Юнит тесты. Первый шаг к качеству

в 7:39, , рубрики: automated testing, bdd, software testing, tdd, testing, Тестирование IT-систем

Однажды меня попросили рассказать о юнит тестировании в javascript, но прежде чем рассказывать о тестировании в мире front-end, надо было сделать небольшой обзор юнит тестирования как такового. В результате чего на свет и появилась эта статья, в которой я попытался рассказать о самых важных моментах в юнит тестировании.

Юнит тесты. Первый шаг к качеству - 1

Несмотря на различные трактовки юнит тестирования, есть несколько вещей которые объединяют этот термин.

Но есть моменты, в определении юнит тестирования, которые до сих являются спорными. В частности, что рассматривается под юнитом (единицей тестирования)? Подход ООП рассматривает класс как юнит, процедурный (или функциональный) подход, рассматривает одну функцию как юнит. Некоторые разработчики берут несколько классов и считают это юнитом, или берут набор методов в качестве юнита. Но на самом деле это ситуационная вещь, команда сама решает, что должно быть единицей тестирования в их системе.

Преимущества юнит-тестирования очевидны:

  • Являются низкоуровневым и фокусируется на маленькой части ПО
  • Тесты пишут сами разработчики
  • Тесты выполняются очень быстро, можно выполнять тесты несколько раз в минуту
  • При разработке можно выполнять не все тесты, а только те, которые необходимы именно вам

Таким образом, при использовании юнит тестирования скорость разработки существенно не уменьшается, но при этом возрастает качество самого продукта.

Важное различия в юнит тестировании, это какой тип тестирования вы выберите: Solitary (одинокий) и Sociable (общительный) тест. Термины впервые ввел Jay Fields.
Sociable (общительный) тест — это тест который использует реальные методы (или классы), которые входят в тестируемую единицу. Например, вы тестируете метод «цена» из класса заказов. Методу «цена» необходимо вызвать методы из класса клиент и продукт. В данном виде тестов будут вызваны именно эти методы, и ошибка в этих методах приведет к ошибке теста. Методы из классов клиент и продукт называется партнеры (collaborators).
Юнит тесты. Первый шаг к качеству - 2
Solitary (одинокий) тест — это тест, который в качестве партнеров использует дубли (TestDouble). Тест-дубли — это общий термин для любого случая, в котором вы заменяете реальный объект, исключительно для целей тестирования.
Юнит тесты. Первый шаг к качеству - 3
Хорошую классификация дублей сделал Жерар Мезарос (Gerard Meszaros), более подробно об этом можно почитать здесь

Каждый из этих методов тестирования имеет свои достоинства и недостатки, и между сторонниками этих двух методов ведутся горячие споры. Сторонников Solitary (одинокий) тестов также условно называют Mock-исты (Mock — подделка), а сторонников Sociable (общительный) тестов условно называют Classicists (не смог найти аналогов в русском языке). Хочется отметить, что сторонники Sociable (общительного) тестирования, также используют дубль-тесты для доступа к внешним ресурсам, например, к БД. Отчасти, это делается по причине скорости доступа. Но использовать дубли для доступа к внешним ресурсам это не абсолютное правило, если доступ к ним стабилен и достаточно быстр, то можно обойтись и без дублей. В любом случае разработчик сам решает, когда ему лучше применить дубли.

Одно из достоинств техники тестирования Solitary (одинокий) в том, что разработчики фокусируются на поведении приложения, а не на состоянии. Недостаток в том, что подделки могут замаскировать ошибку, которая присутствует в методе-партнере. Поэтому, при использовании тестов-дублей необходимо выполнять интеграционное тестирование. Достоинство тестирования Sociable (общительный) в том, что это уже по сути начальное интеграционное тестирование, но недостаток в том, что если упадет один метод это приведет к падению всех тестов, связанных с этим методом, что затрудняет отладку.

Я не буду подробно останавливаться на достоинствах и недостатках того или иного подхода в тестировании, об этом можно почитать у Фаулера в статье Mocks Aren't Stubs

Основные свойства unit-тестирования – это небольшой объем, сделанный самим программистом, и скорость – что означает, что они могут выполняется часто во время программирования.

Разработчики могут выполнять их после любого изменения в коде. Но не обязательно запускать всегда все тесты, достаточно выполнить только те тесты, которые взаимодействуют с кодом, над котором вы трудитесь в текущий момент.

В конце 1990-х годов Кент Бек разработал технику «разработка через тестирование» (Test-Driven Development, TDD), как часть экстремального программирования. Эта техника для построения ПО, которая управляет процессом разработки через написание тестов. В сущности, повторяет три простых правила:

  • Сначала пишется тест
  • Затем пишется код под этот тест
  • Рефакторинг нового и старого кода, чтобы улучшить качество кода

Процесс начинается заново пока не получится желаемый результат.
Юнит тесты. Первый шаг к качеству - 4

Написание теста первым дает два преимущества:
1. Это способ получить само-тестируемый код
2. Думая сначала о тесте вы заставляете себя думать об интерфейсе самого кода. Эта фокусировка на интерфейсе и на том как вы используете класс помогает вам разделить интерфейс от реализации.

Самая большая ошибка при использовании данной методологии — это пренебрежение третьим шагом, рефакторинг. Это приводит к тому, что код будет “грязным” (но по крайней мере, будут тесты).

BDD (Behaviour Driven Development) или разработка на основе поведения, появилось в процессе эволюции unit-тестирования и разработана Дэном Нортом (Dan North) в 2006г. Как утверждает сам автор, методология должна помочь людям изучить TDD. Она появилось из agile практик и предназначена сделать их более доступными и эффективными для команд-новичков в Agile.
Со временем, BDD стало охватывать более широкую картину agile-анализа и автоматическое приемочное тестирование.

