В начале 2013 я решил основать компанию.
В предыдущие 4 года я разработал и запустил несколько программных продуктов завязанных вокруг популярного сервиса. Я начал в 2008 году с сайта-хостинга изображений, который быстро вырос до 2-х миллионов уникальных пользователей в месяц. Продолжил в 2011 году андройд-приложением, которое было скачано и установлено более 200 тысяч раз. Но пользовательское соглашение популярного сервиса положило этому конец.
Долгое время мне приходилось работать в одиночестве. Я был системным администратором, PHP, Perl и Android разработчиком одновременно, проектировал и управлял базами данных. Я занимался маркетингом, поддержкой пользователей и решал юридические вопросы. Делал все, начиная от удаления фотографий эротического содержания вручную, заканчивая настройкой Bind серверов.
Когда ты работаешь один, приходится решать слишком много проблем и тебе редко удается найти время, чтобы сделать это качественно. Это постоянное состояние напряжения заставляет многих реализовывать даже мелкие улучшения с ужасающей неэффективностью. Чрезмерно зависимые от других компаний, они находятся в нижних звеньях пищевой цепи. Для моего следующего проекта, наличие команды стало обязательным условием, но когда я попытался её собрать, это оказалось нелегким делом.
Я начал искать среди знакомых. Проработав в одиночестве столько лет и вообще являясь интровертом, я имел не так много вариантов для привлечения в команду. Три потенциальных участника, друг который изучал информационные технологии, еще один изучающий физику и знакомый который однажды сделал веб-сайт. Учеба заканчивалась, так что не откладывая встречу, я поговорил с первыи и предложил ему партнерство. Он нашел мои идеи убедительными, но уже участвовал в программе сильной компании и не смог принять риски. Второй был в таком же положении. С третьим я даже не стал связываться.
Возможно, наличие такого малого круга знакомств — это моя ошибка. Вообще я избегал любого, кто спрашивал меня о моих занятиях. Я редко исповедовал свою любовь к AWS в общественных местах (исключая пьяные вечеринки). Общение ради поиска связей, всегда выбивало меня из зоны комфорта.
Следующей попыткой стал профиль на MeetUp.com. Я отыскал группы по веб-разработке и после обмена фотографиями и любезностями, записался на пару встреч. В каждой комнате находилось группа нерничавших людей, рекрутер и случайные прохожие беспокоющиеся только о пицце. Когда разговоры заканчивались, я ходил по комнате и общался с людьми. Стало довольно быстро понятно, что большинство новички и никогда не программировали. Исключая организаторов, было очень мало профессиональных программистов. И некоторые из них были довольно пожилыми людьми, потерявшими запал и амбициозность.
Основной недостаток был в том, что я находился в Далласе (штат Техас). Концентрация технических талантов тут чрезвычайно мала и это может занять несколько месяцев, чтобы найти и убедить единственного человека к сотрудничеству. На секунду я подумал о переезде в Сан-Франциско — учавствовать в конференциях, обрастать знакомствами, а затем работать над тем, что хочется. Но мне быстро стало ясно насколько абсурдна эта идея.
В эпоху, когда люди начинают революции через твиттер, я собирался ходить от одной двери к другой, только чтобы начать стартап. Интернет уже является наилучшей системой коммуникации из когда либо созданных. Это дешево, быстро и позволяет любому принять участие. Тем не менее проекты, строящие его, образуются из закрытых, неэффективных сетей. Множество проектов выживает только на готовности инвесторов поглощать огромные объемы рисков.
Проблема коммуникаций была реальной. Я столкнулся с ней и начал работать над ее решением. Я представил себе место, где люди могли спонтанно собраться вместе и создавать прототипы идей, возможно, без венчурного капитала. Место, где каждый в свободное время может участвовать в формировании компаний. Место где вы можете найти сколько угодно единомышленников и сотрудников.
Около 6-ти месяцев я работал в одиночестве над альфа-версией. В конечном итоге я остановился, чтобы вернуться к поиску партнеров. Будучи новичком в Python и Django, я часто обращался с вопросами на StackOverflow. Я отмечал закладки на профили людей, ответы которых находил полезными. Стремясь улучшить интернет, я стал контактировать с ними, отправляя письма с описанием идеи и предложеним пообщаться в скайпе. Из приблизительно 100 человек, мне ответили 15 и с десятью получилось пообщаться. Некоторые поняли идею моментально. Некоторые задали множество вопросов, прежде чем понять. В ходе бесед я видел меняющееся выражение лица собеседника, когда он понимал проблему и решение которое я собирался предложить.
Этот процесс отнял полтора месяца. Большинство не ответило на письма. Множество из тех кого я собеседовал в скайпе, отметили что они хотят внести свой вклад, но в действительности никто этого не сделал. Это было невероятно деморализующим. Возможно нужно пообщаться с тысячами людей, чтобы найти одного единомышленника. Я попал в обычную ловушку. Я слишком увлекся своей идеей. Было сделано слишком мало и я задыхался ей.
Существовал только один выход: рассказать о проекте всему миру. Нужно было открыть двери. Опубликовать идею и исходный код. Нужна было обратная связь и публичный доступ к разработке проекта.
Так появился joltem.com, сокращение от «jolt them» (встряхнуть их). Я называю это «открытый инкубатор». Основанный на идее, что как минимум на ранних стадиях проекты могут быть открытыми и получать на этом преимущества. Он построен на идее привлечения и организации динамической рабочей силы.
Проект использует обычную схему pull & fork разработки, популяризированную Git и дающую возможность многим участникам работать с одним репозиторием кода. Обычный запуск команды git fetch
уже предоставляет вам изменения от всех участников. Нет необходимости подключать каждого участника и необходимо только следить за основными ветками проекта, чтобы фокусироваться на разработке.
Для достижения цели разработана модель управления на основе задач и решений с привязкой к git-серверу, который управляет разрешениями на уровне веток. Доверенные участники имеют возможность управлять всеми ветками проекта, в тоже время как остальным разрешается только обновлять ветки привязанные к их решениям.
Для поощерения участников используется стандартная система опционов. В некоторых компаниях в течении каждого раунда финансирования, некоторое количество акций распределяется между сотрудниками, если они проработали достаточное количество времени. В joltem.com, в процессе создания проекта, основная часть «акций» распределяется между участниками.
В течении разрабоческого цикла проекта, каждый участник зарабатывает «влияние». В тот момент, когда участник вносит свой вклад в разработку, он указывает количество «влияния» которое по его мнению адекватно проделанной работе. Другие участники оценивают соответствие проделанной работы запрошенному количеству влияния. В случае несогласия с оценкой, начинается процесс торговли, целью которого служит получение удовлетворяющего все стороны результата. Отталкиваясь от опыта разработки Joltem можно утверждать, что разногласия возникают очень редко. Участники быстро начинают ориентироваться в сложности той или иной функциональности. Периодически заработанное влияние будет обмениваться на акции (долю) в строящейся компании (проекте). Сейчас Joltem открыт для всех.
Используя Joltem вы можете создать свой проект. Сделать его приватным, высылая инвайты разработчикам или открыть всему миру. Вы можете принимать участие в разработке самого Joltem. Подписывайте на обновления в нашем Twitter, Google+ или Facebook. Если у вас есть вопросы или комментарии, вы можете написать мне на почту emil@joltem.com (прим. пер.: автор не говорит по русски).
Автор: klen