Изображение: Unsplash
Выход за пределы родного рынка для любого стартапа – непростое испытание. У вас ограничены ресурсы, вы мало знаете о специфике продвижения в новых странах, не работали с локальными языками.
Задача охватить даже минимальную аудиторию в разных концах света без огромных затрат кажется невыполнимой. На самом же деле с помощью инструментов контент-маркетинга решить ее можно без особых затрат. Сегодня я расскажу о том, как лучше действовать в различных ситуациях, и какими инструментами пользоваться. Поехали!
США: сложности и способы их обхода
Ведущая страна мира, огромный рынок, бешеная конкуренция. Это все, что вам нужно знать, прежде чем начинать активность по продвижению проекта здесь. То, что отлично работало в России, в Америке скорее всего работать не будет именно из-за огромной конкуренции.
Если в Рунете можно подобрать онлайн-СМИ, отправить в редакцию свою колонку, получить ответ и добиться публикации даже бесплатно, то в США это так не работает. Редакторов популярных онлайн-СМИ атакуют сотни стартаперов ежедневно, поэтому добиться их внимания очень сложно – есть даже сервисы, которые за деньги продают их контакты. И даже если вам удастся завязать диалог, процесс публикации одной статьи может растягиваться на месяцы. И гарантий того, что материал выйдет в нужном формате и вообще в итоге выйдет, никто не дает.
Более эффективным способом контент-продвижения на американском рынке сегодня является использование платформы Medium в комбинации с некоторыми другими социальными сервисами.
Для публикации своего контента нужно использова «публикации» на Medium – так называются тематические блоги и даже целые СМИ, выросшие на платформе Medium. Причем аудитория таких изданий может превышать количество читателей традиционных онлайн-медиа. К примеру, вот сравнение популярного Medium-блога по теме технологий Hackernoon и одного из крупнейших медиа в этой же сфере Venturebeat:
Для поиска популярных публикаций удобно использовать сайт toppub – причем с его помощью можно находить блоги, которые популярны в нужной вам нише:
Кроме того, с помощью ресурса Smedian можно найти публикации, которые ищут авторов, и подать запрос. Один клик, одобрение редактора – и вы можете отправлять свои статьи на рассмотрение в эту публикацию прямо из своего профиля на Medium. Не нужно будет даже никому писать. Это очень удобно.
Таким образом можно получить хороший охват – к примеру, вот как выглядит график количества читателей для одного из популярных руководств, которые я готовил для Hackernoon:
Использование публикаций на Medium позволит вам привлечь какое-то количество читателей, но не стоит и пренебрегать самостоятельным продвижением контента. После публикации займитесь репостами (или как говорят маркетологи «посевом») ссылки на свою статью на разных англоязычных ресурсах.
Самое очевидное место для этого – ресурс под названием Hacker News. Это агрегатор ссылок на статьи технологической направленности. Проект запущен одним из самых известных стартап-инкубаторов Y Combinator, его посещают более 13 млн человек:
Хорошие статьи на тему технологий имеют все шансы попасть на главную и получить трафик. Даже пара десятков минут на главной Hacker News даст вам сотни и тысячи посещений.
Ну и конечно нельзя забывать про Reddit. Это, по сути, агрегатор-соцсеть, разбитый на множество подразделов (сабреддитов) со своей собственной аудиторией. Не во все из них можно публиковать ссылки, где-то разрешены только текстовые статьи, но вы без труда подберете несколько разделов для пиара своей статьи. Сделать это можно с помощью простого запроса в Google вида «технология/ключевые слова из статьи на английском + subreddit» – вам тут же покажут множество статей с перечислением нужных подразделов.
Есть куча подреддитов, посвященных маркетингу, управлению проектами, юзабилити и дизайну – реддит покрывает все темы, о которых только может подумать основатель стартапа. В итоге публикация в Hacker News + несколько тематических сабреддитов вполне может принести несколько десятков тысяч читателей.
Латинская Америка: где брать контент, как его продвигать
Если у вас в команде нет носителей испанского языка, то вам понадобится кто-то для помощи в локализации контента. Здесь не нужно ничего придумывать – отправляйтесь на Upwork, где огромный выбор носителей языка из самых разных стран. Опубликуйте задание и через час-другой у вас будет с десяток кандидатов, а то и больше.
