Меньше месяца назад, 30 марта, запад перезапустил музыкальный стриминг Tidal. Событие было хорошо анонсировано, пресса «гадала», в чём подвох, а часы на главной странице Tidal отсчитывали время до старта.
На практике перезапуск заключался в том, что на сцену вышли Канье Уэст, Мадонна, Бейонсе, Рианна, Arcade Fire, Джек Уайт, Джей Коул, Ники Минаж, Дэдмаус5, Daft Punk и Алиши Киз. Собравшиеся поп-звёзды заявили, что впервые в истории музыканты взяли стриминг в свои руки и теперь их команда будет управлять проектом.
Ещё один популярный музыкант, репер Jay Z, с начала 2015 года владеет шведской компанией Aspiro, стоящей за стримингами WiMP (работает в некоторых странах Европы) и описываемым Tidal. Покупка Aspiro обошлась Jay Z в $56 млн.
Tidal заранее называли «убийцей» Spotify. Ряд перечисленных артистов даже убрал свои записи с сервиса-конкурента. Прошло 23 дня…
Spotify, как значился на 10—15 местах среди самых популярных приложений, так и значится. Достижения Tidal на иллюстрации.
По данным статистической службы App Annie падение популярности среди iPad-пользователей более чем на 1200 позиций вниз произошло за 2 недели. На iPhone, к 21 апреля Tidal ушёл с первых мест по США на 800—900-е места и продолжает терять популярность.
Среди мотивов перезапуска Tidal называли два обстоятельства. Во-первых, западные артисты всё чаще обнаруживают, что лидирующие стриминги не приносят им денег. Последним в список разочарованных вошёл ансамбль Portishead, популярный и в России тоже.
За 34 миллиона прослушиваний через Apple, Youtube и Spotify трио заработало скромные 1700 фунтов. Сумму называют стандартной. 14 апреля лидер Portishead Джёфф Барроу особенно поблагодарил Universal Music Group, за то, что лейбл продаёт их музыку так дёшево.
34,000,000 streams Income After tax = £1700 Thank U @apple @YouTube @Spotify especially @UMG_News for selling our music so cheaply.
— Geoff Barrow (@jetfury) April 13, 2015
Болельщики Tidal намекали, что деньги от подписки именно на этот сервис, попадут прямо в руки любимых артистов. При этом фактическими правообладателями записей в базе Tidal являются Universal, Warner, Sony и тысячи независимых лейблов. Ровно, как и у любого конкурента на рынке. Механизма прямых продаж без лейбла-посредника в модели Tidal не просматривается.
Альбомы «управляющей» стримингом Мадонны лицензированы у Interscope Records, дочерней компании Universal. Пластинки самого Jay Z издаются на Roc-A-Fella Records, ещё одной компании из портфеля Universal. GOOD Music Канье Уэста… это снова Universal, как и лейбл Рианны. Бейонсе и Daft Punk представляют Sony. И так далее.
Второй мотив перезапуска Tidal, как и сам Jay Z, больше известен под своим рэп-прозвищем, а не настоящим именем. Речь о «Dr. Dre».
Доктор Дре занимает второе место в списке 100 самых влиятельных знаменитостей по версии Forbes, с доходами больше чем в полмиллиарда за 2014 год. Jay Z — шестой и зарабатывает в 10 раз меньше.
По легенде в 2006—2008 годах доктор Дре и его партнёр продюсер Джимми Айовин обнаружили, что привычные для мобильной техники Apple белые наушники «капельки» дешёвые, красивые, но якобы звучат сравнительно плохо. Накладные или полноразмерные наушники, обхватывающие голову и уши, в рамках сопоставимой цены, звучат намного лучше.
Принадлежащий Jay Z стриминг Tidal, даже своим доменным именем тоже подчёркивает высокое качество звучания — tidalhifi.com. И это правда. Сервис передаёт не сжатый lossless звуковой поток высокого качества, что делают не все конкуренты. Хороший звук вдвое дороже сжатого — $20 в месяц.
Доктор Дре и Айовин, играли «в качество» вместе с производителем аудиовидео периферии Monster Cable и разработчиком смартфонов HTC. Партнёры несколько лет выпускали накладные наушники с говорящим названием «Beats by Dr. Dre». Техника немедленно попала в клипы приятелей доктора Дре, в журналы — и со временем набрала популярность среди молодёжи.
