Фото: Е. Разумный / Ведомости
По данным аналитического агентства J’son & Partners Consulting, в прошлом году оборот платежных терминалов в России вырос примерно на 5%, до 1,15 трлн руб. По сравнению с предыдущим годом темпы развития замедлились в три раза, пишут Ведомости. По мнению экспертов, такое замедление связано со снижением количества платежных операций, которые проходят через терминалы. Отметим, что количество транзакций постепенно снижается с 2010 года, но до настоящего момента такое снижение компенсировалось ростом суммы среднего платежа — со 116 руб. в 2009 г. до 230 руб. в прошлом году. Теперь же начал уменьшаться и оборотный объем платежей за мобильную связь через терминалы. Доля платежей такого типа в общем обороте уменьшилась до 50% и ниже.
Причин, по которым люди работают с терминалами реже, чем раньше, несколько. Во-первых, у терминалов относительно высокие комиссии. Во-вторых, абоненты операторов связи (как сотовых, так и провайдеров интернет-связи) предпочитают оплачивать услуги таких компаний через мобильные приложения или через сайты компаний. По данным ЦБ РФ, к началу 2011 года в России было выпущено около 137 млн банковских карт. К началу этого года было выпущено уже более 227 млн таких карт. Увеличивается и число активных электронных кошельков — за прошлый год количество таких кошельков увеличилось на 17% (около 45 млн в настоящее время).
Некоторые аналитики считают, что сейчас уже можно вести речь о падении оборота, а не о замедлении темпов роста. По мнению топ-менеджера одной из крупнейших в РФ систем электронных платежей, только в прошлом году оборот терминалов снизился примерно на 10-15%. Общая причина — популяризация и распространение банковских продуктов и сервисов.
Еще один эксперт считает, что оборот платежей через терминалы еще растет, но гораздо более медленными темпами, чем оборот электронных денег. Возможно, это следствие насыщения рынка и роста популярности среди населения и бизнеса альтернативных платежных средств. Тем не менее, наличные расчеты — основная форма оплаты, так что сильного падения оборота терминалов можно не ожидать.
По данным Qiwi, терминалами компании в I квартале этого года воспользовалось около 36,6% людей, которые пополняют счета через терминалы. Только за 2014 г. у этой компании стало на 8% больше точек приема платежей, с общим количеством точек, превышающем 181000.
Генеральный директор агентства Telecom Daily Денис Кусков считает, что терминалы уступают банковским продуктом из-за относительно высокой комиссии, которая взимается с плательщиков. А ведь именно комиссии — это главный источник прибыли для владельцев терминалов, поскольку внутренние комиссии очень невысоки.
Начальник отдела развития платежных сервисов Альфа-банка Евгений Иевлев считает, что сейчас платежи постепенно переходят в онлайн-каналы. Так, по словам Иевлева, количество пользователей онлайн-банкинга и мобильного приложения Альфа-банка растет двузначными темпами.
Автор: marks