Четверть жителей развитых стран почти не используют смартфоны для совершения звонков.
По мере того, как мессенджеры и социальные сети продолжают набирать популярность, традиционные услуги мобильной связи становятся всё менее востребованными среди абонентов. Особенно чётко эта тенденция прослеживается в развитых странах, где, по прогнозам аналитиков Deloitte, в этом году более четверти пользователей смартфонов (26 %) будут совершать звонки и отправлять SMS/MMS реже раза в неделю. Они будут обмениваться сообщениями в мессенджерах, а для осуществления голосовой связи использовать специализированные приложения. В исследовании отмечается, что в 2011 г. таких пользователей было 11 %, а в 2015 г. их стало уже 22 %.
Вместе с тем продолжительность разговоров в сетях сотовой связи растёт: в 2012–2015 гг. она увеличилась на 20 %. Аналитики Deloitte объясняют это снижением стоимости голосового трафика, появлением пакетных тарифов с предоплаченным лимитом разговоров, а также доминирующим положением мобильных телефонов над стационарными. При этом владельцы смартфонов тратят на неголосовые услуги времени больше, нежели на звонки.
По оценке аналитиков J’son & Partners Consulting, в 2014 г. из-за интернет-сервисов российские мобильные операторы не досчитались 15–20 млрд руб. — около 2 % годовой выручки. В мире же, по подсчётам Juniper Research, операторы понесли потери в размере $14 млрд.
Как рассказал управляющий партнёр AC&M-Consulting Михаил Алексеев , в развитых странах выручка операторов стагнирует и даже сокращается. Это объясняется тем, что под напором конкуренции со стороны мессенджеров они начинают бесплатно предоставлять абонентам безлимитный голосовой и SMS-трафик. Алексеев также подчеркнул, что в России эта конкуренция пока ощущается не так остро из-за того, что в стране пока нет столь же широкого покрытия сетями LTE, а пользоваться коммуникационными сервисами в условиях 3G бывает не всегда комфортно.