Существует несколько вариантов работы с цветным художественным стеклом, ярким пятном среди которых выделяется фьюзинг (fusing) — сплавление плоских элементов в печи. Техника изначально витражная, чудо как хороша для некрупных декоративно-прикладных вещиц вообще: шкатулки, панно, часы, бижутерия, значки, сувениры, светильники, изразцы и декоры для отделки, для интерьера — воткнутые в цветочный горшок, поставленные и подвешенные. Всё, на что хватит фантазии. Работы естественным образом получаются уютно-очаровательные, с мягкими округлыми очертаниями оплавленных деталей, наводящими на мысли о карамельках, шакер-чуреках с какао, и кресле-качалке, с клетчатым пледом и котом на коленях.
Например, например
Для затравки, кое-что из наших семейных архивов. Все игрушки деланы вот этими вот руками, эскизы понятно, авторские.
Фото 2. Ангел-хранитель дома. Чуть приподнятые брови, усталая улыбка — ничем его уже не удивить
Фото 3. Юный ангел. Пока ещё смотрит на мир широко открытыми глазами и улыбается легче
Фото 4. В 2021 год Быка, мы, конечно, не могли пройти мимо идиомы «Корова на льду». На фото наша фигуристка
Фото 5. Ёлочные домики
Фото 6. 2022 — год Тигра. Наш большой и страшный зверь, р-р
Как это делается?
Посмотрим на все основные этапы изготовления более или менее сложной ёлочной фьюзинг-игрушки «Боречка».
▍ Эскиз
За каждой работой стоит некая идея, через кипу изрисованных черновиков, таки ложащаяся на бумагу в виде предварительного эскиза. Кроме обычной формы и цвета, он должен учитывать и специфику материала, особенности техники. В домашней мастерской мы возимся вдвоём с женой-художницей, это в её голове рождаются идеи, её же дамскими ручками собраны и все тонкие сложные вещицы.
Фото 7. Т. н. картон — рабочий эскиз в натуральную величину. На носу год Быка — наш Боречка здесь этакий хтонический зверь, сродни тем самым мифическим слонам и черепахе — «заведующий всем», да. На его животе и груди кусочек мира. Он украдкой — это против правил, придвигает луну поближе к земле, чтобы зимней ночью кто-то в темноте не заблудился. В душе он Прометей
Картон ещё раз тщательно проверяем — все ли детали можно изготовить из листового стекла нашими возможностями, соединить в целое. Картон обычно раскрашивается, или цвета основных деталей для памяти подписываются.
▍ Вырезание деталей [1]
Наша работа, состоящая из отдельных элементов, сплавляется в единое целое — все её части должны иметь одинаковый КТР (коэффициент теплового расширения), иначе вещица при охлаждении растрескается или будет иметь недопустимо большие внутренние напряжения и сломается позже от какого-то незначительного воздействия. Стёкла для фьюзинга специальные, с нормируемым КТР, причём существует несколько разных серий. В мастерской приходится зорко следить, чтобы стекло одной серии не смешалось с другим, или обычным витражным — все они могут быть неразличимы внешне. Это требует организованности и аккуратности — спустя короткое время витражист неизбежно обрастает громадным количеством обломков, осколков и крошек, использовать и хранить которые приходится, систематизировано и вдумчиво.
Фото 8. Все более или менее крупные детали работы вырезаются из заготовок-листов традиционно для витражного дела [1]— масляным роликовым стеклорезом с узкой головкой (для криволинейного реза), ведут который вперёд, от себя (чтобы хорошо видеть разметку). Контуры деталей перед этим переносят с картона на стекло при помощи промежуточных шаблонов из плотной прозрачной плёнки. Со стеклорезом обращаемся обычным образом: все царапины делаем от края до края за один уверенный проход, два раза по одному месту стеклорез не ведём, держим постоянный и заметный нажим, работаем на ровном, слегка упругом основании. Прочертив границы стеклорезом, обламываем ненужное. При мелких работах не обойтись без специального инструмента-разламывателя (слева на фото)
Фото 9. Отрезать стеклорезом очень маленький уголок трудно, здесь пригодятся кусачки для мозаики, смальты
Фото 10. Вырезанные крупные детали игрушки
▍ Подгонка
Края деталей для крупных и несложных фьюзинг-работ после резки допустимо не обрабатывать — их зазубренность в печи оплавится и несколько выровняется. Торцы же элементов сложных миниатюр приходится выравнивать и подгонять — работа при этом удаётся аккуратнее и точнее, результат предсказуемей, а брака меньше.
