Всегда любил читать истории разработчиков. Мне нравилось пересчитывать их победы и доходы, но особенно — представлять себя на их месте. Не обращал внимание на истории с грустным концом. Шел вперед с горящими глазами и думал, что этого будет достаточно.
Ниже я описал путь от мечты о создании приложения и огромном заработке до суровой реальности всех инди-разработчиков.
Предисловие
В обычной жизни я flash-game разработчик. Сам в игры не играю и не понимаю, зачем это людям (может быть, из-за моей профессии). Отбирать время у людей мне невыносимо, а вот давать его – это настоящая радость. С начала своей деятельности в качестве разработчика я хотел реализовать Свою Идею и искал ее во всех углах каждую минуту… Прошел год – я вымотался и совсем расстроился. «Видимо, не мое это», — подумал я и смирился. Через неделю идеи полезли отовсюду. Я не успевал обрабатывать одну, как приходила новая, еще более «крутая». За полгода ни одна из них так и не вышла в свет. Тут я собрался с мыслями и сказал: «СТОП!» Надо взять одну идею и сделать из нее шедевр.
Рынок
За время работы я понял, что работать в родной Беларуси с клиентами сложно. Все хотят Феррари за 300$. Я обратил свое внимание на рынок мобильных приложений. Тогда у меня еще был старенький Самсунг на Андроид. Извращался с eclipse и был доволен. Однажды ко мне пришел друг с более новым Самсунгом и я решил протестировать приложение на нем. О, ужас! Все прыгает в разные стороны (хотя на симуляторах все было в полном порядке). Мое терпение лопнуло, и я закинул это дело.
Apple
На мои глаза попался образ Maveric на Windows. Долго корпел, чтобы поставить — и тут он завелся. Поставил Xcode и был поражен, что даже на виртуалке он работает лучше, чем eclipse на винде. Не пришлось особо разбираться с интерфейсом, потому что и так все понятно. Тогда я и понял, что хочу разрабатывать на iOS. Пару раз виртуалка отказалась компилить проект. После этого я решил, что надо идти дальше, и купил б/у МакБук.
Идея
Моя жена каждый день задает один и тот же вопрос: «Какая на улице погода?.. Что мне надеть в такую погоду?» Я смотрю в окно и вижу: бабушка в шубе идет на рынок, а парень в майке играет в футбол.
Тогда мне пришла идея создать приложение, которое будет точно показывать, что надо надеть в нужное время в конкретном месте.
Я нашел пару похожих сервисов. Один из них был связан с какой-то знаменитостью, другие отнеслись к одежде несерьезно, остальные сделали фото одежды и не совсем удачно их сопоставили.
Передо мной стояла непростая задача, но тогда меня было уже не остановить.
Поиск единомышленников
Так как идея была не совсем новая, я не боялся, что её украдут. Наоборот, начал задавать всем вопросы. И извлек из этого большую пользу. Люди смотрели на мой замысел по-разному, и мне удалось получить ценные советы из всех мнений. Если бы я держал идею в себе, то ошибки обнаружились бы только из комментов в Store. Это сэкономило очень много времени и усилий.
Разработка структуры и дизайна
Дизайн разрабатывался и совершенствовался в течение всего времени, пока шла разработка приложения. Хотелось найти что-то действительно стоящее. В конце концов была выведена формула: «Чем проще – тем лучше!»
Изначально я отображал на экране всю информацию. Придерживался принципа «хорошего много не бывает». Но после того, как макет №1 стал получать комментарии «Экран перегружен информацией», решил, что надо что-то менять.
Тогда и пришло понимание, что надо уменьшать количество блоков информации. Еще один случай направил меня в эту сторону. Когда я дал другу приложение и попросил поюзать, у него был такой момент: приложение показало температуру +10C и ветер 12м/с. Посмотрев на персонажа, он сказал, что надо одеться теплее, так как большой ветер. Хотя приложение показало адекватный комплект одежды, потому что оно изначально использовало формулу эффективной температуры, которая сочетает в себе температуру воздуха, влажность и скорость ветра. Но моего друга сбил этот показатель. Тут я понял, что все, что отвлекает пользователя от основного — одежды по погоде – надо убрать. Вот так мы дошли и остановились на структуре №3.
Довольно долго разрабатывалась и иконка. Было множество вариантов, но по большинству голосов была выбрана первая версия:
Осторожно, локализация!
Приложение было переведено на 15 языков. Но при публикации меня ждало большое разочарование: описание, скриншоты и ключевики можно перевести только для основных языков (а это значит, что никакого украинского, белорусского, польского, эстонского, иврита и арабского) Если вы собираетесь делать локализацию, проверяйте перед этим, поддерживает ли AppStore нужные вам языки. Вот актуальный список:
Выбор модели монетизации
После всех «за» и «против» была выбрана модель платного приложения. Так как, по моему мнению, мы создали самое качественное приложение среди аналогов, но целевая аудитория намного меньше, чем у игр, а в категории бесплатных выбраться в топ нереально. Причем никакого другого нормального способа монетизации, кроме рекламы, придумано не было.
Скриншоты
Скриншоты подверглись обязательной обработке и, по-моему, получились хорошие.
Лендинг
Здесь я решил креативить по-полной. Не хотелось покупать шаблон на WordPress, так как это может сделать каждый. Я создал 7-секундный ролик, который рассказывает, что делает приложение. Правда, пока не удалось оценить его эффективность.
