На сегодняшний день понятие «стартап» знакомо многим, если не всем. Это произошло благодаря ряду стартапов, которые прогремели на весь мир и сделали своих создателей известными и богатыми. Большинство этих стартапов были созданы на западном рынке. Тем не менее, на российском рынке количество стартапов также стремительно растет. Какова специфика российских digital стартапов по сравнению с западными? В чем секрет успеха стартапа? Какие тренды наметились в сфере веб-стартапов в России? На эти и и другие вопросы ответил эксперт Гайдар Магдануров, управляющий директор Фонда посевного финансирования Microsoft.
WebProfessionals.ru: В чем, на ваш взгляд, заключаются главные отличия стартапов в российском e-commerce и веб-разработке от западных?
Гайдар Магдануров: Отличие любых ИТ-стартапов в России от западных в крайне узком спектре оригинальных идей. Объясняется это, прежде всего тем, что количество стартапов и идей сравнительно не велико – тут и исторический фактор отсутствия аналогов «кремниевой долины», и фактор отсутствия должного уровня предпринимательских знаний, и фактор «опасений» предпринимателей делиться идеями. Для того, чтобы оригинальные идеи рождались нужны примеры успешных бизнесов и примеры людей, которые не боятся рисковать. Кроме того, модель «копиката», подразумевающая клонирование западных проектов, отлично работает благодаря языковому барьеру, поэтому и особенного стимула генерации оригинальных идей не возникает.
WebProfessionals.ru: Какие стартапы из вашей практики больше всего запомнились? Какие достигли самых значительных успехов, и в чем заключается причина их успеха?
Гайдар Магдануров: Не хотел бы выделять какие-то стартапы, поэтому отмечу последний на сегодняшний день стартап, получивший грант от нашего Фонда посевного финансирования. Проект ClipClock, позволяющий ссылаться на определенный фрагмент видеоролика и комментировать данный конкретный фрагмент. Успех этого стартапа предопределен, можно так сказать, тем, что все большую популярность приобретает видео-контент. Пользователям социальных сетей уже недостаточно текстов и картинок, они хотят интерактива. ClipClock позволяет удобно ссылаться на фрагменты, что важно для длинных роликов и, фактически, продвигает новый тип контента – фрагменты видео.
WebProfessionals.ru: Как вы видите вектор развития веб-стартапов? Какие существуют тренды и возможности?
Гайдар Магдануров: Трендов много, стоит почитать аналитические статьи, как голова начинает распухать от обилия информации. Я бы выделил два самых главных тренда: социальность и электронная коммерция. Сами сайты и проекты становятся более социальными и строятся вокруг пользователя. Согласитесь, приятно ничего отдельно не сообщать очередному веб-проекту, потому что этот проект получает всю нужную информацию из социальных сетей. Например, интернет-магазин подстраивает свою «витрину» под пользователя на основании его «лайков» и комментариев в социальной сети. Отсюда и самообучаемость проектов – пользователь расставляет «лайки», а проекты подстраиваются под его предпочтения. В случае же с электронной коммерцией, все большую долю транзакций по оплате занимают виртуальные товары – пользователи покупают внутреннюю валюту в играх, покупают статусы на проектах, покупают виртуальные подарки.
WebProfessionals.ru: Посоветуйте нашей аудитории источники стартаперского вдохновения и внешнего опыта.
Гайдар Магдануров: Лучший источник вдохновения – собственная голова, которую стоит забивать разными интересными идеями, читая проекты вроде TechCrunch, посещая мероприятия вроде StartupWeekend, проходя обучения на семинарах и тренингах по стартапам. В «кремниевой долине» давно уже появилось устойчивое выражение «Ideasarehavingsex» – из набора идей рождаются новые идеи. Хороший способ структурировать свое
WebProfessionals.ru: За последний год начали чаще появляться веб-стартапы в крупных компаниях (например, Enter – проект Связного, e5 – Перекрестка ). Стоит ли ожидать более массового внимания к теме нового бизнеса в сети?
Гайдар Магдануров: Новые продукты часто рождают крупные компании – либо команда выходит из компании и идет заниматься бизнесом, либо создается спин-офф в рамках самой компании, со временем выделяющийся в отдельную компанию. Это естественный процесс – множество умных людей, имеющих хороший опыт, не могут не создавать новые идеи. В свете популяризации стартап-движения и желания компаний диверсифицировать свой бизнес эта тенденция будет только нарастать. При этом успех подобных проектов и сама возможность их появления зависит от открытости взглядов менеджмента, а менеджмент в нашей стране все больше и больше открывается новым идеям.
WebProfessionals.ru: Поделитесь своим опытом, каким параметра должен соответствовать стартап, чтобы в планируемый срок выйти на окупаемость и приносить прибыль?
Гайдар Магдануров: Нет серебряных пуль и готовых руководств. Пожалуй, все выводы можно сделать из одного единственного критерия – стартап создает продукт, решающий потребность пользователя и направленный на решение задач, возникающих у конкретного пользователя. Твердо запомнив, что пользователь есть основа бизнеса, создатели стартапа выработают верную стратегию. Огромное количество толковых, хотя и очевидных советов, можно почерпнуть в книге ReWork, которую я рекомендую всем стартаперам, запутавшимся при определении собственной стратегии.
Автор: Webprofessionals