Российской интернет-торговле и производителям товаров уже который год отраслевые деятели грозят нашествием китайских игроков, которые умеют и производить товары, и продавать их в Россию. «Почта России», которая стала намного лучше работать, в этом помогает: если раньше сроки доставки посылки по стране были непредсказуемыми от слова «вообще», то сейчас можно ожидать доставки купленного товара за неделю-две, в зависимости от степени удаленности покупателя от крупных городов.
Мы (разработчики браузера Orbitum) подсчитали, как растёт число покупателей AliExpress по сравнению с другими магазинами (без разницы, китайскими или российскими).
Orbitum — браузер, работающий на базе Chromium, предназначен для конкретной целевой аудитории — молодёжи, активно использующей соцсети. За три года мы сильно развили функционал браузера, но основная концепция не претерпела изменений.
Мы собираем большое количество неперсональных данных, то есть тех, которые не позволяют идентифицировать конкретного пользователя. Например, количество запросов, которое ушло через наш браузер на определённый сайт. И можем судить о популярности ресурсов, изменениях их посещаемости и других показателях.
Aliexpress в силу того, что оплата, корзина и каталог сайта размещаются у него на разных доменах, — идеальная мишень для исследования того, что происходит на рынке e-commerce. Мы видим, сколько обращений было к этим разделам, что было бы невозможно, будь сайт полностью размещён на одном домене (такова особенность протокола SSL). АКИТ утверждает, что количество российских покупателей у Aliexpress за год увеличилось вдвое и достигло 15,6 млн человек в месяц.
«Количество посетителей удвоилось» — очень скромное описание того, что действительно происходит с AliExpress в РФ. По статистике пользователей браузера Orbitum мы видим трёхкратный рост посещений AliExpress за прошедший год. За период с июля 2014 по август 2015 годов количество уникальных посетителей выросло на 286%, с 94216 до 363627 «уников» в месяц.
Мы нормировали абсолютные данные по посещаемости упоминающихся ресурсов нашими пользователями относительно ежемесячных изменений количества запусков Orbitum. Российских пользователей у нас намного больше половины. Возможно, что у нас есть перекос в базе пользователей в сторону пользователей Aliexpress, но мы пока не придумали инструментов для проверки того, что делают пользователи в других браузерах.
В среднем пользователь совершает 20−30 посещений страниц в месяц. Наибольшее количество посещений пользователь совершает в преддверии Нового года: в ноябре 2014 года на уникального посетителя приходится в среднем 30 просмотров страниц. Ближе к концу лета и началу осени активность снижается и доходит до минимума в 20 просмотров в месяц.
Быстрее всего AliExpress рос в начале 2015 года, увеличив общее количество запросов с 3362627 в декабре 2014 на 33%, достигнув в январе 2015 года отметки в 4467682 запросов в месяц. Можно выделить и пик в августе 2015 года: месячный прирост трафика из России составил 23%, количество запросов достигло пиковой отметки в 7297068.
Такие показатели на рынке e-commerce можно назвать уникальными. Американский eBay показывает падение числа уникальных пользователей на 25% за аналогичный период. Российские лидеры электронной коммерции в сегменте FMCG Ozon и «Юлмарт» растут, но гораздо медленнее, чем китайский коллега. У них рост 10% и 15% соответственно в период с июля 2014 по июль 2015 годов:
При этом трафик, который приходит на сайт AliExpress, не «пустой». График роста посещаемости сайта, корзины и страницы покупки с начала 2015 года выглядит следующим образом:
Видно, что вместе с посещаемостью сайта растёт и количество переходов в корзину и оплату. Графики конверсий выглядят так:
Видно, что конверсия в корзину держится на уровне в 20% с небольшим падением ниже 18% в августе 2015 года (что, скорее всего, связано с резким повышением трафика и небольшим размытием средней картины).
Сайт сохраняет высокий уровень конверсии в покупку. За прошедшие полгода среднее значение конверсии равняется 5,2%, при месячном разлёте в 0,3−0,6%. Что характеризует показатель как стабильный.
Для сравнения: конверсия «Юлмарта» по их собственным данным равна 4,5%, что в среднем в три раза выше, чем у отечественных конкурентов.
При этом китайский аналог Aliexpress JD.com показывает снижение количества пользователей. За три месяца лета, с июня по август 2015 года, он показал снижение посещений почти в четыре раза — с 48882 до 12487 запросов в месяц. При этом снижение уникальных пользователей происходит более медленными темпами — с 4550 до 2373 за аналогичный период. Вероятно, это можно объяснить переходом новых пользователей JD.com на более популярный Aliexpress, но при этом сохранением базы постоянных или лояльных клиентов.