Идея создания книги собственными руками поселилась в голове изрядно давно. Изучив практическую сторону вопроса, я лишь укрепился в этом желании, но руки никак не доходили даже до выбора книги. И вот некоторое время назад судьба распорядилась за меня. В силу обстоятельств непреодолимой силы во мне появилось желание подарить уникальную вещь, а, как известно, лучше книги подарка нет. Выбор пал на любимое произведение объекта моего неконтролируемого интереса, невероятно мудрое и емкое, смыслом, а не словами, творение Экзюпери — «Маленький принц». Желание творить подстегивала и моя личная любовь к этой книге. Решение было принято, время неумолимо приближало момент вручения, и я приступил к работе.
С чего начать было главным вопросом. Слава гуглу и хабру, мне удалось найти несколько довольно подробных инструкций по переплету книг, обещающих при грамотном подходе результат, который мог бы устроить внутреннюю тягу к прекрасному.
Я оставлю ссылки на эти статьи в конце вместе с благодарностью авторам. Хочется думать, что мне удалось взять лучшее из их методов и принести кое-что свое.
Для начала стоило выбрать формат. Для меня это был а6, ведь книга небольшая, и при бОльшем формате получилась бы непрезентабельно тонкой, ну и в таком размере, по моему мнению, выглядит куда милее. Первым шагом ожидаемо стала верстка. Понадобилось скачать несколько версий, прежде чем удалось найти вариант с уместным форматированием (чтобы меньше править) и цветными картинками, которые, впрочем, чуть позже были заменены на более качественные. Сама верстка заняла несколько часов, нужно было выбрать подходящий по размеру и стилю шрифт, заменить и менее хаотично расположить картинки, подобрать подходящие отступы. При верстке более емкой книги понадобится значительно большее время.
Далее печать. Тут стоит сразу сказать, что еще на стадии подготовки решил для себя, что хочу получить результат максимально аккуратный, а потому по ходу всего производства я не стеснялся использовать автоматизированное оборудование — принтеры, резаки и лазерный гравер.
Итак, печать. Очередность страниц задавалась с помощью программы wordpage, ибо она оказалась самым простым инструментом и в общем-то удовлетворяющим меня по всем пунктам. Единственное, чего ей не хватает – расчета нумерации для двусторонней печати.
Тут все просто, нужно задать свои параметры – количество страниц, количество страниц в тетради, распечатать страницы из первой строки, перевернуть листы и распечатать страницы из второй строки. Главное, не напутать с ориентацией.
Обрезка листов под размер А5 производилась на предназначенном именно для этого пресс резаке для бумаги, так что все было аккуратно, быстро и беспроблемно. Можно, конечно, порезать канцелярским ножом, но результат будет хуже, а времени на это потратить придется куда больше. Вместе с обрезкой листов для книги стоит сразу обрезать и пару чистых листов из более плотной бумаги, для форзацев, аналогичного размера.
Теперь складываем А5 пополам и получаем заветный А6, и вместе с ним первое представление о том, как это будет выглядеть в итоге. Складывать надо с учетом номеров страниц. Так как я решил переплетать тетрадками по 16 листов, у меня в тетради было 4 листа А5. Внутренние стоит сгибать с сильным нажимом (можно даже ногтем провести в месте сгиба), наружние наоборот, со слабым, таким образом получаются аккуратные тетради, ровные и с одинаковыми краями (которые, в прочем, все равно надо потом обрезать).
Переплет было решено шить насквозь. Больно мне понравилось, как выглядят цветные нитки на развороте тетради, да и выглядел такой вариант несколько крепче. Для прокалывания отверстий нужно взять более плотную бумагу (у меня это было 240г/м^2), обрезать ее по высоте листов и разметить, учитывая ширину шнурка, вокруг которого будете сшивать страницы, а также сделав отступ от краев по 10 мм (не обязательно именно столько, просто в моем случае это выглядело хорошо).
Далее прикладываем этот шаблон к каждой тетради по очереди (для дополнительной фиксации прижимал его канцелярскими зажимами) и острым шилом делаем аккуратные отверстия, ровно напротив линий разметки. Это очень ответственный этап, требующий максимального тщания и точности. Чем аккуратнее мы будем здесь, тем меньше потом придется править.
Переплет я сшивал с помощью ниток для вышивания (мулине), выглядит хорошо, держат отлично, что еще нужно?! Так как это подарок, стоило учесть предпочтения будущего хозяина, любимый цвет – зеленый, осталось только найти нитки нужного оттенка. Сшивается переплет начиная с первой или последней тетради, сначала продеваем нитку снаружи внутрь книги, по краям где нитка переходит из одной тетради в другую, закрепляемся с помощью узлов.
