам, технология может быть запущена в коммерческую эксплуатацию во второй половине 2015 года», — рассказала Удовенко.
Анализирует целесообразность подключения к общей технологии и «Вымпелком», компания уже готовит свои сети для подключения RCS. При этом в «Билайне» заявили, что не видят ничего предосудительного в существовании сторонних сервисов.
«Мы видим свое преимущество в том, чтобы сотрудничать с ОТТ-игроками, в то время как многие наши коллеги усматривают в их развитии угрозу. У нас уже был ряд успешных проектов с крупными интернет-компаниям по запуску совместных коммерчески успешных проектов», — подчеркнули в «Билайне».
«Мегафон» также уже протестировал работу RCS. Аналитики оператора отмечают, что ключевой вопрос внедрения технологии состоит в том, как будут реализованы RCS-сервисы в сетях и на абонентских устройствах. Если условные RCS-мессенджер и RCS-телефон автоматически заменят стандартные SMS-клиент, номеронабиратель и адресную книгу в операционной системе, то услуга будет использоваться абонентами фактически безальтернативно, благодаря чему и возникнет возможность для монетизации.
Однако в настоящее время более 80% всех смартфонов в мире работают под управлением ОС Android, и Google стремится привязать пользователей к своим сервисам: поисковику, социальной сети Google+, мессенджеру Google Hangout (бывший Google Talk), а значит тесная интеграция конкурентных RCS-сервисов в операционную систему Android маловероятна.
В таком случае стандарт RCS может быть реализован лишь с помощью отдельного приложения, и тогда сервис не будет отличаться от тех же WhatsApp или Viber и, вероятнее всего, проиграет конкуренцию более раскрученным мессенджерам.