Вначале никто в это не верил, потом появились сомнения, а теперь об этом говорят цифры. Будущее рынка планшетов — под вопросом.
В мае 2014 года впервые был зафиксирован спад поставок планшетов в мире. По данным DisplaySearch, за первый квартал было отгружено на 4,6% девайсов меньше, чем за аналогичный отрезок 2013-го.
Но на тот момент прогнозы аналитиков были еще более или менее оптимистичными. По данным Института рыночных исследований Gartner за июль 2014 г, на конец года планировалось выпустить 256 млн планшетов, и прирост рынка прогнозировался примерно по 25% на 2014 и на 2015 год. Но, как говорится, хочешь насмешить бога — расскажи ему о своих планах. По факту цифры оказались «немножко» другими — вместо 256 млн за 2014й выпустили 216 млн устройств, и прирост оказался не 25%, а всего 4,3%. А на 2015 г предвещают выпуск 233 млн гаджетов, что составит всего лишь 8% роста. Такие цифры для рынка звучат совсем невесело.
Даже лидер рынка Apple ощутил общую тенденцию. Если продажи по iPhone взлетали выше крыши, то с iPad дела обстоят с точностью до наоборот — снижение продаж достигало в 2014 г 13% по сравнению с предшествующим 2013 годом. Не помогли новые iPad Air 2 и iPad mini 3. Теперь большие надежды возгалают на 12,9-дюймовый iPad Air Plus, который купертиновцы готовят к выпуску в этом году. Apple рассчитывает на его успех в корпоративной области (как вариант — медицине).
В Украине процессы те же — рост рынка замедлился, а денежном выражении даже снизился на 34%, как сообщают на сайте журнала «Новое Время», ссылаясь на исследование IDC. На местные результаты, помимо всего прочего, могла повлиять и политико-экономическая обстановка в стране, взлетевший доллар, а еще — популярность недорогих планшетов. В этом году рынок может снизиться до 3%
Кто виноват?
Но почему такой процесс происходит с устройствами, которые буквально пару лет назад были настоящим хитом? Первый iPad был представлен в 2010 году и произвел настоящий переворот рынка. Тогда планшет казался универсальным решением для любых целей, под них создаются тысячи приложений, игр, чтения, просмотра видео и т.д. в те годы их разбирали, как горячие пирожки, а сейчас на складах лежат тысячи непроданных девайсов. Неужели через 4-5 лет вчерашний любимец приближается к своему закату?
По мнению аналитиков, одна из причин спада данной отрасли в том, что покупатели покупают новые модели планшетов не так часто, как планировалось производителями. Эти девайсы устаревают намного медленнее, чем смартфоны, и если последние заменяются многими на новые раз в год, то для планшетов — это зачастую пару лет, как минимум. Усовершенствование внутренней начинки устройств в данном случае могло сыграть злую шутку с производителем. Если провести аналогию с iPhone, то старые модели могут подтормаживать при работе с последними iOS, а вот, к примеру, мой старичок iPad 3 и с «восьмеркой» летает. Зачем мне новый? Да и инноваций в новых «айпадах» не настолько много, чтобы часто их менять.
Более того, если даже принято решение, что планшет малость староват, и пора от него избавиться, — не факт, что пользователь возьмет и сменит его обновленной моделью. А если он недавно стал обладателем фаблета с диагональю 5-7 дюймов (iPhone 6 Plus или Samsung Galaxy Edge, к примеру), то весьма вероятно, что планшет и вовсе окажется за бортом. Особенно такой дорогой, как iPad. Рынок сегодня буквально завален бюджетными вариантами, и многие предпочитают именно такие.
Ладно, фаблеты — это, допустим, вариант на любителя. Но есть и другие серьезные конкуренты. Производители альтернативных вариантов оказались в нужное время в нужном месте. Они подсуетились и придумали несколько устройств более универсальных и практичных, нежели традиционный планшет. Всевозможные гибридные ультрабуки, трансформеры со съемными экранами. Если надо поработать — ноутбук с клавиатурой, если почитать или посмотреть фильм — снимаем и получаем планшет. Универсальная станция на все случаи жизни. Первыми в голову приходят такие модели, как Microsoft Surface Pro 3, Lenovo ThinkPad Yoga 14, а также новую линейку гибридов Chi от Asus, представленную на выставке CES-2015.
Если аналитики переоценили рынок планшетов, то с ультрамобильными ПК все наоборот — на 2014 прогнозировали 32 млн единиц, а получили 39. На ушедший год рост рынка составил около 75%. Впечатляет?
И что делать?
В любом случае производителям планшетов придется искать новые решения, чтобы сохранить их былую популярность и заодно свое место на рынке. Новые высокотехнологичные продукты задают новые стандарты, а пользователь становится более требовательным. Чтобы завоевать расположение покупателя, компании идут на смелые шаги — Apple создает мега-«айпад», да еще и планирует «умный» стилус , Yota Devices пугает всех двусторонним планшетом, а Lenovo выпускает 13-дюймовый Yoga Tablet 2 Pro с четырьмя режимами пользования, необычной подставкой и проектором.
Компании, вероятно, будут вынуждены пересмотреть свои стратегические планы по планшетам. И если в плане инноваций искушенного пользователи уже мало чем можно удивить, возможно стоит обратить внимание на область применения. Учебные классы, профессиональная сфера — могли бы стать надежной нишей для планшетов, где у них будет не настолько много конкурентов. И последнее пристанище планшетов — это игры. Тут они уверенно заменяют игровые консоли, а разработчики адаптируют популярные игры для этих устройств, в том числе с крутой 3D-графикой.
Аналитики Gartner оптимистично смотрят в будущее, и считают, что предпринятые производителями планшетов шаги принесут им 11% роста в следующем 2016 году.
В любом случае, не торопитесь прощаться с планшетом. Да, рост рынка замедлился, да, он вялый, но он есть, и сохранится в 2015 году, а Тим Кук и вовсе считает , что спад — всего лишь временное явление, которое ранее касалось и других категорий «яблочных» продуктов: «Планшеты еще будут править миром, стоит только проявить терпение».