Большинство проектов технологических предпринимателей объединяет одна деталь — им нужны деньги (ну, или их основатели считают, что нужны): на развитие, улучшение продукта, найм новых людей, оплату
Ещё один вариант получения хоть и небольших, но нелишних денег — участие в конкурсах стартапов. Здесь кроме денег можно получить повышенное внимание от тех же инвесторов, СМИ и потенциальных клиентов, дело за малым — занять призовое место.
Впрочем, среднестатистический посетитель конференций, где часто и проводятся соревнования среди стартапов, обычно забывает о победителях в течение месяца-двух, за исключением разве что случаев, когда такой посетитель становится клиентом одного из стартапов. И совершенно зря: иногда имеет смысл поинтересоваться, как поживают проекты, занявшие призовые места в соревнованиях в последние годы.
Я пообщался с победителями IDCEE 2010—2012 (до кого удалось достучаться) и спросил, как у них, собственно, дела, и как повлияла на их стартапы победа в конкурсах.
QuoteRoller, второе место на IDCEE 2011
Этот стартап родом из Беларуси занимается таким неблагодарным делом, как электронный документооборот, а точнее, формированием коммерческих предложений через онлайн-интерфейс. Два года назад команда заняла второе место на конкурсе IDCEE, а всего несколько месяцев назад — подняла раунд на $655 тыс., чтобы продвигать бизнес в США.
Основатель QuoteRoller Никита Микадо коротко и ёмко рассказал о значении конкурса в жизни стартапа и о том, что происходит с компанией сейчас:
«IDCEE очень помогла нашей команде — мы только начинали работать, продукт был — говно, но признание помогло оправдать вcе нервы, пот и кровь, потраченные на разработку.
1. Мы вышли на самоокупаемость в январе, подняли $655 тысяч и перенесли маркетинг и продажи в Сан-Франциско.
2. Мы (почти) запустили новый продукт, PandaDoc.
3. Мы растем и нанимаем новых людей!»
Kuznech, победитель IDCEE 2012
В прошлом году на конкурсе стартапов победил российский Kuznech (обидно, но факт: за три года проведения конференции в Киеве только один украинский проект — ThickButtons, — получил призовое место). Его продукт — технология индексации изображений, которая позволяет производить очень быстрый поиск по ним. Её планировалось использовать, например, для поиска похожих товаров в интернет-магазинах.
В прошлом году я общался с руководителем компании Михаилом Погребняком при подготовке статьи для The Next Web, поэтому могу процитировать его слова и здесь. По мнению Погребняка, «участие в подобных мероприятиях и конкурсах — хорошая школа по проведению презентаций и „продажи“ компании потенциальным клиентам». Погребняк также заметил, что «около 20 венчурных фондов запросили у нас профиль компании и прочие документы» и «около 100—150 новых пользователей зарегистрировали демо-аккаунты в течение нескольких дней после конференции».
Впрочем, CEO стартапа Kuznech не забыл напомнить, что конкурсы — не главное:
«Победа в конкурсе важна как часть истории успеха. Эта конференция хорошо известна, и победа на ней увеличивает известность компании в Интернете. Однако с точки зрения бизнеса это не имеет значения. Кроме того, победа привлекает инвесторов и журналистов.»
RealPad, третье место на IDCEE 2012
Этот чешский стартап увёз с прошлогодней конференции €5 тыс. на развитие приложение для iPad, предназначенного для агентов и агентств недвижимости (я тоже пока не видел агентов с айпадами, но, видимо, они существуют). Оно позволяет, в частности, проводить виртуальные презентации квартир для клиентов, транслировать видео со стройплощадки, создавать фотогалерей и всё такое прочее.
Слово CEO этого стартапа Марьяну Шквареку:
«Участие в IDCEE многое изменило для нас. Благодаря собранной информации и новым знакомствам, мы расширили деятельность на новый для нас рынок — Украину.»
Спустя год после конференции компания процветает — во всяком случае, так говорит Шкварек:
«Мы начали работать в апреле 2012 года в Чехии. После полутора лет на счету нашей команды из восьми человек десятки проданных лицензий и несколько корпоративных клиентов. Кроме того, мы вышли на самоокупаемость и в Чехии, и в Украине. Недавно мы представили новый продукт, а в следующем году планируем выйти на новые рынки.»
Flocktory, второе место на IDCEE 2012
Идея стартапа Flocktory — сервис реферального маркетинга для компаний, с помощью которого они могут общаться с пользователями через социальные сети и мотивировать последних делиться впечатлениями о компании с друзьями.
