При разработке мобильных приложений, да и любых других цифровых продуктов, одной из самых трудных и самых важных задач является налаживание эффективного сотрудничества между менеджерами и программистами. Эта проблема актуальна как при работе с подрядчиками–продакшенами, так и при развитии своего собственного технического отдела.
Проблемы недопонимания людей с разным образованием и с разным подходом к работе часто выливаются в некачественный продукт, поэтому недопущение и решение таких проблем — важная задача для проджект–менеджера и любого другого управленца. Рассмотрим, какие могут возникать проблемы и как их можно решить.
Переоценка или недооценка сроков. Причин может быть масса: программист слышит задачу и не сразу понимает, как много подводных камней она в себе несёт, либо менеджер совсем не понимает технического процесса и ставит срок выполнения наугад. Бороться с этим не так сложно на самом деле: при установке сроков и приоритетов, нужно пройтись еще раз по всему списку и уточнить правильно ли оценены сроки. Если примерно прокрутить рабочий процесс по каждой задаче, картина станет яснее. Совсем неожиданностей избежать не получится, но свести их к минимуму можно.
Увязание в обсуждении деталей. С другой стороны, часто возникает ситуация, когда при обсуждении задачи, происходит слишком сильное погружение в технические моменты. И вот уже менеджер тщетно пытается понять особенности программного кода, вычислительных процессов и особенностей программной анимации. В такой ситуации будет лучше, если менеджер честно будет говорить, что не понимает некоторых моментов и будет просить объяснить их на пальцах. Гораздо хуже, когда программисты просят менеджера сделать выбор, а тот делает его наугад, боясь признаться, что не понимает всех деталей программирования.
Проблема с документальным ведением проектов. Существует множество систем управления проектами: от самых простых до комплексных. Важно понимать про них только одно: программы по ведению проектов — это инструменты, а не автоматическая система управления и улучшения работы. Если вы поставили себе Basecamp, это не значит, что ваша компания автоматически становится такой же крутой как 37signals. Важно найти понятный и удобный для всех способ менеджмента и тайминга проектов. Бывает и такое, что вашей команде удобнее вести переписку по электронной почте и этого достаточно, хотя в таких случаях чаще эффективность работы минимальна.
Проблема удалённого доступа. В последнее время всё больше компаний решают, что продакшен необязательно должен находиться рядом, а вполне может быть даже в другом городе или другой стране. Чаще это связано с экономическими причинами. При этом, компаний, которым удаётся активно развиваться, имея удалённый продакшен на самом деле не так много. Тут всё просто, удалённый продакшен — это экономия денег, но ничто не бывает бесплатно, и за эту экономию надо расплачиваться усиленным менеджментом, контролём таймингов и постоянной коммуникацией по всем доступным средствам связи. Например, скайп–конференции каждый вечер в таком случае — это обязательно.
Проблема поисков виноватого. Мы очень надеемся, что это не про вас, но некоторые команды страдают такой особенностью. Ошибки совершают все, а при командной работе ошибки чаще всего это результат недопонимания и неправильной коммуникации, то есть выявить виноватого не представляется возможным, да и не нужно. Тем не менее, многие управленцы тратят уйму сил на то, чтобы найти виновного в возникшей неполадке. На это уходит масса драгоценного времени, которое можно было бы потратить на решение проблемы.
Вот какие мысли приходят ко мне в голову, когда я стараюсь наладить эффективную работу внутри своей команды. Конечно, мир не идеален и в любой команде бывают трудные времена, но если помнить об этом и заранее работать над созданием максимально комфортных условий, результат вас приятно удивит.
Буду рад, если вы поделитесь своими мыслями и опытом построения этих процессов в своей компании.
Олег Вахромеев ( Ассоциация разработчиков мобильных приложений России )
Автор: WhiteEagle