Два года назад я писал о потенциальном новом поисковике, дерзнувшем бросить вызов гигантам — Google и Bing. С упором на приватность данных и (шок!) платным поиском. Который жил бы не за счет продажи данных пользователей рекламодателям. Со слоганом «Вы — не продукт». Так вот, вчера он объявил о своем закрытии. По крайней мере, в качестве поисковой системы. Ставка на то, что некоторые пользователи готовы платить за безопасность своих данных, не оправдалась. Людей, не пожелавших быть продуктами, оказалось немного.
Сервис нового поколения
Neeva создали два бывших топ-менеджера Google, треть его сотрудников тоже была из Google, а подписка стоила $4,95 в месяц. В первые месяцы своего существования компания привлекла почти $80 млн. Команда рассчитывала, что если они создадут хороший платный поиск и убедят всего один-два процента пользователей перейти туда из Google или Bing, это уже будет огромный успех. Потому что каждый подписчик, являясь прямым покупателем, будет для компании в сотню раз ценнее, чем один пользователь — пассивный потребитель рекламы у конкурентов. Эти пользователи должны были «вытянуть» бесплатность сервиса и для всех остальных.
Рекламы на Neeva не было, вообще. Без неё поиск даже кажется пустоватым (зайдите — проверьте). При этом 20% своей выручки сервис отдавал тем сайтам, на которые переводил пользователей (а не наоборот). В числе таких партнеров у Neeva были Quora, Medium, Wikipedia и журнал PCMag.
Одной из позднее добавленных функций в Neeva стала возможность отфильтровывать определенные источники информации. Например, если вы не хотели покупать на Amazon, можно было попросить Neeva понижать его в будущих результатах. Точно так же с новостями от определенного издательства: можно было сказать Neeva, что хотите видеть меньше статей из этого издания — или больше, если вам оно нравится.
Это подчеркивало главное преимущество бизнес-модели Neeva: ориентированность на пользователей. Google не позволяет нам самим понижать в выдаче рейтинг определенных компаний — это не в его интересах, эти платформы часто платят ему, чтобы там оставаться. Но Neeva были важны именно деньги от потребителей, а не от компаний.
Кроме того, Neeva не делала ставку на одну определенную экосистему. Cервис позволял всем участникам подключать личные учетные записи Google, Office 365 и Dropbox, так что поиск превращался в полностью персонализированный инструмент, охватывающий электронную почту, календари, документы и многое другое. А премиум-пользователи могли также подключать учетные записи Slack, GitHub, Confluence, Jira, Box, Notion, Figma и других сервисов.
Как так получилось?
Почему закрылась Neeva? Ну, понятно, нет трафика. Судя по рейтингу SimilarWeb, это 15500-й по популярности сайт Интернета (а Google — первый). В месяц его посещали 4,8 млн человек. Причем эта популярность все последние месяцы падала.
Небольшую жизнь в сервис вдохнул только его официальный запуск в Европе осенью 2022 года. В Германии и Франции число посетителей там даже сейчас растет. Но всё-таки даже пиковых 8 млн не хватало бы для развития такого сервиса. Для сравнения, у DuckDuckGo, другого поисковика с упором на приватность данных, №43 в мире, и около 800 млн клиентов в месяц. Ровно в сто раз больше, чем на пике у Neeva. Поисковик Brave может похвастаться трафиком в 193 млн. Даже у You.com, куда более простого поисковика, вобравшего в себя все возможные ИИ-сервисы, уже под 17 млн посетителей.
Другой вопрос, почему трафика нет?
Я активно сервисом не пользовался (кто пользовался и платил за него — жду в комментариях!). Но вижу три причины.
1. Объективно — не очень хороший поиск. С Google, понятно, сравнивать смысла нет, но даже DuckDuckGo находит куда больше релевантной информации. Скажем, в написании этой статьи я активно «гуглил» информацию о Neeva в разных поисковиках. И меньше всего информации о Neeva нашлось… в самой Neeva! Даже мою статью двухгодичной давности о себе она не отыскала.
Лучше всего (на мой вкус) кроме Гугла показал себя Brave. DuckDuckGo был хорош, но зачем-то параллельно рассказывал о городках, которые находятся вокруг меня. Bing, на который Neeva частично полагается, был вполне неплох. А сам Neeva как поисковик провалился.
2. Cхожесть с интерфейсом Google. Тот же DuckDuckGo взлетел на скандалах с утечками данных от других компаний. Туда шли те, кому не нравились традиционные корпорации. Юморной логотип с уткой, глупое название, слегка странный дизайн — всё играло на это.
У Neeva принцип был другой. По дизайну платформу специально сделали похожей на продукт Alphabet. Мол, смотрите, у нас тот же Google, только с блекджеком и только без платного контента в топе! Умудренные временем, мы теперь можем сказать, что это тоже не оправдалось: лояльные пользователи не захотели менять сервис, а те, кому не нравился Google, не хотели тот же интерфейс.
3. Хотя… всё-таки значимая разница в интерфейсе была. И не в лучшую сторону.
