Предупреждение: статья написана на злобу дня, и для лучшего понимания многие ситуации утрированы в стремлении довести их до абсурда. Несмотря на это, поднятая тема не теряет своей актуальности.
Свершилось! Идея придумана, бизнес-план составлен, презентация собрана, прототип сконструирован. Теперь ты готов покорять мир, и дело за малым (как тебе кажется, ага) – найти средства для реализации мечты. Первое, что приходит на ум – пойти и покорить инвесторов своим суперпроектом. Нет, не так: СУПЕРПРОЕКТОМ!
Заход на первые два-три круга ты делаешь с легкостью опытного спринтера, превращаясь в прожженного делягу и открывая дверь ногой, когда заходишь в кабинеты, тишину которых так любит бабло. Ведь это инвесторы должны сбегаться к тебе и предлагать выделить денег на реализацию твоей гениальной идеи. Тебе нужно сказать только пару предложений по проекту, и все встанет на свои места: рой буратин с золотыми обеспечен, вот под Питером открывается первый завод, потом франшиза уходит в Китай, где сборка твоих фантазий приобретает поистине гигантские масштабы, телефоны отдела продаж не замолкают ни на минуту, молоденькие мисс мира строят тебе глазки, а ты картинно вздыхаешь и уезжаешь на ПМЖ на Карибы, дав перед этим большую пресс-конференцию о том, что деньги для тебя не имеют значения.
На первом этапе вполне возможно, что инвестор выделит тебе денег просто так, без всяких процентов от твоей компании…
… так не бывает.
Мечты разбиваются о гранит реальности: лоб в шишках, а великая идея так и не принесла необходимых инвестиций.
Стадии реакций на возмутительное поведение инвесторов:
Стадия 1. Я гений. Не подлежит обсуждению. Точка.
«Да как эти людишки с их мелкими мозгами смогли попасть на такие должности, если они не осознают гениальность идеи, которая принесет миллионы? Все понятно: папа, мама, брат, сват – родственные связи! Он… он спит с секретаршей генерального!"
Стадия 2. Я все осознал.
«Может быть, все-таки проблема во мне? Может быть, им не понравилось, что я в шортах и мокасинах на голую ногу пришел? Но это же самые модные шорты среди хипстеров… Может, презентацию надо было распечатать… Да не, я показал на iPad, сейчас XXI век новые технологии. Что же я сделал не так?»
Стадия 3. Перевоплощение, или работа над ошибками.
После осознания и подавления гения всего человечества (мессии этого века) в себе, начинается серьезная подготовка: читаются миллионы статей на темы «как ходить к инвесторам», «искусство переговоров», «Get-Up или Good Luck», еще раз пересматриваются все презентации со Стивом Джобсом и ему подобными. Преображаемся и идем на встречи еще раз.
А если серьезно…
Встречают по одежке – это российские реалии, не лишенные смысла. Костюм Ermenegildo Zegna, iPhone 6 и кейс Emporio Armani прибавят к вашему обаянию +50. Но, в принципе, неплохо просто надеть приличный костюм по размеру. Четкая и убедительная речь – не давайте усомнится в вашей правоте. Не нукайте, не акайте, сдержанней с мимикой и жестикуляцией – вы не в цирке (в цирке за такое дают +15 к карме и +15 к обаянию, у инвестора это -5 по всем пунктам). Открыто не спорьте, но и не соглашайтесь со всем. Визитки – хренов кусок картонки – прибавляют +5 к статусу, ибо если ты осилил заказать визитки, то ты, как минимум, достоин того, чтобы тебя выслушали. Презентация с ноутбука на проектор вызывает уважение (в 95% случаях проектор есть, а если проектора нет, то и денег там искать не стоит). И возьмите прототип с собой, легче один раз показать, чем сто раз рассказать.
Все мы знаем истории Стива Джобса, Марка Цукерберга и Билла Гейтса, и помним, что эти ребята чуть ли не в пижаме на переговоры приходили. Не стройте иллюзий: даже если вы один из них, вам предстоит долгий путь. Посмотрите, сколько работы, усилий и времени стоит за их кажущейся и напускной простотой. Добавьте сюда сложности в наших российских реалиях, которых вы не встретите в Америке.
Напоследок. Вы можете перечитать тонны литературы о том, как проходить собеседования с инвестором, как успешно вести переговоры, как делать презентации и убеждать людей, и даже пройти соответствующие курсы. Вы можете быть одеты в максимальном соответствии с обстановкой. Ваша речь может быть четкой, доводы убедительны. Но если вы продвигаете идею-близнеца существующих проектов или несвоевременный проект, или даже вам просто «не фартит», то ничего не получится.
Хорошая новость заключается в том, что мыслить надо шире, глобально оценивая возможности. Не повезло с инвесторами – не ориентируйтесь только на них, есть другие варианты – акселераторы, краудфандинг, бизнес-ангелы и прочее. Не останавливайтесь и не падайте духом – ведь именно такие качества помогают лидеру выделиться и одержать долгожданную победу.
Автор: Frogy_F