Все мы слышали истории успеха стартапов, созданных семейными парами, которые превращались в большие семейные бизнесы. Но вот стартапы при этом часто ждала более радужная судьба, чем семьи, которые редко выдерживали все испытания семейного стартапинга.
В наших российских реалиях, конечно, в качестве первого же примера приходит на ум «Лаборатория Касперского», которая создавалась Евгением и Натальей Касперскими вместе, и долгие годы именно супруга была руководителем компании, Евгений же занимался технической частью. И, если честно, мне так и вовсе кажется, что, если бы не она, трудился бы он рядовым программистом (ну хорошо, руководителем проекта) и по сей день, а его фамилия никак не стала бы частью одного из самых раскрученных софтверных брендов в мире. А вот на страничке в Википедии, например, о компании Наталья вообще не упоминается ни в числе основателей, ни вообще в каком-либо виде. Не было ее там как будто бы.
Я вот тоже решила поделиться своей историей семейного стартапа в связи с окончанием семьи – муж бы никогда не дал ничего подобного опубликовать. Вдруг кого мои откровения заставят отказаться от идеи втягивания супруга или супруги в бизнес, а мне заодно помогут решить и свою корыстную задачку, о которой в конце.
Итак, в 2006 году я вышла замуж. Года за три до этого я работала у тогда еще будущего мужа в маааааааленькой такой компании, которая делала CMS. Моя роль как человека англоговорящего заключалась в том, чтобы звонить европейским хостерам и убеждать их в необходимости покупки именно этой CMS. Получалось по-разному, особенно с учетом моего гуманитарного образования и такого же склада ума. Мне честно было трудно, да и продавать получалось не очень хорошо. В итоге у будущего мужа хорошо получилось продать бизнес одной жутко известной у нас в России компании, название которой я на всякий случай опущу, но все желающие могут догадаться.
Так вот одновременно с браком, то есть в 2006 году родилась у нас, как водится, на прогулке с собакой идея стартапа, который должен был перевернуть мир. Под стартап был найден инвестор (тоже, кстати, человек из нашей семьи, но тема семейных инвестиций – совсем отдельная и куда как более сложная), а сам стартап потихоньку запущен в разработку.
Название для будущего продукта возникло путем выбора привлекательного домена – удалось купить за несколько тысяч долларов звучный домен Profy.com, что и стало названием для будущей платформы, на которой должны были разворачиваться многочисленные облачные приложения. Тогда все в массовом порядке затевали платформы, правда, называть их облачными пока не приходило в головы. Мы тоже не называли, так что были очень даже в тренде. Не в тренде мы были в том, что разработкой занимались в Новосибирске, где и жили, тогда как такие задумки хорошо разрабатываются все-таки в Долине.
Но, так или иначе, решение было принято, и тут как раз возникла моя роль. Я к тому времени вволю напродавалась самолетов, и муж решил, что человек с опытом в маркетинге сможет продвигать все, что угодно. Мне было велено писать блог о веб 2.0 и прочих интернет-новостях. Идея заключалась в том, чтобы за те полгода, которые должна идти разработка, я устроила многоавторный англоязычный блог, вокруг которого и сформировалась бы тусовка технологически продвинутых людей, чтобы потом они все дружно помогли мне раскрутить запущенный продукт. Проблема была в том, что я не знала ни что такое блог, ни что такое веб 2.0. Но Википедия и Гугл помогли достаточно быстро наладить производство вполне приличного новостного контента, благодаря чему Profy регулярно цитировался другими гораздо более известными блогами, а иногда и традиционными ресурсами типа The Washington Post. Ну и место в топ-100 мировых блогов о новостях высоких технологий по версии Techmeme мы тоже занимали не раз и не два даже.
Проблема была в другом: разработка, как водится в России, затянулась, так что продукт был запущен не через полгода в бете, а через полтора в альфе. Наша замечательная команда разработчиков (это я говорю абсолютно искренне, очень всех люблю, со многими дружу) увлеклась созданием космолета, к которому никто особенно не знал, с какой стороны приделывать крылья ввиду отсутствия релевантного опыта, так что альфа выглядела не очень убедительно, но в принципе интересно. Запущена она была в итоге как блог-платформа с интегрированным RSS-ридером и, конечно, социальной сетью, потому что куда же без нее.
Запущена, кстати, весьма неплохо. План сработал: за полтора года мне удалось подружиться со всеми ведущими изданиями, так что о нас написали TechCrunch, CNET, CenterNetworks (без ссылки, автор был моим хорошим другом, но скончался в прошлом году) и многие-многие другие издания помельче. Я для себя выяснила, что в принципе бесплатный пиар стартапа вполне себе возможен своими силами, несмотря на все услышанные ужастики о ценах на публикацию анонса на TechCrunch, но, честно говоря, если учесть затраты на этот блог, то нанять профессиональное пиар-агентство было бы как минимум в несколько раз дешевле.
Но, к сожалению, этому стартапу не довелось добиться всемирной славы, хотя со временем мы и запустили его в бету (тоже, впрочем, закрытую), специально съездив для этого на конференцию Web 2.0 Expo в Сан-Франциско, где много кому понравились и тоже получили немало хвалебных публикаций. Технические проблемы из-за того, что никто не знал, чего, собственно, мы хотим от этой платформы получить, и, главное, как этого можно добиться, что заметно было даже пользователям, а потом и начавшиеся сложности с финансированием из-за кризиса 2008 года, привели к тому, что платформу мы опять закрыли, оставили опять один лишь блог. Какое-то время еще пописали все вместе, потом от безденежья разбежались все американские авторы, осталась я и продолжила писать на голом энтузиазме – потому что свое же дитятко, родное. Это, кстати, абсолютно точное сравнение – семейный стартап обязательно играет роль любимого ребенка, причем капризного и постоянно требующего внимания и полного растворения в его интересах. В том числе и поэтому нам было не до человеческих детей – и без них хватало, о ком заботиться.