Саймон Проект, один из основателей Flocktory, рассказал, что делала компания в течение последнего года:
«Flocktory стремительно растет, после прошлогодней IDCEE мы прошли несколько значительных вех в развитии. Во-первых, мы привлекли $1,5 млн в раунде финансирования серии А от Digital Venture Partners, благодаря которому расширили команду и вложили деньги в развитие продукта. Кроме того, мы заключили договоры с крупнейшими брендами в России; среди наших клиентов — Groupon, Lamoda, авиакомпания S7, „Утконос“, „Связной“, Home Credit Bank и более 500 других компаний.»
Победа в конкурсе стартапов на конференции стала «переломным моментом в истории развития Flocktory», считает Проект:
«Благодаря участию и победе в конкурсе мы смогли поднять инвестиции в $1,5 млн. Кроме того, на IDCEE мы смогли отточить презентацию компании и получить признание ценности продукта.»
MixGar, победитель IDCEE 2011
Венгерский сервис, генерирующий музыкальные плейлисты в общественных местах, ориентируясь на предпочтения посетителей, получил два года назад €6 тыс. и всё, что прилагается к победе на подобном конкурсе.
Из письма CEO стартапа Гержона Хужара:
«Победа в IDCEE 2011 не только дала нам полезную обратную связь, но и помогла привлечь инвестиции и начать настоящий бизнес.»
В 2012 году Phoenix Investment Group инвестировала в MixGar €65 тыс., что, видимо, серьезно воодушевило команду. Планов на будущее, как водится, громадье:
«После победы на IDCEE мы сосредоточились на главном — на продукте. Сейчас мы предлагаем сервис, имеющий те же возможности, что и у конкурентов, однако превосходящий их во всем, что касается социальности, интерактивности и голосований. Кроме того, мы предлагаем небольшие полезности вроде кросс-фейдинга, нормализации громкости и ручного выбора песен.
MixGar твердо стоит на ногах в Венгрии. Среди наших клиентов — крупнейшие представители таких сегментов, как рестораны, бары, кафе и даже магазины.
Сейчас мы добавляем к нашему продукту „железную“ часть, чтобы договариваться с большими корпорациями и обеспечивать более быстрый рост продаж. Мы считаем, что с нашим предложением мы готовы к выходу в США и такие крупные европейские города, как Лондон и Амстердам.»
Zingaya, первое место на IDCEE 2010
Самый «старый» победитель в этом обзоре — компания Zingaya, которая сделала сервис для сайтов, позволяющий их пользователям связаться со службой поддержки в один клик. Руководитель и один из основателей Zingaya Алексей Айларов говорит, что эта победа «помогла нам поверить в то, что мы делаем, даже больше, чем раньше» и добавляет, что «в тот момент приз тоже был очень к месту».
Через год после конференции Эстер Дайсон и группа частных инвесторов из России вложили в проект $1,15 млн (для сравнения, приз победителя на конференции в 2010 году был €6 тыс.). Сегодня компания усиленно работает в нескольких направлениях, рассказывает Айларов:
«У компании всё хорошо, у нас уже больше 650 клиентов, и их количество постоянно увеличивается. Кроме того, недавно мы запустили новый проект — VoxImplant. Это платформа для разработки приложений для общения в реальном времени. Темпы роста Zingaya нас устраивают, мы работаем над тем, чтобы получить известность на рынке США и закрепиться там.»
Не победой единой
Резюмируя всё, что рассказали основатели и руководители стартапов-победителей, можно сказать, что участие в конкурсах однозначно помогает молодым компаниям: внимание медиа, инвесторов и пользователей на дорого не валяется, то же касается и денег. Понятно, что для победы нужно серьезно попотеть (хотя бы над той же презентацией), а это в любом случае отъедает время у работы над продуктом.
Ещё один вывод заключается в том, что, вопреки расхожему мнению, в конкурсах стартапов крайне редко побеждают проекты-«пустышки» и тусовщики, проедающие гранты и деньги инвесторов.
В качестве постскриптума замечу, что даже среди проектов-участников IDCEE прошлых лет, которые не получали призовых мест на конкурсах, есть достаточно успешных проинвестированных компаний. Среди них, например, участники 2010 года yaM Labs ($500 тыс. от Foresight Ventures) и Omyconf ($350 тыс. от бизнес-ангелов), а также более «свежие» конкурсанты Attendify ($200 тыс. от TMT Investments), Endorphine.me ($250 тыс. от Untitled VC), Penxy ($500 тыс. от Prostor Capital) и многие другие.
В общем, есть все основания предполагать, что и победители этого года в скором времени окажутся героями отраслевых новостей.
Автор: Shlema