Через все российские сервисы мобильного банкинга по итогам 2014 года пройдет порядка 15,5 млрд рублей, посчитали предварительнные цифры аналитики J’son & Partners. При этом средняя комиссия при проведении платежа составила 1,2%. Таким образом, доход всех сервисов мобильного банкинга в России можно оценить в 190 млн рублей.
Аналитик Runa Capital Роман Мухомадеев называет схожую оценку по обороту — 13,2 млрд рублей. При этом и Runa, и J’son & Partners отмечают, что существенную часть оборота составляют денежные переводы (31% по данным Runa Capital). А быстрее всего, по словам Мухомадеева растут мобильные операторские платежи.
Рынок в мобильных рынков в России только формируется, отсюда и такие небольшие обороты рынка, отмечает руководитель Qiwi Venture Ольга Туржанская.
Суммарная выручка стартапов, которые работают в этом сегменте (Rocketbank, Instabank, Ubank) едва составила несколько миллионов долларов в 2014 году, оценивает CEO Instabank Роман Потемкин.
Если включить сюда доходы, которые получают Тинькофф, Альфабанк, Сбербанк и другие игроки классического банкинга от мобильного направления, то в минувшем году может набраться несколько десятков миллионов долларов.
Несмотря на то, что рынок в России находится в зачаточном состоянии — он все равно один из наиболее развитых в мире, говорит Потемкин. «По моим оценкам за Россией идет Турция, Польша потом Британия».
Кроме того, мобильный банкинг растет выше интернет-рынка — +38% в первом полугодии 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Весь Рунет за 2014 год вырос лишь на 30%.
Из-за кризиса фокус внимания банков сместился от кредитных продуктов обратно к транзакционным, говорит Мухомадеев. «А для успешной конкуренции в этой нише хороший мобильный банк — обязательное условие».
Все ориентированы на то, чтобы заработать комиссию на транзакциях, соглашается инвестиционный директор Prostor Capital Станислав Косоруков. «Стартапы, которые завязаны на одном/двух банках-партнерах, пытаются продавать лиды на депозиты/кредиты через свое мобильное приложение».
В целом же количество пользователей мобильного банкинга довольно невелико — чуть больше 1 млн человек, говорит ведущий консультант департамента финансовых услуг и ИКТ сервисов J’son & Partners Consulting Сергей Золкин.
В «Тинькофф банке» дают гораздо более оптимистичную оценку.
«В 2012 году мобильным банкингом пользовались около 2 миллионов жителей России, в 2014 году количество пользователей мобильных банков увеличилось до 10,5 миллионов», говорит руководитель отдела по развитию мобильных приложений «Тинькофф Банка» Анна Михина.
Рынок мобильного банкинга пережил период взрывного роста за последние три года и сейчас начинает замедлять темпы развития, стремится к упорядочиванию, говорит она.
При этом сами банки сбавляют темп. Создание и развитие мобильных сервисов требует больших финансовых вложений, в текущей экономической ситуации небольшие банки не спешат тратить деньги на приложения и в лучшем случае обходятся каким-то коробочным решением. Крупные банки и те, для которых каналы дистанционного банковского обслуживания являются основными, начали активную работу по развитию уже существующих приложений, по налаживанию процессов и постепенному переходу с аутсорсинга на внутреннюю разработку.
К сегодняшнему моменту большинство ведущих розничных банков поняли, что дистанционное банковское обслуживание — это важный фактор конкуренции, говорит директор по маркетингу и продуктам Связного Банка Антон Гольцман. «Банки стали вкладывать большие средства в развитие каналов ДБО и на выходе получили технологичные решения, которые позволяют клиентам решать их насущные задачи».
Больше того — в индустрии дистанционного банкинга (сегодня, наверное, уже не стоит разделять мобильный и интернет-банкинг) появилось большое количество опытных и амбициозных менеджеров, для которых очень важно делать что-то лучше, чем у конкурентов.