Считается, что инновационная деятельность Apple распространяется прежде всего на высокотехнологичные продукты – смартфоны, компьютеры, интернет-сервисы. В действительности передовые идеи задействованы во всех сферах деятельности компании, включая финансовую.
На минувшей неделе Apple попала под шквал критики после того, как власти Новой Зеландии выяснили, сколько налогов ушло в казну страны благодаря продажам техники Apple. За последние 10 лет производитель iPhone продал здесь товаров и услуг почти на $3 млрд, а налогов заплатил всего около $26 млн. Получается, что эффективная налоговая ставка для Apple в Новой Зеландии составила меньше 1%, что возмутило политиков. При этом власти признают, что американцы действовали в рамках закона: налоги платились, но не в Новой Зеландии, а в Австралии.
“Мне действительно нравится продукция Apple, она по-настоящему инновационная. Но, кажется, их налоговый департамент куда инновационнее, чем все остальные“, — заявил представитель Партии зеленых Джеймс Шоу.
На самом деле Apple действует строго в рамках законодательства и просто перенесла основную налоговую нагрузку в Австралию. Представитель Рабочей партии Дебора Рассел характеризует это так: “они работают абсолютно легально, но есть просто вековая разница между легальностью и моральность“».
Apple обвинения парирует тем, что является американской компанией, и так как “продукция и сервисы создаются в США, там и платится большая часть налогов“.
Это, конечно, не так. Поиск идеальной модели оптимизации налогов для Apple является одной из главных задач на зарубежных рынках. Аналогичная новозеландской проблема есть и в Евросоюзе, где Apple платит все налоги в Ирландии, вызывая возмущение властей остальных стран. Потери от налоговых финтов американской компании страны ЕС оцениваются в $13 млрд.
Великобритания и Италия не раз указывали на то, что необходимо прекратить практику продажи товаров в одной стране и уплату налогов в другой. Это приводит к появлению “налоговых гаваней“, как Ирландия и Австралия, власти которых устанавливают заниженную ставку для транснациональных корпораций и получают доход, причитающийся другим странам.