В целом, быть добрым выгодно всегда. А нюансы хорошо описываются в невероятно интересной Теории игр, которая оперирует ими математически. Если уйти от цифр и обратиться к практике, то можно увидеть, что социальная направленность может быть эффективной стратегией. В своей статье я попытаюсь доказать почему же это так. Кому интересно — прошу под кат.
Главный враг любого бизнеса — время. Это самая суровая проверка: и выбранной идеи, и стратегии, и личных качеств, и много чего ещё. А долгосрочное планирование — вещь сложная, особенно в стране, где всё встает с ног на голову с интервалом в 20-30 лет. Но есть фактор, который может обеспечить относительный “запас прочности” и дать хорошую точку старта — это социальная направленность, о которой несправедливо задумываются в самый последний момент. И очень зря.
Когда государству лень
В США и Европе благотворительность поставлена на конвейер. Особенно в США. Ещё в 18 веке там задумались о том, что у государства есть дела поинтереснее, чем заниматься собственной социальной политикой. И переложили это неблагодарное занятие на плечи общественности: законодательство, которое позволяет вычесть из налогов сумму, потраченную на благотворительность, поддержка волонтерского движения, грамотная пропаганда (в том числе Церковная) создали все условия для развития благотворительности. Причём её масштаб был такой, что уже в 19 веке удивлял европейцев:
«ни одна страна не может превзойти и даже, возможно, сравниться с Соединенными Штатами в делах благотворительности. Не только собираемые на различные филантропические цели суммы больше, чем в любой европейской стране, но и размер личного деятельного вклада американцев в благотворительность кажется европейцу превосходящим все то, что он видел дома»
Созданная в США культуры благотворительности повлекла за собой возникновение целой индустрии: так в 2015 году пожертвования от частных лиц, фондов и корпораций в США составили $373 млрд. А это не только цифры, но и инфраструктура по применению этих денег.
Когда корпорациям жалко денег
Количественный рост в конце концов перерос в качественный: где-то в 70-х годах 20 века, умные люди стали задумываться не только о том, куда тратить, но и как. Встал вопрос: зачем кому-то отдавать деньги, если их можно тратить самим с тем же эффектом?
В 70-е годы 20 века начинает развиваться концепция корпоративной социальной ответственности: ориентация на получение чистой прибыли без учёта социального воздействия становится плохим тоном и показателем неэффективности. Также активно начинают набирать вес и влияние технологические корпорации, успех которых основан на личных качествах сотрудников: их социальные проекты становятся образцом для подражания.
Кинотеатр в INFOSYS Mysore Training Campus
Здесь показателен пример индийской Infosys. В начале 80-х годов в Индии было две проблемы, с которыми никак нельзя было мириться: это крайне низкий уровень жизни и ужасное качество кода тогдашних программ. Выбранная ими модель: "обучить на родине кучу народа >> что-нибудь зааутсорсить на Западе >> на полученную прибыль повторить" себя оправдала. Упор на образовании (крупнейший корпоративный учебный центр в мире, активная благотворительная деятельность в этой сфере, поддержка OpenSourse проектов) превратили Infosys, основанный на 200 долларов, в гиганта с общей капитализацией 40 млрд. долларов.
Когда всем нужна прибыль
В 90-е годы возникает следующий закономерный вопрос: зачем вообще расходовать деньги там, где можно получать прибыль с таким же социальным эффектом?
И на этот противоречивый вопрос находят положительный ответ: формируются понятия социального предпринимательства, инвестиций воздействия, социального инвестирования, создаются необходимые инструменты, например, социальные облигации. Таким образом в мире появилась ещё один перспективный рынок, который имеет ряд преимуществ.
Тогда социальная ориентированность это ...
Хороший PR
Точнее, отдельное и достаточно эффективное направление: социальный маркетинг, который подразумевает привязку бренда к социальным идеям. Даже незначительные элементы создают продукту благоприятный информационный фон, серьёзно облегчая его продвижение. Это отметили даже создатели Дилберта (раз и два).С другой стороны, игнорирование социальных моментов может дать неприятные результаты: например, можно создать несколько нужных и популярных продуктов, но всё равно в самые неподходящие моменты Вам будут вспоминать разбрасывание денег из окна питерского офиса.
