В недавнем топике по следам печальной истории «Фобос-Грунта» была затронута версия о заговоре руководства НАСА, якобы заставляющего сотрудников перекрашивать марсианские снимки с голубым, почти земным небом и кучей зеленой растительности в сплошные чужие красно-рыжие тона. Тема вызвала приличный отклик, и, я думаю, многим хабрапользователям было бы интересно самим поучаствовать в сеансе разоблачения жуликов космического масштаба. Либо «утки» такого же масштаба — смотря что покажет нехитрый эксперимент.
Нам понадобится:
- Совсем чуть-чуть простейшей теории о том, что и как снимают камеры марсоходов.
- Несколько исходных снимков этих камер.
- Любой графический редактор, позволяющий работать с цветовыми каналами (хотя бы GIMP).
Теоретическая часть топика основана на кратком вольном пересказе подборки написанных по горячим следам (в 2004 г.) грамотных постов с какого-то, судя по всему, (анти)конспирологического форума, ныне доступной в веб-архиве.
1. Теория
Сразу уточним, что будем работать с материалами марсоходов-близнецов «Спирита» и «Оппортьюнити», второй из которых до сих пор функционирует (вот уже 9-й год!).
Нас интересуют снимки панорамных камер (внешняя пара «глаз», похожих на стереоглаза Джонни-Пятого и Валл-И из соотв. фильмов:) — именно из них собираются «цветные» панорамы марсианских ландшафтов, вызывающие у многих недоверие.
Эти камеры — не цветные. В отличие от обычных цифровых фотоаппаратов, где каждый пиксель снимается одновременно на три чувствительных элемента через три светофильтра, камеры марсходов делают снимки на одну черно-белую матрицу последовательно, механически меняя фильтр. У правой и левой камер слегка разные наборы фильтров, вот такие:
Левая камера | Правая камера | ||||
---|---|---|---|---|---|
Фильтр | Длина волны, нм | Ширина полосы, нм | Фильтр | Длина волны, нм | Ширина полосы, нм |
L1 | Без фильтра (свободная «дырка») | R1 | 430 | Узкая | |
L2 | 750 | 20 | R2 | 750 | 20 |
L3 | 670 | 20 | R3 | 800 | 20 |
L4 | 600 | 20 | R4 | 860 | 25 |
L5 | 530 | 20 | R5 | 900 | 25 |
L6 | 480 | 25 | R6 | 930 | 30 |
L7 | 430 | Узкая | R7 | 980 | Широкая |
L8 | 440 (затемненный, для съемки Солнца) | R8 | 880 (затемненный, для съемки Солнца) |
Как видим, для двух УФ- и одного ИК-фильтра спецификация камер не уточняет значения полосы, и для двух «солнечных» вообще ее не раскрывает. Но нас интересует видимая часть спектра, для которой всё хорошо документировано. Фильтры очень избирательные (интерференционные) и охватывают лишь выборочные участки спектра, так что о точной цветопередаче можно забыть уже начиная отсюда. НАСА объясняет это тем, что задача «фотографировать Марс на открытки» перед марсхододами и не стояла, а успешно решалась другая задача — опознавать марсианские минералы. Нас же интересует, что можно получить хотя бы из этих данных.
Снимки марсоходов выложены здесь. У файлов «неприличные» имена типа «2P126644567ESF0200P2095L2M1.JPG», где жирным я выделил использованный фильтр (другие значимые части: первая цифра — марсоход (1 — «Оппортьюнити», 2 — «Спирит»), P — камера, наша панорамная, 9 цифр за ней — метка времени, число секунд с полудня 1.01.2000, 02 и 00 — номера остановки марсохода и его положения на ней соотв-но, остальное — технические детали).
Чтобы сделать цветной снимок, нужно взять три черно-белых, снятых через красный, зеленый и синий фильтры соответственно, и подставить в качестве исходников соответствующих каналов.
2. Практика
Я выбрал для экспериментов снимки панорамной камеры «Спирита», сделанные на 1846-й марсианский день его приключений. В этот день он снимал преимущественно ту самую калибровочную мишень («солнечные часы» с четырьмя цветными метками, схемой орбит двух планет и чуть пафосной надписью «Два мира, одно солнце» рядом), из-за которой до сих пор возникают споры. И как раз через все (почти) нужные нам фильтры.
С синим и зеленым каналами вопросов не возникает — фильтры L6 и L5 отлично подходят (обратите внимание на яркость соотв. меток):
А вот для красного возможны варианты. Как объясняет НАСА, часть панорам использовала в качестве исходника красного канала снимок через L4 (красный почти на границе с оранжевым), а часть — через L2 (ближний ИК). Сравним оба варианта:
И в скомпонованном виде (слева — с оранжево-красным фильтром, справа — с ИК):
3. Результаты и обсуждение
Как видим, рыжая марсианская пыль, за пять лет плотно облепившая «ручку» в центре мишени, стала контрастнее, но своего оттенка не изменила! Общий тон картинки слегка «сполз» в красноту (опять же подчеркнув «ржавые» пятна наверху), но несильно. А вот с цветными метками при выборе красно-инфракрасного фильтра и впрямь происходит полный массаракш — как на тех панорамах, которые уже 9-й год беспокоят конспирологов.
Но присмотримся к исходному снимку с L2. Почему на нем синяя метка, которая даже через синий фильтр L6 была лишь светло-серой, вдруг засияла ослепительной белизной? Разгадка — несовершенство самой краски, которой метка нанесена. Вот как выглядит спектр отражения всех четырех меток:
Т.е. оранжевый и оранжево-красный синяя метка поглощает почти полностью, а вот красно-инфракрасный резко начинает снова отражать, и уже в ближайшем ИК-диапазоне сияет вдвое ярче, чем в своем родном синем. Что мы и видим на всех снимках через ИК-фильтр!
Другие метки, как видно, тоже страдают избыточным отражением в ИК-диапазоне, но с синей этот эффект особенно разителен. Кроме того, видно, что в обоих вариантах «не повезло» желтой метке — вместо четкого цвета (как на страничке этой калибровочной мишени на сайте НАСЫ) получился какой-то невнятный песочный цвет. Как показывает график, максимум отражения этой желтой краски в видимом свете «пролетел» между полосами фильтров L5 и L4. Имеющиеся фильтры просто не позволяют показать желтую метку во всей ее красе. Интересно, на самом Марсе ничего с похожим спектром не завалялось?..
4. Выводы и направления для дальнейших поисков
Итак, наш эксперимент показал, что для ответа на главный вопрос обывателя «так какого же всё-таки цвета небо на Марсе?» данных нам не хватает. Мы выяснили, что публикуемые «цветные» снимки Марса могут давать лишь приблизительное представление о реальных цветах, и однозначно сказать, которое из «приближений» лучше, мы не можем, с учетом особенностей спектра эталонных меток даже передача их цвета — далеко не лучший критерий. И поймать НАСУ (которая всегда честно предупреждала о «приблизительности» цветов на своих снимках, хоть и мелким шрифтом на отдельной странице:) на очевидном вранье нам не удалось.
Но может быть, уважаемое читатели подскажет, как из этих снимков можно получить больше данных — именно тех, что интересуют «простого налогоплательщика», т.е. о реальном цвете марсианского неба и марсианской травы поверхности? Должны же быть какие-то алгоритмы интерполяции недостающих данных? Любые конструктивные идеи в комментариях приветствуются!
Автор: SelenIT2