Заменит ли SAFE convertible notes?

в 12:30, , рубрики: convertible notes, Законодательство и IT-бизнес, инвестиции, стартапы, Финансы в IT-индустрии, метки: , ,

Y Combinator, известный фонд, использующий модель акселератора, предлагает The safe (simple agreement for future equity), соглашение о финансировании в обмен на долю в компании. Суть затеи — стандартизация процедур, прежде всего, финансирования, простота управления. Логично, что safe родился в акселераторе.

Y Combinator заявляет, что safe и проще, и прозрачнее, а также более справедлив (по сравнению с convertible note) как для инвесторов, так и для учредителей стартапов.

В чем эта простоты и справедливость? В том, что safe это не долговой инструмент, то есть нет срока платежа (возврата долга), инструмент не ограничен специальным регулированием, не создает угрозы банкротства для стартапа, не влечет начисления процентов и не навязывает соглашений субординации (подчинения).

На отсутствие процентов делается ударение. Конечно проценты инвестора не интересуют. Цель инвестора, прежде всего, — совсем другая доходность, чем это может обеспечить долг. Также отсутствие процентов безусловно преимущество для учредителей. Кроме того, соглашение бессрочно и прекращается при наступлении определенных условий.

Тогда инвестор получает долю в компании или деньги.

Какие это условия? Эти условия описываются в соглашении: Equity Financing — следующий раунд финансирования, Liquidity Event — смена контроля в компании или IPO, Dissolution Event — прекращение деятельности компании, в том числе банкротство.

SAFE в российской действительности

В российском законодательстве подобные отношения регулируется гражданским законодательством и, прежде всего, статьей 157 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с указанной статьей, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит, сделка считается совершенной под отлагательным условием.

С момента заключения такой сделки стороны сразу вступают в правоотношения, являющиеся целью соглашения, и с этого момента не допускается произвольное отступление от соглашения.

Если наступлению условия недобросовестно воспрепятствовала сторона, которой это невыгодно, то условие признается НАСТУПИВШИМИ. И, наоборот, если наступлению условия недобросовестно содействовала сторона, которой это выгодно, то условие признается НЕнаступившим (статья 157 ГК РФ).

При наступлении отлагательного условия сделка, в содержание которой оно включено, без каких-либо дополнительных юридических фактов порождает те права и обязанности, возникновение которых ставилось в зависимость от наступления условия.
Поэтому сделку, совершенную под отлагательным условием, необходимо отличать от предварительного договора.

Так, статьей 429 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор (основной договор), например, о передаче имущества, на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Важным отличием предварительного договора от сделки, совершаемой под отлагательным условием, является то, что заставить уклоняющуюся от заключения договора сторону можно только обратившись в суд с требованием о понуждении заключить договор.

То есть по своему смыслу отношениям инвестора и учредителя стартапа больше соответствует регулирование, применяемое к сделке, совершенной под отлагательным условием. В случае неисполнения обязательств предпринимателем инвестор будет требовать в суде не заключения договора, а сразу передачи ему доли в компании.

Надо допускать, что возможна ситуация, когда проще вернуть долг, чем отдать долю в компании. Это вопрос не сколько правовой, сколько соответствия результата ожиданиям. Для избежания подобных ситуаций используется такой инструмент как предел оценки. (Используется также в конвертируемых облигациях). Предел оценки стартапа является ключевым элементом соглашения SAFE.

Также следует иметь в виду, что применение такого механизма в российских условиях может быть сопряжено с риском того, что такая модель будет рассматриваться правоприменительными органами (судами) как пари. Требования, связанные с пари или с участием в них, не подлежат судебной защите (статья 1062 ГК РФ).

Автор: Gurika

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js