Если вы интересуетесь технологическим бизнесом, то наверняка имеете базовое представление о культуре предпринимательства в США, Европе и вашей собственной стране. Это справедливо в большинстве случаев, и получается, что о рынках, например, Латинской Америки знают исключительно жители этого региона и немногочисленные инвесторы и стартаперы-экспаты.
С другой стороны, для общего развития иногда полезно почитать о развивающихся рынках на другой стороне планеты, что я и предлагаю сделать. На IDCEE в этом году будет проходить двухчасовая панельная дискуссия о предпринимательстве в Бразилии — крупнейшем государстве в Южной Америке с населением около 200 млн человек (примерно как Россия, Украина и Беларусь вместе взятые), а это отличный повод заранее узнать чуть больше о культуре стартапов и инвестиций в стране тропических джунглей, карнавалов и «Рабыни Изауры».
Для создания подходящего настроения во время чтения можно включить клип Фило Мачадо (он, кстати, будет выступать во второй день IDCEE):
На далёкой Амазонке
До того, как я начал искать информацию о рынке Бразилии и её предпринимательской экосистеме, я помнил только, что именно там была очень популярна социальная сеть Orkut, одна из «социальных попыток» Google. Этой сетью, о которой мало кто помнит в русскоязычном Интернете, до сих пор пользуются много бразильцев, однако ещё в прошлом году на первое место по популярности вышел Facebook.
Бразильцы вообще оказались на удивление социальны: по последним данным, страна удерживает третье место по количеству пользователей Facebook (после США и Индии) и второе — по количеству пользователей Twitter. Чтобы дополнить портрет среднестатистического бразильца в Интернете, скажу, что для поиска он пользуется Google — его доля стабильно держится выше 80%.
В целом же всего 46%, или 88 миллионов бразильцев пользуются Интернетом, но при этом тратят в онлайне около $13 млрд в год, что делает этот рынок привлекательным для интернет-бизнеса. На IT приходится 4,4% ВВП страны, а правительство запустило в этом году специальную программу поддержки предпринимателей Start-Up Brasil. Казалось бы, стартаперам остается только жить и радоваться.
Подводные камни
Но не всё так просто; подозреваю, если посмотреть со стороны на формирующуюся экосистему стартапов в Украине или в России, тоже можно подумать, что их существовани должно быть безоблачным, а государственные мужи не спят ночами, думая, что ещё сделать для развития отрасли. Однако — сюрприз! — проблем хватает и в Украине, и в России, и в Бразилии.
Перечисляя препоны, ожидающие предпринимателя в Бразилии, знающие люди называют в первую очередь государственную бюрократию, высокие налоги и сложную систему их расчета и оплаты. По данным World Bank, регистрация компании в стране занимает четыре месяца, а уже зарегистрированный бизнес отдает государству 69% прибыли в виде налогов.
Впрочем, всё это совершенно не помешало заметному увеличению популярности Бразилии среди международных (в основном американских) венчурных фондов в последние несколько лет. В 2012 году более 50 инвесторов провели около 80 инвестиционных сделок в стране; в том же году, согласно Brazil Startup Dealbook, были сформированы два фонда с фокусом на бразильских проектах, управляющие капиталом в $250 млн.
Акселерация копикатов
Теперь, после описания общей ситуации, можно перейти к самому интересному — собственно, бразильским стартапам. Как несложно догадаться из подзаголовка, основная тенденция развития рынка в последнее время заключается в «тропикализации» уже опробованных бизнес-моделей, а проще говоря — штамповке копикатов западных сервисов.
Очень ёмко экосистему стартапов в Бразилии описал сооснователь одного из самых известных местных акселераторов «21212» Марсело Салес в прошлогоднем интервью FastCompany:
«Для создания прорывных стартапов нужны СМИ, который будут писать об инновациях, и большие инновационные компании, с которыми можно конкурировать. Можно сказать, что в Бразилии нет никакого „венчурного капитала“, есть только „капитал“. Так что мы не говорим, что здесь у нас южноамериканская Кремниевая Долина, нифига подобного. Это просто огромный рынок, на котором точно будут работать проверенные бизнес-модели; нам нужно только собрать команды.»
Зацикленность на проверенных бизнес-моделях, впрочем, не будет продолжаться вечно: уже сейчас можно сказать, что основных ниши для копикатов уже заняты, а новым стартапам приходится (!) искать оригинальные идеи для построения бизнеса.
В процессе поиска и воплощения идей стартапам помогают акселераторы, количество которых в Бразилии уже измеряется десятками. Для участия в той же государственной программе Start-Up Brasil в начале этого года были отобраны девять заявок от акселераторов из поступивших 23. Подавляющее большинство из них находится в столице страны Сан-Паулу или в Рио-де-Жанейро, столь любимом великим комбинатором Остапом Бендером.
Как бы то ни было, бразильские стартаперы-комбинаторы имеют неплохие перспективы, несмотря на все сложности. Если верить той же Brazil Startup Dealbook, только в прошлом месяце инвесторы вложили около $20 млн в местные компании (из них $11 млн — в сервис сравнения страховых предложений Compara). По-моему, неплохой показатель как для развивающегося рынка; а значит, развитие продолжается и всё ещё впереди.
Фото: tomasfer/Flickr, The Economist
Автор: Shlema