Появились новые именные модели. Например, имени Джастина Бибера и Lady Gaga, причём последние — это «капельки», немыслимые в концепции 2006—2008 годов. Звучат соответственно цене, но могут использоваться как аксессуар — блестят.
Доктор Дре, Джимми Айовин и профессиональные наушники с заводов Monster Cable © Photograph: Kevin Mazur/WireImage
В 2012 году в Monster Cable, что называется, «просекли фишку». Расстались с Beats и независимо от «Дре» выпустили наушники имени ансамбля Earth, Wind and Fire и джазового трубача Майлза Дэвиса. Джимми Айовин заявил:
Некоторые из наших конкурентов дешёвые инженеры, которые никогда не были в студии звукозаписи. Вы не можете просто называть наушники чем-нибудь именем, если ничего не знаете о звуке.
Вероятно, Айовин считал, что предыдущие 6 лет наушники выпускал кто-то другой, не Monster Cable. Имя стоит денег, подтвердил техно-обозреватель Сэм Бидл.
Цена всей линейки наушников Дре чрезвычайно завышена — по сути, вы платите за имя рэпера, который не выпускал новых альбомов уже 12 лет,
— писало издание Gizmodo.
Доктор Дре и Джимми Айовин продолжали развивать марку Beats до первой половины 2014 года. В марте прошлого года партнёры купили компанию Topspin Media, занятую в сфере e-commerce и онлайн-маркетинга в интересах профессиональных музыкантов.
Среди клиентов Topspin есть и герои перезапуска сервиса Tidal, например — Канье Уэст. Среди основателей Topspin значится Петер Готчер — в разные года член совета директоров: стриминга Pandora, у законодателя кинозвука Dolby Laboratories, у производителя камер GoPro. Музыкальные заслуги: премия Grammy 2000, Оскар 2004 в технологических номинациях; в 1984 Петер Готчер основал Digidesign (сейчас Avid Audio) знаменитый своими Pro Tools — это оборудование и софт стало стандартом для звукозаписи.
Как и Ники Минаж с Рианной, Петер Готчер максимально близок к музыке, но его место в индустрии «совсем на другом этаже».
Двумя годами ранее, в 2012 году Beats купили стриминг MOG и наняли руководить этим сервисом музыканта Трента Резнора. Индустриальный исполнитель знаменит тем, что зарабатывал на своих записях и без лейблов. Через некоторое время на базе MOG появился стриминг Beats Music.
Возвращаясь от железа к стримингу следует заметить, что больших успехов Beats Music пока не достиг. Для сравнения к концу 2014 года у Spotify было 10 миллионов подписчиков, а у Beats Music лишь 300 тысяч. У WiMP (родственный бренд у Tidal) 512 тысяч.
Доктора Дре, Джимми Айовина, присоединившегося к команде Трента Резнора, отставание от лидера в 33 раза и даже небольшое отставание от новичков едва ли сильно беспокоит. Предприниматели до сих пор управляют Beats, но в 2014 (через 2 месяца после сделки с Topspin Media) компанию выкупила корпорация Apple за 3 миллиарда долларов.
В истории Beats не было покупки и немедленной доходной эксплуатации чужого бизнеса. Рэпер доктор Дре с партнёрами постепенно выстроил бренд и сделал модными «устаревшие» накладные наушники. В истории с Tidal и Jay Z покупка уже была, причём типового сервиса. Затем подключились лейблы и «неожиданно» прислали на открытие музыкального продукта… музыкантов. Какой музыкальный проект запускался иначе? Модным надо считать нечто неотличимое от альтернативных продуктов?
Просматривается ещё одна хитрость. Beats выстроил наушникам имидж профессионального музыкального устройства. За счёт бренда производитель продаёт их чуть дороже «обычных», но в несколько раз дешевле настоящей профессиональной техники. Tidal дал звук повышенного качества, и предложил платить за него… больше. Результаты настолько прямолинейных подходов Tidal отображены на графике в начале колонки.
Сегодня Beats тоже готовится к перезапуску, уже под крылом Apple. Возможно, что-то новое в истории компании произойдёт летом 2015. В Tidal, спустя 3 недели после их перезапуска, уволили два десятка сотрудников, включая CEO Энди Чена, а рэпер и владелец сервиса Jay Z вот уже неделю лично обзванивает подписчиков и благодарит их за использование Tidal.