Это привело к тому, что сами тесты стали переименовывать в поведение (спецификации), что позволило сфокусироваться на том, что объекту нужно сделать. Таким образом, разработчики стали создавать для себя документацию и записывать названия тестов в виде предложений. Они обнаружили, что созданная документация, стала доступна бизнесу, разработчикам и тестерам.
Считается, что разработка на основе поведения одно из ответвлений Mock-стилей (или Solitary-тест), т.е. тесты преимущественно строятся с использованием дублей.

Позднее, появился стиль написания тестов Given-When-Then, или, как его стали называть, спецификация поведения системы. Стиль был разработан Дэном Нортом (Dan North), совместно с Крисом Маттисом (Chris Matts). Идея заключается в том, чтобы разбить написание тестового сценария на три раздела:

  1. Дано (Given) — состояние, до того, как вы начнете описывать поведение. можно рассматривать как предварительное условие теста.
  2. Когда (When) — поведение, которое вы описываете.
  3. Тогда (Then) — изменения, которые вы ожидаете от поведения

Пример:
Описание: Пользователь продает акции.
Сценарий: Пользователь запрашивает продажу до закрытия торгов
Дано (Given): У меня есть 100 акций MSFT и 150 акций APPL и время до закрытия торгов.
Когда (When): Я прошу продать 20 акций MSFT
Тогда (Then): У меня должно остаться 80 акций MSFT и 150 акций APPL и заявка на продажу 20 акций должна быть выполнена.

Не взирая на то, что с момента появлений методологий TDD и BDD прошло довольно много времени, многие разработчики до сих пор спорят друг с другом о целесообразности их применения. Кто-то утверждает, что нет необходимости писать тесты перед кодом, другие заявляют, что написание тестов после кода бессмысленно. Но и та и другая стороны согласны в одном, что тесты нужно писать! Методология BDD с точки зрения программистов, как утверждает сам ее автор (BDD IS LIKE TDD IF…), не отличается от TDD. Там используются все те же правила, что и в TDD: тест, код, рефакторинг. Отличие заключается в том, что BDD охватывает более широкую публику. Спецификации становятся доступными не только программистам, но и людям, не разбирающимся в коде, но имеющим отношение к разработке ПО. Таким образом, в процесс создания тестов подключается вся команда: аналитики, тестеры, менеджеры.

Одно очевидное преимущество юнит-тестов в том, что они могут радикально уменьшить число ошибок, которые попадают в продукт. В основе этого лежит культура, в результате которой разработчики думают о написании кода и тестов вместе.

Но самое большое преимущество не в том, чтобы просто избегать ошибок в продукте, а в уверенности в том, что вы можете вносить изменения в систему. Старый код часто является ужасной картиной, где разработчики боятся его менять. Даже исправление одной ошибки может быть опасно, т.к. вы можете создать больше ошибок, чем исправите. В таких случаях, добавление новых возможностей происходит очень медленно, вы также боитесь сделать рефакторинг системы, увеличивая тем самым технический долг (TechnicalDebt) и попадаете в плохую спираль, где каждое изменение заставляет людей боятся еще большего изменения.
С тестами другая картина. Здесь люди уверены, что фиксация ошибок, может быть сделана безопасно, потому что, если вы допустили оплошность, то детектор ошибок сработает, и вы можете быстро восстановить и продолжить. С помощью этой системы безопасности, вы можете всегда поддерживать код в хорошей форме и уже не окажетесь в плохой спирали.

В качестве детектора ошибок (само-тестируемая система) выступает процесс выполнения серии автоматических тестов (не только юнит), и вы уверены, что тесты пройдут и ваш код не содержит существенных дефектов. Если кто-то в команде случайно сделает ошибку, сработает детектор. Выполняя тесты часто, несколько раз в день, вы можете обнаружить ошибки сразу после их появления, поэтому вы можете просто посмотреть последние изменения, что значительно облегчает поиск ошибок. Никакой программный эпизод не завершен без рабочего кода, и тестов, поддерживающих его работу.
Юнит тесты. Первый шаг к качеству - 5
Само тестируемая система – это часть Continuous Integration (непрерывная интеграция) и Continuous Delivery (непрерывная доставка), но это тема уже выходит за рамки данной статьи.

Одним из важных действий команды, которая практикует различные тесты – это реакция на ошибку в продукте. Обычная реакция команды, это сначала написать тест, чтобы обнажить ошибку, и только потом попытаться исправить ее. Часто написанием этого теста будет серия тестов, которая постепенно сужает область действия до тех пор, пока вы не добьетесь юнит-теста, который эмулирует ошибку. Эта техника гарантирует, что после исправления ошибки, она останется фиксированной. Позиция должна быть в том, что любая ошибка, это не просто провал в коде, это также провал в защите тестирования.

В качестве детектора ошибок или автоматических тестов, выступают не только unit-тесты, но также интеграционные тесты, и другие автоматические тесты. Но unit-тесты здесь играют основу, т.к. написать их просто и выполняются они очень быстро.

Высокоуровневые тесты — это вторая линия обороны. Если вы получили ошибку в высокоуровневом тестировании, то это не просто ошибка в коде, это отсутствующий или некорректный юнит тест!

Список источников:

  1. Martin Fowler UnitTest
  2. Martin Fowler TestPyramid
  3. Martin Fowler SelfTestingCode
  4. Martin Fowler TestDrivenDevelopment
  5. James Shore The Art of Agile Development: Test-Driven Development
  6. Введение в программирование через поведение (BDD)
  7. Martin Fowler GivenWhenThen

Автор: fmva

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js