Публикация
Наконец-то приложение было протестировано и опубликовано по цене в 1.99$. Мы выбрали мягкий запуск: получить первый фидбек и возможные баги, чтобы потом все исправить и вложиться на выход в топ, будучи в полной уверенности, что у нас все отлично.
Хотелось дать себе передышку после целого года работы. Получить первую отдачу от моего детища. Но не тут-то было…
Сразу же после публикации мы ждали, что приложение появится в «новых» в категории «погода». Это позволило бы получить первые рывки скачиваний в топе «новых». Но оно все никак не появлялось. Позже я нашел его глубоко (после нажатия «см. все») внутри новых. Значит, этот раздел формируется не от даты публикации, а от каких-то других неизвестных мне параметров. Тут было первое разочарование. В этот же день я попросил знакомого из Москвы купить приложение.
Мы в «топе»
На следующий день я обнаружил свое приложение на 4 месте в топ платных по России в категории «погода». Хотелось бы радоваться, но я понимал, что это очень плохо. Это означало, что категория погоды настолько мала и настолько мало в ней идет покупок, что достаточно одной, чтобы выйти в топ. Значит, там нет никакого движения. День мы провисели в топе погоды и не получили ни одного скачивания. Планы были разбиты. Надо поднимать планку и брать топ AppStore.
Подготовка к рывку
При подготовке к продвижению мы изучили тонны информации. После глубокого анализа был сформулирован общий план:
1. Выход обзоров. Среди всех тематических сайтов выбор пал на 4pda.ru, appledigger.ru, app-s.ru, macdigger.ru и planetiphone.ru. Обзоры проплачены, в общем, потрачено 500$. (Еще была отправлена dev story на сайт iphones.ru, по плану должна была выйти как раз в день публикации всех обзоров.)
2. Поддержка позиции в топе с помощью рекламы в Facebook. Я создал несколько объявлений и подключил счет.
Оставалось только ждать намеченного числа...
Продвижение
День первый
Обзоры начали выходить с 11 утра. Но картина этого дня оказалась совсем странной. За этот день в целом было сделано 35 покупок. В 17-00 мы добрались до Топ-3 погоды и Топ-300 всего AppStore. «Нам отказали в публикации dev story на iphones.ru. Плюс произошла задержка выхода обзора на macdigger.ru на 1 сутки», — подумал я. Но это не могло быть оправданием сложившейся ситуации.
День второй
После выхода задержавшегося обзора мы уже добрались до Топ-150 всего AppStore. 31 покупка. Я пробовал включать рекламу на Facebook. Но потратив 13$ на 8000 показов рекламы мы не получили ни одной установки.
Из комментариев под обзорами я понял, что люди не готовы платить за то, что и так понятно, так как никто не ошибался в выборе одежды. Возможно^ это еще и потому, что «дорога ложка к обеду»: товар надо предлагать тогда, когда он нужен. Подбор гардероба на день происходит в 7 утра с «закрытыми глазами», когда не до AppStore и обзоров.
День третий и последующие...
Я обнаружил скопированные обзоры в группах «Вконтакте». После публикации в группе численностью 500 000 человек, через 3 часа обнаружил приложение на 1 месте в категории «Погода» и на 65 месте в топе всего AppStore. За это время было 10 скачиваний.
Пересчет рейтингов производится каждые 3 часа. Проанализировав всю статистику скачиваний, могу сказать, что позиция в топе в основном определяется по скачиваниям за предыдущие 3 часа. Именно после таких вот рывков позиции приложения резко взлетали.
Через 3 часа снова падали на дно. Выводы делайте сами.
Немного цифр
Полгода идея была в моей голове, и год разрабатывалось приложение. За это время потрачено:
$150 — дизайн (без иконки);
$150 — локализация (15 языков);
$3500 — примерно 500 часов моей работы по ставке, разделенной на 2;
$500 — на обзоры;
$13 — на Facebook;
$200 часов бессонницы – приложение не отпускало меня ни днем ни ночью.
За 50 дней после публикации без продвижения мы получили 70 покупок и заработали почти 90$. За неделю после продвижения заработали еще 200$.
Выводы
В первую очередь надо изучить рынок. Я пробивал количество покупок приложений в сервисе xyo.net. Он дал мне очень большой заряд энергии, показывая, что не лучший аналог, выпущенный для России и даже не оптимизированный под iphone 6/6+ получил 8 000 покупок (по 0.99$). И он даже не появлялся в Топ-50 ни одной страны. Возможно, что не увидев этих цифр, я бы не продолжил разработку приложения. В реальности же этот сервис можно использовать только для поднятия духа, но никак не для бизнес-плана.
Продукт оказался своеобразный, но даже после всего услышанного в наш адрес я считаю его полезным. Просто для него надо найти свой индивидуальный метод продвижения и монетизации.
По поводу продвижения — тут мы за минимальный срок получили колоссальный опыт.
1. Не стоит полагаться на информацию 1-2-годичной давности. AppStore развивается и меняет свою политику.
2. Все каналы трафика надо запускать единовременно. Задержка может сломать все планы.
3. Не стоит рассматривать лучший исход. Продумайте худший и свои действия при нем, так как скорее всего вас ждет именно он.
Автор: ConstFlash