Теперь, когда я рассказала вам предысторию из таких дремучих лет, могу и поразглагольствовать о том, как тяжело вести семейный стартап – и для семьи, и для стартапа. Еще когда Profy был в разработке, мы сталкивались со множеством проблем из-за наличия нашей семейной пары у руля, который мы постоянно пытались друг у друга отвоевать. Если мы в чем-то не сходились во мнениях, то перья летели буквально во все стороны, и мне искренне жаль наших ребят-программистов, которым нередко приходилось участвовать в наших то ли семейных, то ли все-таки деловых разборках. При этом слишком часто спор, начатый на профессиональную тему, переходил на личности и наоборот.
Впрочем, для бизнеса эти проблемы решаемы, в конце концов разборки случаются почти в любых компаниях, а их накал не всегда зависит от близости отношений участников. Зато есть и некоторые плюсы. Например, когда в командировку отправляются муж с женой, а не просто генеральный директор (мужчина) и директор по маркетингу (женщина), то компания несколько экономит, оплачивая им один номер в отеле на двоих вместо двух. К тому же никто не ревнует мужа к работе, если он торчит в офисе до полуночи, потому что жена делает то же самое, причем еще неизвестно, у кого из них в офисе больше дел, так что по инициативе жены можно просидеть в офисе и до двух ночи, например. А всемерная поддержка второй половины вроде бы улучшает климат в коллективе. Да и для экологии хорошо, когда на работу два сотрудника добираются на одной машине, а не на двух.
Но вот для семейной жизни семейный же бизнес – огромное испытание. Правда, сразу оговорюсь, что наш брак не пережил отнюдь не этого, с ролями стартаперов мы неплохо справлялись, а вот с ролями родителей уже намного позже не смогли, потому что обычный человеческий детеныш все-таки гораздо сложнее любого стартапа. И тем не менее я точно могу сказать, что работать вместе мужу с женой категорически противопоказано. Начинается все с тех же разборок, которые возникают на профессиональной почве, а заканчиваются фразами вроде «Дура ты, а не маркетолог». Да и директор по маркетингу должен в некоторых ситуациях уметь сказать генеральному директору «Слушаюсь!» и приступить к выполнению, а редкая жена в наши дни способна на такой подвиг по отношению к собственному мужу.
Проводить вместе все 24 часа в сутки жене с мужем тоже не слишком полезно, ограничивать общение профессиональной тематикой и вовсе вредно, но это все неизбежные побочные эффекты совместного ведения бизнеса, от которых никуда не денешься при таком раскладе. Но все-таки самое страшное – это остаться одновременно без доходов, если стартап неожиданно и по не всегда зависящим от вас двоих обстоятельствам лопнет, как с ними часто бывает, что и случилось с нашей семьей и нашим стартапом в 2008 году.
Постепенно мы, конечно, выкарабкались. Я начала заниматься консалтингом и локализацией чужих стартапов и совсем не стартапов, муж же через какое-то время нашел нового инвестора и затеял новый стартап. Потом еще один и еще. Я уже не рисковала, моя роль во всех его последующих проектах ограничивалась ролью заинтересованного консультанта и бесплатного помощника.
Однако, конечно, в какой-то момент мы решили, что наш любимый домен слишком хорош, чтобы использовать его под почти не приносящий доходов блог, и мы опять затеяли еще один стартап, принципиальное отличие которого заключалось в том, что нам не нужны были инвесторы: маркетинг мы должны были делать своими (моими) силами, а написать его должен был наш хороший приятель, когда-то работавший у нас в Profy. Впрочем, этому стартапу (идея которого, кстати, так еще и не была нигде реализована, хотя она чудо как хороша) так и не суждено было появиться на свет, потому что я как раз родила ребенка, а муж рассорился с тем самым программистом, хотя у того и был почти готов более-менее рабочий прототип.
Ну а потом, еще позже, мы все-таки решили разводиться. Блог, который столько лет был моим любимым ребенком, утратил свою роль в пользу ребенка обыкновенного, так что сначала я почти перестала его писать, а потом и вовсе не полезла разбираться, когда возникла какая-то хитрая проблема на
Муж же широким жестом предложил мне оставить себе домен при разводе и распорядиться им так, как я хочу. Понятно, наверное, что я не собираюсь затевать на нем очередной стартап, а просто хочу продать его подороже, что, кстати, и является не слишком тайной целью моего поста здесь, потому что других мест, где могут быть люди, которые найдут ему достойное применение, я не знаю. Механизмы обычных доменных бирж не позволяют продать его дорого, а продавать дешево я не хочу – пусть уж лучше лежит на память. Но при этом на него куча очень хороших ссылок со всевозможных новостных блогов, сайтов газет, агрегаторов, каталогов стартапов и прочая и прочая. Да и более-менее известный бренд – это тоже некий бонус. Так что я бы очень хотела вручить его в хорошие руки под какой-нибудь профессиональный проект для России или же под рассчитанный на англоязычный рынок стартап, чтобы покупатель мог воспользоваться неплохой репутацией и знакомым названием там, я была бы только рада, что и сделаю с удовольствием здесь, если найдутся заинтересованные лица. Особо заинтересованным могу вручить вместе с доменом еще и идею, которая так и не была реализована, вдруг пригодится.
Только не надо покупать этот домен под семейный стартап, у него в этом плане слишком плохая история. Это как купить обручальные кольца б/у после чужого развода и надеяться на личное счастье.
Автор: MyKinda