Аналитик Price.ru скептически отнёсся к подведению итогов Павлом Алёшиным и выразил ему соболезнования. Ранее сегодня Алёшин объявил, что он уходит в никуда с поста руководителя Яндекс.Маркета. По его словам, компанию (это независимое юрлицо от «большого» Яндекса, с перспективой независимого акционирования и вывода на IPO, москвичи сотрудники e-commerce проекта могли претендовать на долю в 20% «Маркета») он оставил в хорошем состоянии: «Маркет растет на 49% по выручке, за первые 3 квартала заработал 3,3 млрд. рублей и увеличил свою долю на рынке е-коммерс». Алексей Петровский оспаривает достижения и ссылается на статистику. Выручка проекта растёт, а трафик — нет.
По поводу Алёшина и Яндекс.Маркета.
Несмотря на бодрые репорты о росте выручки (ау, рынок е-коммерса, вы растёте такими же темпами, или денюжка внесённая в Яндекс.Маркет оседает всё активнее, утощая обороточку?) — айхэвбэдфилинг. Ну как всегда. Дурные предчувствия.
Вы видите какой-то бурный рост Яндекс.Маркета год-к-году? Я не вижу.
Трафиковый прирост январь-сентябрь YoY 2016 vs 2015 — 6.3%. 2015 vs 2014: -1%. При этом, повторюсь — бодрые рапорты о том, что выручка поднялась на какие-то десятки процентов. Так не бывает.
Или прошлая модель Маркета была как-то сильно неэффективна, или с рынка пошло отжималово кэша на маркетинг. Поднять и расширить аудиторные объёмы — очевидно не удалось, это план со стратегией минимум на два года. Два года, которых у Алёшина не было. И у рынка — не было.
В последний год я с Павлом не пересекался: если заваруха «АКИТ в ФАСе против товарные агрегаторы» Алёшин блистал, глаза его горели — то уже в январе этого года, на конференции ИНТЕРНЕТ+Логистика на площадке «Почты России» (где Фёдоров стравливал меня с Тынкованом) Павел был отчуждён и незаметен, с логистами и магазинщиками не общался. Пришёл, выступил, тихо удалился. При том, что в прессе прошла новость о том (20 января этого года, кажется), что Яндекс.Маркет подключается к Киберпонедельнику и активно его промотит.
По всей видимости, это была точка невозврата. Китайцы не спешили любить все каналы (хотя скринили многих); а поженить ужа с ежом (бывших оппонентов) было сразу непросто. Скорпировать китайцев (с их взрывообразным ростом — возможностью включать-выключать акционный рубильник) — очевидно, не получилось, машинка слишком инертна и мчалась по губительной схеме CPA.
Нехороший симптом — выделение Маркета в отдельное юрлицо (или два) и заявление о выведении на IPO (в таких-то экономических условиях — самое оно).
Куда теперь? Конечно же, Тынкован попробует завербовать на МВидео.Маркетплейс. Сейчас они пробуют многих — и разных. Но судя по настроениям той команды — я не чувствую энтузиазма и сомневаюсь, что мы увидим что-то прекрасное и чарующее к апрелю-маю 2017. При отсутствии гарантий фондирования проекта на ближайшие два года — встревать такой фигуре как Алёшин в эту историю было бы странно.
И скорее всего, на нём болтается удавкой нонкомпет.
Плюс — история с активностью того же АКИТа. С подачи некоторых деятелей слабые денежные потоки в доместиковом екоммерсе (2.5−3% от всего ритейла) попали на глаза чиновников, у которых первым делом включается рефлекс сжимания рук на шее нового игрока и кастовании особых charming спеллов. Ни о каких преференций для локальных игроков я говорить не могу — сегодняшнее мега-событие означает резкую приостановку массы процессов и увод на холд массы активностей.
Посмотрим, как будут поворачиваться оглобли на площадке Минфина.
Не знаю.
Можно было бы предложить Алёшину новое амплуа — скажем, в роли спикера и представителя JD по России, благо это место с уходом Сюя пустует. Но это — новое амплуа, и с очень сильным международным аспектом, причём довольно сильно-специфическим.
Можно ещё долго говорить о ситуации, но прежде всего сочувствую Павлу и желаю стать опять бодрым, весёлым и контактным.
https://stat.yandex.ru/Russia/Market?audienceType=daily
https://stat.yandex.ru/Russia/Market?audienceType=daily&view=table