Потому что отсутствие «конфиденциальности» в Google часто компенсируется бонусной пользой, которую он предлагает. Он точно знает ваши интересы, локацию, релевантные результаты. В поиск встроено множество дополнительных функций: время работы заведений, их загруженность, адрес, дальность от вас, пошаговый способ добраться до нужного места, телефон заведения. Можно посмотреть фото, посмотреть отзывы пользователей. И всё это доступно почти для любого заведения в вашем конкретном городе.
Единственный браузер, с которым удалось скооперироваться и сделать Neeva системой по умолчанию — Vivaldi
Neeva, как и другие поисковые системы с упором на конфиденциальность, не могут предложить массу таких вот мелких деталей. Они знают об этом пробеле, и в какой-то степени пытаются его устранить — например, за счет интеграции со сторонними поставщиками данных, такими как Yelp и Tripadvisor. А в качестве карт они использовали Apple Maps. Но вся эта информация не находится в одной экосистеме, не «подвязывается» друг к другу. И к тому же не всегда является полной и свежей, а без указания вашего точного местоположения навигация попросту не работает.
В то же время «платность» — мне кажется, вряд ли стала самой главной проблемой для сервиса. Всё-таки основной поиск здесь всегда был доступен бесплатно для всех, так же, как и у Google с «Яндексом» и Bing. Компания могла бы начать ограничивать какие-то функции, если бы набрала аудиторию. Но этого никогда не случилось.
Давид против Голиафа
Сами создатели платформы в интервью TheVerge говорят о том, что им пришлось бороться со «сделками на миллиарды долларов», которые выплачивает Google, чтобы сделать себя поисковой системой по умолчанию на всех устройствах. На Android они стоят и так, всем остальным — предлагают большие контракты. А если пользователь хочет переключиться, перед ним выплывает огромное окно «Вы уверены, что хотите изменить поиск по умолчанию?». Которое становится большим блоком перед всеми другими поисковыми системами. Любой, кто пытается отвоевать хотя бы полпроцента пользователей у Google, ведет очень тяжелую битву.
Сами Neeva в начале года говорили о том, что их сервис посещает более 600 000 тысяч пользователей. Но даже если бы все они платили по пять долларов — это было бы от силы $36 млн в год. А на деле платных пользователей среди них было не больше пары процентов, и компания зарабатывала около $250 тысяч в месяц. Тем временем активно теряя деньги — на запуск на новых рынках, поддержание собственных серверов, зарплату 90 сотрудникам, а также оплату Bing, который выполнял за них половину функций поиска по платному соглашению.
«Создавать поисковые системы сложно», — написали соучредители Neeva Шридхар Рамасвами и Вивек Рагунатан в блог-посте, объявляя о закрытии своего сервиса.
«В ходе этого путешествия мы обнаружили, что одно дело создать хороший поиск, и совсем другое – убедить обычных пользователей в необходимости на него переключиться. Тут есть масса ненужных трений, от необходимости изменения настроек поиска по умолчанию, до проблем, связанных с тем, чтобы помочь людям понять разницу между поисковой системой и браузером. Привлечение новых пользователей было действительно очень трудным делом. Вопреки распространенному мнению, убедить пользователей платить на самом деле было менее сложной проблемой, чем просто заставить их попробовать новую поисковую систему.
Это, в сочетании с новой экономической средой, ясно показало нам, что пути к созданию устойчивого бизнеса в области поисковых систем больше нет. В результате в течение следующих нескольких недель мы закроем neeva.com и наш продукт для поиска, и переключимся на новую область деятельности».
На сайте Neeva объявлено, что поисковая система закроется 2 июня. У вас есть последние несколько дней, чтобы её протестировать и оценить.
Компания говорит, что теперь они переходят в сферу разработки ИИ. Как и очень многие другие за последний год. Правда, их преимущество (вроде бы) — в том, что они занимались этим уже больше двух лет, и построили свой уникальный интеллект, Neeva AI, «шерстивший» Интернет и выдававший результаты. Они говорят, что он лучше, чем ChatGPT, потому что тот обучен на общедоступных интернет-данных по состоянию на 2021 год, и поэтому устарел. ИИ от Neeva выполняет поиск в Интернете по состоянию на сегодня, поэтому результаты, которые он возвращает, могут быть более актуальными. А ещё их ИИ показывает, откуда бралась информация, и дает возможность пользователю быстро туда перейти.
Есть слухи, что сервис хочет купить Snowflake, одна из крупнейших «облачных» компаний, чтобы развивать свои ИИ-возможности. Два года назад Neeva оценивалась в $250 млн, сейчас — компания будет довольна, если её купят за несколько десятков миллионов. В своей главной задаче, составить конкуренцию Google или хотя бы DuckDuckGo, она полностью провалилась.
А жаль.
P.S. Тысячи крутых вакансий в РФ и за рубежом — в телеграм-боте getmatch. Задаете нужную зарплату, и к вам приходят лучшие предложения, а наши эксперты помогают пройти интервью. Не нужно ни резюме, ни портфолио, настройка занимает меньше 30 секунд. А ещё это отличный способ следить за текущим рынком труда.
Автор:
Arnak