В нашем блоге на Geektimes мы много пишем о технологиях, задействованных в ресторанном бизнесе — например, о системах автоматизации вроде Jowi или поисковых системах для выбора заведения. Рестораны и кафе — важная часть экосистемы бизнеса большинства стран, и иногда информацию о точках присутствия тех или иных сетевых заведений можно использовать для оценки экономической и социальной ситуации в обществе.
Воспользовавшись данными переписи населения в США, сайт Eater провёл анализ месторасположения заведений Starbucks в зависимости от уровня жизни и расового состава населения по состоянию на октябрь 2015 года. Мы представляем вашему вниманию краткий пересказ этого исследования.
На этой карте указаны пять городов, в которых компания собирается открыть свои заведения в районах, где их клиентами станут меньшинства и люди с низким уровнем дохода. Выберите город, и вы увидите заведения Starbucks в нём на карте уровня дохода.
Несмотря на то, что бренд Starbucks всегда ассоциировался с достатком и благополучием, недавно компания предприняла попытки охватить также малообеспеченные группы населения и меньшинства. Однако пройдет немало времени, прежде чем сеть кофеен сможет преодолеть экономическое и расовое неравенство.
Даже с учётом новых планов компании по открытию 15 кофеен в неблагополучных районах и набору персонала среди молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет, один факт остается неизменным: в районах, где расположены кофейни Starbucks, как правило, проживает белое население, а средний уровень дохода превышает 50 000 долларов.
В июле представители Starbucks объявили, что объектами их внимания стали неблагополучные районы, как минимум, в пяти городах, в том числе – Фергюсон (штат Миссури) и Милуоки – где полицейские застрелили чернокожих безоружных людей, что вызвало массу протестов по всей стране.
Последний случай произошёл в 2014 году, когда сотрудники одной из кофеен Starbucks, расположенной на окраине города Милуоки, вызвали полицию из-за спящего перед заведением Донтре Гамильтона (Dontre Hamilton). 31-летний мужчина оказал сопротивление прибывшему по вызову полицейскому и был застрелен. В последующие месяцы корпорация Starbucks во главе с Говардом Шульцем (Howard Schultz) провела ряд кампаний по борьбе с расовым неравенством в компании и в стране.
В рамках одной из них Шульц лично навестил семью Гамильтона в Милуоки и провел дискуссионные форумы для сотрудников заведений Starbucks. В ближайшее время будут открыты 15 новых кофеен сети в городах со средним и низким уровнем дохода. Таким образом, полтора года спустя компания по-прежнему продолжает свою деятельность в этом направлении.
В своём заявлении представители Starbucks сообщили, что целью компании являются изменения в экономической и социальной среде. «Starbucks изучает все доступные данные по социально-экономическому состоянию в городах Америки, чтобы определить, каким категориям населения предоставляется меньше всего возможностей».
Несмотря на попытки компании преодолеть расовое и экономическое неравенство, она до сих пор остается его олицетворением.
Большинство кофеен Starbucks обслуживает белое население со средним уровнем доходов в соответствующих районах
Согласно исследованию уровня доходов населения в зависимости от расы, проведённым бюро переписи населения США, 83 процента кофеен Starbucks в стране расположены в благополучных районах, где проживает преимущественно белое население.
Это значит, что открытие 15 новых заведений в бедных районах не сильно увеличит долю кофеен Starbucks в чёрных и латинских кварталах, которая на данный момент составляет всего 14 процентов от общего числа. А в больших городах с высоким уровнем дохода, как Чикаго и Нью-Йорк, Starbucks не перестанет быть символом экономического благополучия.
Eater отметил на карте все кофейни Starbucks, а также особые заведения, которые компания планирует открыть в четырех городах – Финиксе, Нью-Йорке, Фергюсоне и Милуоки. В Чикаго ярко прослеживается зависимость месторасположения заведений Starbucks от уровня доходов населения.
Большая часть кафе Starbucks расположена в богатой северной части города. В южной части, где в основном проживают афроамериканцы, кофеен значительно меньше, и расположены они в наиболее благополучных районах, таких, как Гайд-Парк, клиентами которых являются студенты Университета Чикаго и члены семьи губернатора штата.
Если внимательнее посмотреть на карту, где тёмные цвета означают более высокий уровень дохода, можно увидеть участки темно-зелёного цвета, которые распространяются от делового центра Чикаго к северу вдоль озера Мичиган. Именно здесь – в восточной части города – можно заметить скопления заведений Starbucks. Фактически, чем выше уровень дохода в районе города, тем больше кофеен Starbucks там расположено. В целом, лишь 19 процентов кафе в Чикаго находятся в кварталах со средним уровнем дохода менее 50 000 долларов.
Та же картина наблюдается в Нью-Йорке, где большинство кофеен сети расположены в нижней или центральной части Манхэттена. Чем сильнее вы удаляетесь от этих богатых деловых центров, тем сложнее отыскать Starbucks.
Зависимость месторасположения кофеен Starbucks от среднего уровня доходов
Остаётся надежда на менее крупные города в списке. Первая кофейня Starbucks в Фергюсоне будет открыта в двух милях от места, где был застрелен 18-летний Майкл Браун (Michael Brown).
В Финиксе только половина из 98 заведений Starbucks находится в районах со средним и низким уровнем дохода. При этом в самых бедных районах города кофеен Starbucks практически нет, в отличие от районов с различным уровнем дохода. В Милуоки 41 процент заведений сети также находится в районах со средним и низким уровнем дохода.
Возможно список пополнится новыми городами, поскольку Starbucks продолжает двигаться в новом направлении, оставляя позади имидж заведения среднего/высшего класса. Компания предлагает всем своим квалифицированным сотрудникам поучаствовать в программе College Achievement Plan, в рамках которой они смогут полностью оплатить онлайн обучение в Университете штата Аризоны и получить диплом бакалавра.
Тысячи сотрудников уже воспользовались такой возможностью. Но не все идеи оказались такими удачными. Во время очередной кампании Шульца по борьбе с расизмом, баристы Starbucks должны были писать фразу «Race Together» на чашках кофе, а также обсуждать проблемы расовой дискриминации с клиентами. Это вызвало отрицательную реакцию общественности, а Starbucks обвинили в лицемерии. Спустя неделю кампанию пришлось остановить, тем не менее, другие социальные программы продолжают действовать.
В частности, корпорация намерена сотрудничать с главами общин и организаций, чтобы предоставить работу в 15 новых кофейнях молодёжи из группы риска. Представители Starbucks сообщили сайту Eater, что эта программа приблизит компанию к выполнению поставленной цели: принять на работу более 100 000 молодых людей из группы риска уже к 2018 году. Но поможет ли это решить проблемы экономического, социального и расового неравенства – покажет время.
Автор: Jowi