Положительно сказывается на HR
В век информационных технологий репутация становится определяющей не только для людей, но и для компаний, особенно в сфере IT, где успех определяется интеллектуальным и культурным уровнем сотрудников. В теории, с помощью вечеринок со стриптизёршами можно создать компании определённый образ и за счёт этого переманивать профессионалов, но в долгосрочной перспективе это неизменно ведёт к отставанию от конкурентов. Ближе к концу даже у Хью Хефнера дела шли не важно, а он в своём деле разбирался.
Это вклад в собственную ресурсную базу
Сфера образования — это Клондайк и Голконда современности. За счёт этого технологичные компании и имеют преимущество перед традиционными: их ресурс не почти не иссякаем, а при правильном подходе — даёт ощутимые бонусы. Поэтому огромные средства, которые принято передавать своим Alma Mater — не сентиментальность, а долгосрочная инвестиция. А "идейное преподавание" — эффективный способ мониторить, подбирать и готовить под себя кадры с начального этапа подготовки, опережая конкурентов, которые предпочитают ныть, как всё плохо.
Выход на огромный растущий рынок
По оценкам J.P.Morgan, к 2020 году объём инвестиции воздействия составит от 400 млрд до 1 трлн долларов, а прибыль от них – в пределах от 183 млрд до 667 млрд долларов.
Если посмотреть многочисленные мировые конкурсы стартапов, то практически везде в победителях — социальные проекты: на азиатском Fintech Finals 2017 победил социальный Ayannah, тот же J.P.Morgan провёл отдельный конкурс для социально-ориентированных стартапов. Такого хайпа, как на биткойне, тут не срубить, но хороший старт можно обеспечить.
Актуальный тренд
Социальные проблемы принято решать в первую очередь. Идеи оградиться от всего мира забросили почти все, поэтому там, где внутренние проблемы успешно решены, ведется работа с менее успешными соседями. Основные направления очерчены целями устойчивого развития ООН(там, кстати, есть 9 пункт, посвященный технологиям). И под реализацию этих целей выделяют приличные средства. И иногда простые и очевидные решения приносят ощутимые результаты: например в Танзании действует мобильное приложение, позволяющее регистрировать рождение детей по СМС.
И когда всем наплевать….
Ситуацию с благотворительностью в России хорошо описал ещё Гиляровский:
Около вокзала запрещено было принимать подаяние — разрешалось только привозить его перед отходом партии в пересыльную тюрьму и передавать не лично арестантам, а через начальство. Особенно на это обиделись рогожские старообрядцы:
— А по чем несчастненькие узнают, кто им подал? За кого молиться будут?
И заваливали в установленные дни подаянием эти две части, хотя остальная Москва продолжала посылать по-прежнему во все тюрьмы. Это пронюхали хитровцы и воспользовались.
Перед большими праздниками, к великому удивлению начальства, Лефортовская и Рогожская части переполнялись арестантами, и по всей Москве шли драки и скандалы, причем за «бесписьменность» задерживалось неимоверное количество бродяг, которые указывали свое местожительство главным образом в Лефортове и Рогожской, куда их и пересылали с конвоем для удостоверения личности.
А вместе с ними возами возили подаяние, которое тут же раздавалось арестантам, менялось ими на водку и поедалось.
После праздника все эти преступники оказывались или мелкими воришками, или просто бродяжками из московских мещан и ремесленников, которых по удостоверении личности отпускали по домам, и они расходились, справив сытно праздник за счет «благодетелей», ожидавших горячих молитв за свои души от этих «несчастненьких, ввергнутых в узилища слугами антихриста».
За сто лет ситуация выправлялась незначительно: Россия занимает 127-е место в мире из 145, по стремлению капитала к благотворительности. Несмотря на творящийся бардак, что-то даже происходит: каким-то чудом функционируют и развиваются социальные проекты, есть примеры успешных импакт-инвестиций, активно развиваются проекты открытого образования (мне бы такие возможности в 18 лет!!!). Но большей частью это прошлый, а то и позапрошлый, век.
Социальное направление испытывает невероятную потребность во внимании, средствах, профессионалах. А там, есть такая потребность, есть поле деятельности для тех, кто сможет заработать денег её реализовать. Особенно когда другим лень, жалко денег, нужна только прибыль или просто наплевать.
Автор: Андрей