Количество откликов на одно из опубликованных мной заданий
Само собой, вы получите свой контент быстрее, если предварительно переведете его на английский – носителей испанского с хорошим знанием русского объективно не так много.
После того, как ваш контент готов, необходимо его где-то опубликовать. Самый простой и быстрый вариант – выбрать любую бесплатную блог-платформу вроде Medium. Либо если вы хотите привлечь максимум трафика к себе на сайт, то создайте там выделенную версию блога и размещайте тексты там.
Для «посева» контента отлично подходят два ресурса:
- Taringa.net – популярный в Латинской Америке сайт-агрегатор, чем-то похож на Reddit, более 21 млн посетителей.
- Meneame.net – 9.5 млн посетителей.
На каждом из них можно публиковать ссылки и статьи, в этом нет особенных трудностей. Некоторые ресурсы, вроде Meneame накладывают дополнительные ограничения – например, прежде, чем опубликовать свой пост, нужно сделать 7-8 лайков к постам других пользователей.
Благодаря функции автоперевода в Google Chrome сама публикация контента также не вызывает трудностей:
Автоматически переведенный на русский язык интерфейс сайта Meneame
Помимо этого, на вроде бы американском Reddit есть подразделы, посвященные разным странам – и контент в них публикуется на локальных языках. Если тема вашей публикации может быть интересна с точки зрения таких сообществ – например, мы как-то продвигали сервис по изучению английского языка, который нужен многим по работе – использовать их просто обязательно.
Вот в каких сабреддитах можно делиться своим контентом:
- r/aprendeingles/ – раздел, посвященный изучению английского;
- /r/es/ — общетематический испаноязычный сабреддит, 14,3 тысчи пользователей;
- /r/argentina/ – 92 тысячи подписчиков;
- /r/vzla/ – раздел Венесуэлы, 34,5 тысячи подписчиков;
- /r/Colombia/ — 13,8 тысяч подписчиков;
- /r/chile/ — 48 тысяч пользователей.
Использование такого практически бесплатного – за исключением стоимости локализации контента – позволит вам охватить тысячи и десятки тысяч испаноязычных читателей в месяц.
Азия: локальные языки + английский
Пожалуй, самый трудный рынок для бюджетного контент-продвижения. Однако и здесь вполне работает схема, которую мы применяли в Латинской Америке. Благодаря Upwork вы можете оперативно найти исполнителя, который не только адаптирует ваши материалы, но и поможет с их посевом.
Все это обойдется вам в пару десятков долларов. Регулярная работа в этом направлении способна приносить неплохие результаты. К примеру, когда нам нужно было для теста привлечь китайских пользователей для сервиса проверки грамматики английских текстов, мы использовали описанную схему и за пару дней получили около сотни регистраций всего с друг опубликованных статей.
Пример публикации о стартапе на китайском языке
Еще одна не самая очевидная мысль – взаимодействовать с азиатскими читателями можно и с помощью английского языка! К примеру, в Сингапуре, Гонконге или Японии довольно много людей знают этот язык в достаточной степени для потребления контента. Поэтому существуют полностью англоязычные сайты, вроде Tech In Asia, у которых есть свои программы для внешних авторов (контрибьюторов). При небольшом везении вы сможете опубликовать там свои материалы.
При этом важно понимать, что предпочтения азиатских читателей отличаются от принятых на Западе. По данным нашего исследования, они предпочитают не совсем короткие тексты, как аудитория из США, а материалы средней длины:
Популярность статей разной длины на Tech In Asia
Заключение
Контент-маркетинг – непростой способ продвижения, который не дает моментальную огромную отдачу. Однако при определенной сноровке, экспериментах и потраченном времени с его помощью вы сможете охватить аудиторию в самых разных частях мира. И что еще важнее для стартапа в начале пути – с практически нулевыми затратами.
Такой бюджетный контент-маркетинг – отличный вариант для тестирования гипотез и привлечения первых пользователей из новых стран. После того, как вы поймете предпочтения потенциальных покупателей в целевых странах, вы сможете более эффективно использовать платные инструменты продвижения в этих регионах.
Автор: Александр Лашков