Американская полиция вооружается все более продвинутыми технологиями, а американские граждане все больше теряют свободу личной жизни.
Полицейские постепенно оснащаются все более продвинутыми разработками. Скоро в распоряжении американских органов правопорядка окажутся экзоскелеты, контактные линзы, позволяющие видеть больше, чем обычный глаз, шлемы, способные считывать состояние человека, и другие новинки.
Уже сейчас полиция может отключать мобильные телефоны граждан, сканировать их тела на наличие подозрительных предметов в то время, как те просто идут по улице, проверять воздух в едущем автомобиле на наличие паров алкоголя, моментально идентифицировать человека, получать доступ к приватным камерам наблюдения, а также отслеживать передвижение интересующих полицию автомобилей с помощью GPS-дротиков.
Летальные технологические новшества включают самонаводящиеся «умные» пули, которые могут превратить самого обычного полицейского в снайпера, дроны и дирижабли на солнечных батареях, необходимые для наблюдения за большими территориями и отслеживания целей, продвинутые гранатометы, невидимые танки и другое вооружение.
По мере того, как в распоряжении американской полиции оказываются технологии, которые раньше можно было видеть научно-фантастических фильмах, меняется и сама полиция, а также степень контроля государства над личной свободой граждан.
О том, что полиция становится все больше похожей на армию, а полицейские – на солдат, писали уже не раз. Известно, что профессиональная одежда имеет в той или иной степени символическое значение, выражая цели и ценности той или иной профессии. Это – месседж, причем не только и не столько для окружающих, сколько для самого носителя «мундира», которые подготавливают его к достижению соответствующих целей.
Что же в таком случае означает превращение полицейской формы в военную, и то, что полицейские все более напоминают солдат? Очевидно, полицейские в такой форме будут думать, реагировать на физические угрозы и применять физическое насилие скорее как солдаты, чем как стражи порядка.
Продолжая ход рассуждений журналиста, можно предположить, что прошлогоднее убийство полицейским чернокожего подростка, всколыхнувшее Америку, будет не последним инцидентом такого рода.
Экипировка современных полицейских спецподразделений имеет и другую неоднозначную особенность – она скрывает личность.
Защитные шлемы и очки, а также щиты и даже бронежилеты, которыми оснащены полицейские, увеличивают вероятность того, что они будут воспринимать ту или иную ситуацию как угрожающую и агрессивно реагировать на нее насилием.
«Мы находимся на пороге крупного сдвига парадигмы от фашизма под видом демократии к обществу технократического наблюдения, в котором нет никаких граждан, только цели. Мы все сейчас являемся целями для сканирования, прослушивания, отслеживания. К нам относятся как к картинкам на экране», – пишет публицист и общественный деятель Джон Уайтхед в своей книге Правительство волков: перспективы американской полицейского государства (A Government of Wolves: The Emerging American Police State). Хотя такой вывод может показаться несколько радикальным, первые ласточки «общества технократического наблюдения» уже прилетели.
С одобрения Конгресса США над городом Балтимор, штат Мэриленд, запущены два военных дирижабля, которые позволяют вести наблюдение с помощью радара за площадью более 1 тыс. км в диаметре. В Нью-Йорке полиция скоро начнет использовать мобильные сканеры, которые позволяют им сканировать людей на улице для того, чтобы обнаружить любые скрытые объекты под одеждой, будь то пистолет, нож или что-нибудь другое, что кажется подозрительным.
Сканер, позволяющий обнаружить пистолет или другие подозрительные предметы
Так на экране сканера выглядит пистолет, скрытый под одеждой
Сканеры также позволят осуществлять расширенный сбор данных в полевых условиях, в том числе снимать отпечатки пальцев, сканировать радужную оболочку глаз, распознавать лица и пр. для правительственных баз биометрических данных. Как сообщается, эти сканеры являются более мобильной версией уже несколько лет используемых рентгеновских сканеров в виде гражданских автомобилей, с помощью которых проверяется содержимое проезжающих машин.
Полиция также думает над использованием Google Glass для оперативного доступа к компьютерным базам данных, а также выполнения фоновых проверок по людям, попадающим в поле зрения полицейского. Для похожих задач служат биометрические смартфоны, проверяющие данные сканирования отпечатков пальцев в базах данных.
На оснащение ими офицеров полиции и полицейских автомобилей выделено $160 миллионов. Эти устройства будут иметь доступ к данным службы 911, федеральных, государственных и городских баз ордеров, фотографий пропавших без вести лиц, подозреваемых и других лиц, представляющих интерес для полиции а также последние данные о подозреваемых в терроризме.
Специальные лазеры могут обнаруживать пары алкоголя в движущемся автомобиле и сообщать о нем, передавая фото автомобиля и номера полицейским, которые находятся по пути его следования. В распоряжении дорожной полиции также скоро окажутся патрульные камеры, которые могут определять скорость проезжающих машин, мгновенно выписывать штрафы, распознавать и хранить номерные знаки остановленных, движущихся или припаркованных автомобилей, измерять плотность трафика и участвовать в распознавания лица водителей и пассажиров.
«Век информации оказался несколько иным, чем многие ожидали. Вместо информации, предоставляемой для нас, ключевой стала информация, собираемая о нас. Вместо того, чтобы обеспечить нам анонимность и конфиденциальность для исследования мира фактов и данных, постоянно и неумолимо собирают и исследуют наши данные. Чудеса, которые должны были сделать нашу жизнь проще, мобильные устройства, Gmail, Skype, GPS, и Facebook, стали инструментами для отслеживания нас, какую бы цель не ставили те, кто отслеживают. Мы радостно платим за решетки наших тюрем, покупая один продукт за другим», – отмечает журналист Линн Стюарт Паррамор.