Фото 11. Торцы более или менее крупных плоских стеклянных деталей выравниваются на шлифовальной машине с алмазным инструментом [2]
Фото 12. В качестве импровизированной точилки для мелочей служит настольный сверлильный станок, настроенный на 3000 об/мин. Во время работы с обратной стороны инструмента прижимаем мокрую губочку и работаем в защитных очках — случаются брызги
Фото 13. Подогнанные основные элементы Бори
▍ Сборка
Фото 14. Складываем подогнанные крупные части на живую нитку, кусачками для мозаики накалываем не требующие точной подгонки мелочи, рисуем запекаемой краской нужные элементы, а здесь это глаза, ноздри и окна домиков, ретушируем высушенный рисунок крупной иглой
Фото 15. Окончательную сборку выполняем на небольшом подготовленном керамическом основании — плитку выстилаем керамической бумагой и через ситечко присыпаем сухим гипсом. Гипс — сыпучий разделитель, не дающий размягчённому стеклу прилипать к керамике, позволяет много раз использовать дорогую керамобумагу, но работать приходится буквально не дыша. Фигурка собирается из подготовленных частей, украшается дроблённым в ступке стеклом разных цветов и фракций, вытянутыми на стеклодувной горелке и наколотыми стеклянными струнами. Работа тонкая и кропотливая, мелочи приходится укладывать пинцетом под лупой
Фото 16. Готовая к оплавлению работа
▍ Спекание
Чтобы стеклянные детали размягчились, слегка оплыли и спаялись друг с другом, приходится нагревать их до ~740 ̊ С и выдерживать несколько десятков секунд. Стекло однако материал капризный — он хрупок и плохо проводит тепло, которое очень медленно и неравномерно распределяется при нагреве или охлаждении — разные места стеклянной заготовки или вещицы при этом по-разному расширяются (сжимаются), что приводит к растрескиванию образца. Чем выше у стекла КТР и больше толщина, тем эффект более выражен. Только очень-очень медленно изменяя температуру стекла, удаётся нагревать его холодное (охлаждать горячее) без разрушения. Практическое спекание содержит ещё и несколько разных технологических участков с различной скоростью нагрева и остывания, плато для выравнивания температуры. Полный процесс от закладки в печь до вынимания остывшей работы среднего формата и толщины (до А4) занимает без малого сутки.
