Почему одни стартапы и продукты проваливаются, а другие принимаются публикой «на ура» и приносят своим основателям миллионы?
Почему один и тот же человек — Стив Джобс создал два провальных продукта (Macintosh и NeXT) перед тем как произвести на свет бест-селлер iMac?
Почему любой провал нужно рассматривать как ступеньку к успеху?
Я попробую дать свой ответ на этот вопрос.
В потрясающем, но незаслуженно забытом фильме «Мо́нти Па́йтон и Свяще́нный Граа́ль» (англ. Monty Python and the Holy Gail) рыцарь говорил своему сыну:
Послушай, я создал это королевство из ничего.
Когда я начинал, тут было только болото. Другие короли говорили — идиотизм строить замок на болоте… Но я всё равно его построил, чтобы доказать им.
Замок утонул в болоте, и я построил ещё один. Он тоже утонул, и я построил третий. Этот сгорел дотла, рухнул, а потом утонул в болоте.
Но четвёртый устоял. Именно его ты и унаследуешь.
Лучший замок на этих островах.
Для того, чтобы продукт был нашел путь к кошелькам потенциальных клиентов должны выполнится два условия:
- Общество должно быть готово к восприятию преимуществ, заложенных в новом продукте
- Необходимы технологии, способные реализовать продукт дешево и эффективно
Когда Джобс представил публике первый Макинтош, то верил, что даёт людям потрясающие возможности. Рисовать, сочинять музыку, управлять компьютером без специальных знаний.
А потенциальные покупатели увидели очень дорогой и непривычный компьютер. Использование мыши было непривычным. Рисунки, созданные в MacPaint — примитивны. Отсутствие возможности расширения (по сравнению с IBM PC) вселяло опасения в невозможности дополнить компьютер новым полезным функционалом.
В результате первый замок утонул в болоте.
Джобс попытался сделать идеальный компьютер для образования NeXT. Он корпел на кубическим корпусом, который смотрелся бы идеальным кубом. Он старался сделать так, чтобы работа за новым компьютером вызывала бы эстетическое наслаждение у пользователя.
Компьютер оказался слишком дорог, функционал недостаточен, а идеальный чёрный куб хоть и выигрывал на фоне безликих серых коробок IBM PC-совместимых компьютеров, но не казался тем преимуществом, за которое стоило выложить немалые деньги.
В болото погрузился второй замок.
А потом настал 1997 год. Техника шагнула далеко вперед. Теперь компьютер с мощным аппаратным обеспечением стоил не так дорого.
Изменилось и человеческое сознание. Люди стали ценить эстетику. Им надоели громоздкие клавиатуры, их достал серый цвет мониторов и системных блоков. Они больше не хотели путаться в куче проводов.
Потребители захотели большего. Их система ценностей изменилась.
А еще Microsoft приучила их к графическому интерфейсу. И к окошкам. И к мышке.
И тогда на сцену вышел iMac. Третий замок уперся фундаментом на остовы первых двух.
Настал час триумфа Джобса.
Больше у Джобса провалов не будет. Стиль дизайна iMac будет скопирован в тысячах устройств, модемы, мышки, компьютеры (чуть ли не кофеварки) будут щеголять полупрозрачной крышкой.
А когда этот стиль устареет, то появится новый — белые глянцевые панели.
И снова Mac станет законодателем мод в дизайне. И продолжит расти армия поклонников. И надкусанное яблоко станет почти сакральным.
А потом придет эпоха алюминиевых корпусов. Сам Джобс считал корпус, выточенный из единого куска металла главным достижением десятилетия. Качество изготовления Маков (ноутбуков и десктопов) не превзойдено другими производителями ПК до сих пор.
(Автор пишет сейчас этот текст именно на таком MacBook Pro. И да, я знаю, что на снимке MacBook Air, который долго оставался самым тонким ноутбуком в мире)
Так что же, Джобс образца 1997 года стал существенно умнее самого себя в 1984 или 1988 году?
Нет, это изменились мы, потребители.
Это мы научились ценить красоту компьютера, а не его расширяемость. Это для нас стало важным удобство работы, а не только мощность процессора (подсветка клавиш Макбука даёт возможность работать по ночам).
А техника дала возможность Джобсу просто и дешево реализовать ранее недоступные вещи.
Если бы Джобс после провала NeXT сдался, то возможно нашелся бы кто-то другой, кто нащупал бы в болоте потребностей клиентов остовы первых двух замков. А возможно и нет.
Это только кажется, что люди подобные Джобсу меняют мир. Нельзя заставить людей резко полюбить графический интерфейс и управление мышью. Но можно угадать момент, когда они готовы полюбить — и предложить решение.
Больше Джобс не будет топить свои замки в болоте. Он будет искать чужие.
В марте 1998 года южнокорейская компания Saehan Information Systems выпустила непонятное для тогдашего рынка устройство, способное проигрывать музыкальные файлы не с CD, а с цифровых файлов формата MP3, которые до сих пор работали только на компьютерах. Кто-нибудь помнит эту компанию или это устройство?
У первых MP3-плееров была куча недостатков. Малый объём памяти (дорогая тогда была память), небольшое количество доступной музыки, связь с ПК.
Джобс подождал. И только когда смог решить технологические проблемы и предложить дополнительные сервисы (iTunes), на рынок был триумфально выпущен iPod.
Все знают, что было дальше… Рынок был взят.
А когда потенциальные покупатели испробовали карманные компьютеры PalmPilot и Newton, вдоволь потыкали стилусом в экраны устройств на WindowsCE, попользовались первыми громоздкими смартфонами — на рынок триумфально вышел iPhone.
Он почти мгновенно выкинул с рынка смартфоны на WinMobile, а потом долго (до появления Android 4) был единственным достойным звания «смартфон».
Однако, пора подводить итоги.
Марк Твен однажды сказал:
Раз в жизни Фортуна стучится в дверь каждого человека, но человек в это время нередко сидит в ближайшей пивной и никакого стука не слышит.
А поэтому нужно пробовать и искать. Следить за рынком, ожиданиями людей и технологиями.
И не нужно бояться, что в этот раз ваш новый проект потерпит поражения.
Страшно не проиграть. Страшно не сделать выводы из своего поражение и не составить новый план.
Всем удачи!
Андрей Игнатов
Руководитель проекта Kickidler
Система контроля сотрудников на рабочих ПК
Автор: Kickidler