Получившуюся конструкцию, выровняв тетради относительно друг друга, зажимаем в пресс и аккуратно промазываем клеем. Я использовал специальный клей для картона и бумаги, UHU creative. Быстро сохнет, отлично клеит, не на водной основе, так что не размачивает бумагу и после склеивания остается несколько эластичным. Оставляем высыхать.
После того как наша книга высохла и склеилась мы можем достать ее и оценить результат.
Далее берем вырезанные вначале листы для форзацев, складываем пополам и, промазав клеем край возле сгиба (я мазал 5мм), приклеиваем с внешних сторон.
Ожидаем высыхания, обрезаем лишние нитки и шнурок от переплета, закрепляем края шнурка и узлы клеем, он отлично впитывается в ткань и держит объем. Для усиления переплета клеим на него что-то «марлеподобное». У меня это была канва (опять же из области вышивки). Пока что не крепим ее к форзацем, чтобы застывший клей не мешал нам дальше.
Из за того, что листы в тетрадях сворачиваются один вокруг другого, в итоге передний край получается немного «зубастым», ну и как мы не старались, идеально ровно сшить страницы все же не получается.
Самое время сделать чистовую обрезку. Здесь нужно быть осторожным. Из-за ниток и сгиба бумаги сторона с переплетом получается немного толще, поэтому под прессом нужно сжимать осторожно, чтобы переплет не повело, иначе срез получится неровный. Проще всего подложить сверху центральной части лист картона, чтобы книга прижималась по всей площади.
Итак, книга теперь ровная и выглядит очень здорово, но будет лучше. Пришло время спрятать не очень красивую заднюю часть. Для этого нужны капталы (каптальная лента и т.п.). Вообще, ленту эту самую можно купить. Но найти ее не так просто в розничной сети, а через интернет не так быстро. Время уже поджимало, кроме того, я хотел сделать капталы одинаковые по цвету с форзацами и переплетной ниткой. Так было принято решение сделать их самому. Я просто взял ленту, которую использовал для переплета, и обшил ее с одной стороны той же зеленой ниткой, сложенной вдвое, затем ленту фигурно обрезал.
Ленту эту вроде как положено пришивать к переплету, через тетради (в те же отверстия). Но, во-первых, они у меня уже были под слоем клея, во-вторых, это было бы некрасиво на развороте тетради, ну и до кучи я предположил, что книгу никто кидать не будет, потому и на клею капталы прекрасно удержаться, так что просто приклеил их. Сначала основную часть, так чтобы клей не выступал из под нитки, но в то же время держал ленту прямо под ней, а после высыхания немного укоротил боковые «рукавчики» и приклеил их к основной части крест на крест.
Ну, сама книга у нас готова. Теперь дело за обложкой. Обложка должна быть по высоте немного больше книги. Так как книга маленькая, я сделал картонки по высоте больше на 10 мм (по 5 мм с каждой стороны), по ширине такие же как книга. Шаблон был отрисован в Corel и вырезан на лазерном гравере. Для наружней части я взял фактурную дизайн бумагу темно-коричневого цвета, отрисовал в Corel расположение элементов на ней и линий для обрезки, чтобы не вымерять ничего, и напечатал все это на бумаге, на обычном “лазернике” a4 формата. Затем вырезал по линиям канцелярским ножом. На бумаге умещаются все элементы + по 8.5 мм на сгибающуюся часть.
При такой разметке стоит учитывать толщину картона, чтобы оставить напуск для сгиба.
Наносим на картон тонкий равномерный слой клея, при этом достаточный для того, чтобы он качественно закрепился за бумагу, и прикладываем по разметке осторожно придавливаем. Клей высыхает быстро, так что ошибки здесь не должно быть. У меня одна картонка при сдавливании сместилась на пол миллиметра, вернуть на место ее уже не удалось. Бумага при этом отделялась только с верхним слоем картона. Хорошо, что я вырезал сразу 2 комплекта картонок, пришлось все переделывать. После подсыхания заворачиваем края, промазав клеем; затем оставляем сохнуть.
Кусочек клея на внутренней стороне будет скрыт форзацем, так что не критичен, вот что в итоге получилось:
Примеряем книгуЖ
Все получилось аккуратно и красиво, и вроде бы можно вклеивать книгу, а потом наносить изображение на обложку, но я решил что можно сделать лучше! Обложка была хороша, а с нанесенным изображением стала бы еще лучше, но она не выглядела достаточно долговечной, не завершенной что ли. И я решил что обложка должна быть кожаная. Навыков работы с кожей у меня не было, материал это капризный, требующий опыта и инструментов, которыми я тоже не располагал, и потому я обратился к человеку, который занимается всяческими кожаными работами (в следующий раз и это буду делать сам). Обговорили все детали, материал, изготовление и т.п., я вручил ему бумажную обложку, для оклейки и прошивки шнурком кожаным. Вот что вышло.