Фото 17. Спекание собранных мелочей можно делать почти в любой печи с нужной температурой, но специфическая конструкция и программируемый ПИД (пропорционально интегрально-дифференциальный) термоконтроллер печей специальных, позволяет работать удобнее, проще, даёт более повторяемый результат с меньшим браком. На фото — наша самодельная печь [3]. Характерный плоский под легче обслуживать, на него удобнее укладывать собранные заготовки, в сложных случаях работу можно собирать прямо на нём
Фото 18. Нагрев и охлаждение садки в основном не допускает подглядывания, но после достижения наивысшей температуры спекания, печь ненадолго приоткрыть можно и даже полезно — пока стекло находится в другом фазовом состоянии это безопасно, а быстрый сброс температуры до Т отжига (от ~740 ̊ С до 550 ̊ С) — мера против т. н. расстеклования — помутнения поверхности фьюзинг-работы
Фото 19. Оплавленная работа на поду. Всякий раз остывшую печь открываем скрестив пальцы и затаив дыхание — стекло в печи на время становится густой, но таки жидкостью — расшалившиеся силы тяжести, поверхностного натяжения и капиллярные эффекты могут запросто подложить большую свинью — мелкие детали сдвинуть, перекатить или вовсе перевернуть, испортив сложную работу. Опыт и мастерство эту вероятность только уменьшают. Вынимаем нашу фигурку, обметаем и счищаем гипс, отмываем его прилипшие остатки, обтачиваем острые края
Фото 20. Ёлочные игрушки снабжаем верёвочками, упаковываем
Галерея
Фото 21. Несколько искажённое поверхностным натяжением рисованное лицо ангела скулами стало здорово напоминать незабвенного Дэвида Духовны — парапапам-папам, истина где-то там…
Фото 22
Фото 23. Фигурка — настольное украшение. Вариант ёлочного ангела на верёвочке (Фото 2)
Фото 24. — Вот от моей коровы какая польза! Ну вот что, друзья, давайте-ка его в дом заберём. — Ага, и маму в дом, только мамы нам и не хватало
Фото 25
Фото 26
Фото 27
Фото 28
Фото 29
Фото 30. Крупный, с ладошку, сложный домик. Всем хорош, но тяжеловат
Фото 31. Главные герои м/ф «Дед Мороз и лето»
Фото 32
Фото 33. Птичка-кулон или ёлочная игрушка
Фото 34. Феечка
Фото 35. Хрюн в снегу (настоящем) — пионер-первопроходец — самая первая фьюзинг-фигурка из обычного витражного стекла и бисера, оплавленная в простейшей самодельной микропечи [4]
Фьюзинг — это не страшно
Техника фьюзинг — яркая, очаровательная, отлично сочетается с другими витражными техниками, с мозаикой, с горячей печной формовкой стекла (моллирование). Простые фьюзинг-работы можно собирать быстро, минимумом сил и инструментов, процесс нетрудно организовать как мастер-класс для новичков, барышень и даже детей.
Фото 36. Семинар по нескольким витражным техникам для местных деревенских детей, в нашей домашней мастерской. Часть 1 (интригующая) — фьюзинг, смена №1 (малыши). 2006 год. На фото наша старая знакомая — Лиза [5], на подготовленных (вырезанных, обточенных на шлифмашине, просверлённых для шнурочков) основаниях, из осколков цветного фьюзинг-стекла собирает себе значок и кулон. Идея и эскиз понятно, авторские
Фото 37. Две участницы-девчонки — два значка, два кулона. Собраны, уложены на подготовленном поду печи, ждут оплавления
Фото 38. Работы Лизы
Итого
Техника фьюзинг имеет массу ярких достоинств, но и несколько весомых недостатков — не обойтись без дорогой печи, работы получаются только плоские, довольно тяжёлые (ёлочные игрушки) и на просвет часто выглядят не блестяще. Стекло для фьюзинга дорогое. Тонкие и красивые работы очень сложны и трудоёмки в изготовлении, требуют высокой квалификации мастера, при финальном оплавлении заметная вероятность брака.
Новость хорошая — небольших форматов электропечь всё-таки доступна целеустремлённому мастеру, может включаться в домашнюю сеть. Энтузиастам более или менее технически грамотным, нетрудно собрать самому вариант полноценный или начально-упрощённый.
Дополнительные материалы
1. Работа с листовым стеклом в домашней мастерской. Сложная ручная резка, обработка
краёв. Авторский конспект.
2. Шлифовальный станок для стекла своими руками. Авторский конспект.
3. Простая, недорогая, точная высокотемпературная электропечь своими руками. Авторский
конспект.
4. Простая, недорогая, точная мини-электропечь (для фьюзинга) своими руками. Авторский конспект.
5. Lampwork — декоративная стеклодувная техника. Часть 1. Работы подготовительные. Авторский конспект.
На благо всех разумных существ, Babay Mazay, декабрь 2024 г.
© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»
Автор: BabayMazay