Снаружи мне сразу все понравилось, а с внутренней стороны ждал сюрприз. Края были ужасно криво обрезаны. По длинной стороне была возможность их немного подрезать, чтобы поровнять, что и было сделано с помощью острого канцелярского ножа и металлической линейки.
А вот по коротким сторонам (низ и верх) обрезать было нечего, пришлось шаманить. Намазал немного клея, приложил к краю линейку, и вытягивал кожу там, где не достает, прижимал, где выступает. В правом нижнем углу обложки не хватало большого куска, пришлось вырезать, подклеивать и ровнять из кусочков, которые обрезал. После высыхания это все еще можно заметить, но в глаза не бросается.
После всех вышеописанных мероприятий обложка приняла достойный вид, который меня удовлетворил. Клеим книгу.
Промазываем тонким равномерным слоем поверхность форзацев вместе с канвой, прижимаем. Между сгибом форзаца прокладываем лист большего размера, чтобы излишки клея, которые в любом случае будут, пусть и в незначительном количестве, не склеили страницы. Пять минут вполне достаточно, открываем, убираем излишки клея, он все еще не высох, и убирается почти без следа. То же самое с другой стороны, затем кладем сохнуть. Внимательно посмотрите, чтобы клея не было на страницах.
Пришло время для декоративных работ. Для нанесения на обложку было выбрано изображение, расположившееся во главе поста.
Для получения хорошего результата нужно из растрового изображения сделать векторное. Грубую часть работы выполнила утилита Vector magic, довести изображение до ума помог знакомый дизайнер. Вот что вышло.
Теперь изображение пригодно для гравировки. Скрестив пальцы, помещаем книгу под лазер. Одна минута переживаний — и все готово. Теперь осталось удалить следы от сгоревшей кожи, сажа это или что-то подобное. Она хорошо впитывается в мелкие поры кожи, потому удалить ее не так просто. Я сделал это стеркой, но не все прошло так гладко как хотелось бы.
В целом результат меня устроил, но пока кожа была слишком маркой и не защищенной. Чтобы на коже не оставалось отпечатков жирных пальцев и она в целом была более защищена, нужно нанести финишное покрытие. Оно впитывается в верхний слой, придает легкий блеск (эффект может быть разным, зависит от состава) и водоотталкивающие свойства. И тут меня ждала неудача. В процессе стирания следов гравировки я повредил тонкий верхний слой кожи, который, очевидно, имел какое-то дополнительное покрытие. После нанесения «финиша» кожа в этом месте потемнела. И хоть все, у кого я спрашивал, говорили мне, что все в порядке, расстройству моему не было предела.
Что я только не перепробовал, чтобы удалить потемнение, ничего не помогало. Решение было найдено довольно быстро.
Это и было последним штрихом. Теперь меня все устраивало. Финишное покрытие ко всему прочему закрепило мелкие элементы рисунка. Теперь книга выглядела и чувствовалась действительно достойно и долговечно. Смотрим, что получилось.
В завершении несколько советов. Учитывайте расположение номеров страниц на развороте, я об этом вспомнил лишь когда страницы были распечатаны и проколоты для переплета. Как видите, на левой стороне номера страниц в неподходящем месте. Переделывать не стал, решил, что это лишь добавит индивидуальности. Перед непосредственно книгой стоит вкладывать чистый лист, или же лист с обложкой, потому что первая страница открывается хуже остальных, из за 5 мм, за которые держится форзац. По максимуму делайте все сами, «хочешь сделать хорошо – сделай сам». Работы с кожей в следующем проекте (он непременно будет) буду проводить сам, чтобы изначально сделать аккуратно, пусть это и займет в десять раз больше времени. Гравировать кожу лучше уже с нанесенным финишным покрытием, тогда сажа стирается простой тряпочкой или ваткой, без всяких трудностей и жертв.
Ну и что хотелось бы сказать. Я потратил на этот проект где то 2 недели, по часу, полтора в день. Я вложил в эту вещь собственный труд и душу. Мне действительно нравится то, что получилось. Это уникальная вещь, это именно то, что я хотел сделать. Мне никогда и ни за что не удалось бы купить чего-то столь же наполненного эмоциями. Это, безусловно лучший подарок, который я когда либо делал. Думаю, понятно, что оно того стоило.
Надеюсь, мой опыт кому-нибудь пригодится.
Использованные материалы
www.strana-naoborot.com/5raznoe/book/pereplet.htm
habrahabr.ru/post/96684/
Автор: AbraX