С момента своего появления в 2013 году, концепция первичного предложения монет (ICO) достигла значительного прогресса — от первых попыток на Bitcointalk до кампаний, по результатам которых удалось привлечь миллионы долларов за считанные минуты. В этом материале автор оглядывается назад, а также пытается предсказать будущее рынка ICO в процессе интервью с одним из его игроков — платформой Waves и ее основателем Александром Ивановым.
ICO — это практика привлечения средств для начинающих компаний путем выпуска цифровых токенов, криптовалют и продажи части общего объема своего предложения целевой аудитории проекта. Таким образом, стартап может финансировать дальнейшее развитие собственного продукта, а пользователи взамен получают коммерческий актив, который может вырасти в цене в результате будущего успеха компании.
Как следует из названия, ICO-кампании несколько схожи с гораздо более старой концепцией первичного публичного предложения (IPO), хотя они не так четко определены и регулируемы. Как и почти все остальное в сегменте блокчейна, подход к организации и проведению ICO постоянно и быстро развивается.
Нетрудно догадаться, что ICO — это просто находка для молодых начинающих стартапов на основе блокчейна, которым часто удается привлечь большое число фанатов, основываясь только на одной идее, но не хватает сил убедить консервативных и недоверчивых венчурных капиталистов.
Однако сообществу предстоит пройти еще долгий путь, прежде чем ICO действительно станет стандартом финансирования таких проектов. Этот постоянный прогресс обусловлен несколькими важными тенденциями, описанными ниже.
Растущие показатели
Наиболее очевиден статистический рост. Год за годом появляется все больше и больше кампаний, и каждая из них со временем может приносить все больше и больше денег. Самые ранние примеры ICO, которые тогда даже не назывались так, — это усилия, предпринимаемые разработчиками различных криптовалют на форуме Bitcointalk.org в 2013 году.
У проектов типа NXT и Mastercoin были и доказательная концепция, и база последователей, но не так много денег. Им казалось разумным финансировать разработку конечного продукта путем продажи части общего предложения монет воодушевленной аудитории.
Так они и сделали — возможно, неосознанно дав начало тому, что мы теперь называем первоначальным предложением монет. Данные усилия были очень импровизированными, редкими и не слишком привлекательными в денежном смысле — по крайней мере, по сегодняшним стандартам. Mastercoin удалось привлечь чуть более полумиллиона долларов, а NXT — всего $6 тыс.
Однако прецедент был создан, и в следующем году он вылился в огромный успех. Ethereum, платформа децентрализованных приложений, привлекла более $18 млн в результате краудсейла своих токенов ETH в июле-августе 2014 года.
Можно утверждать, что это был прорыв, который сделал концепцию ICO популярной, особенно учитывая, что разработчики Ethereum эффективно использовали привлеченные деньги. Сегодня эта криптовалюта может похвастаться второй по величине капитализацией после самого биткоина.
Тогда и началось развитие ICO, так как сообщество осознало, что таким образом можно финансировать любой проект на основе блокчейна, а не только криптовалюты. Платформа Waves, SingularDTV, ICONOMI, Golem — 2016 стал настоящим годом ICO, в котором была привлечена невероятная сумма в $103 млн в рамках 64 кампаний.
Cointelegraph: Как вы оцениваете быстрые темпы роста рынка ICO? Некоторые заметили сходство с ранними днями бума интернет-компаний. Ждет ли нас в результате обвал рынка, или это естественный рост, обусловленный реальным спросом?
Александр Иванов:
«Безусловно, это реальный спрос. Это реальные проекты, за которыми стоят реальные люди и компании. Рост быстрый, но настоящий. Люди просто начинают по-другому получать доступ к средствам. Если невозможно открыть свой бизнес с помощью банковского кредита или венчурного финансирования, поскольку это доступно немногим, то они будут искать альтернативы. Рынок ICO является частью более широкого сектора краудфандинга, а все мы были очевидцами популярности таких платформ, как KickStarter».
Пожалуй, самым впечатляющим свидетельством сильного, но безрассудного аппетита, который блокчейн-сообщество проявило к этой новой парадигме привлечения средств, был проект The DAO. Он побил все рекорды в истории краудфандинга и привлек более $150 млн, которые до сих пор принадлежали бы ему, если бы он все еще существовал.
The DAO имел структуру децентрализованного автономного венчурного фонда — это означает, что у него не было традиционной структуры управления, вместо этого им управляло программное обеспечение. Вскоре после завершения ICO, неизвестные хакеры воспользовались уязвимостью программного обеспечения и украли около трети средств The DAO, что привело к окончательному закрытию проекта.
Саморегулирование
Хотя инвесторам все же вернули большую часть денег, адекватные превентивные меры, скорее всего, сделали бы атаку невозможной. Поэтому история The DAO напоминает об еще одной важной тенденции на рынке ICO — развитии мер самоконтроля и более точном соответствии финансовому регламенту.
Атаки хакеров здесь — не единственная опасность. Анонимный и свободный от ограничений характер криптовалют часто позволяет мошенникам получить от инвесторов деньги в рамках общей продажи токенов, а затем навсегда раствориться в воздухе.
Законные стартапы быстро поняли, что собственные ограничения — это единственный способ обеспечить доверие инвесторов и, соответственно, привлечь их средства. Поэтому прошли те времена, когда для привлечения средств для дальнейшего развития разработчику было достаточно неплохой идеи и примерной технической документации.
Сегодня же, если проект хочет, чтобы к его ICO относились серьезно, он должен предоставить целый ряд подробных данных о разработчиках, проекте, его целях, условиях для инвесторов и т.д.
Использование эскроу-кошельков для хранения привлеченных средств практически обязательно. Эти кошельки гарантируют, что деньги на разработку будут использованы частями и только после достижения определенных контрольных точек в плане развития проекта. В противном случае, слишком высока опасность того, что компания просто в одностороннем порядке выведет все деньги и исчезнет с ними.
Пример такой тенденции — платформа Waves, которая позволяет кому угодно создать свой цифровой токен и использовать его для ICO. Она работает исключительно с организациями, соблюдающими правила AML/KYC. Более того, платформа также создала собственный, децентрализованный аналог этих правил, который позволяет выявлять и устранять недобросовестных участников сети.
Cointelegraph: Какие меры для защиты клиентов использует ваша платформа и какова их важность?
Александр Иванов:
«На децентрализованной платформе трудно использовать такую защиту, к которой люди привыкли в существующих вариантах краудфандинга. Waves — это платформа открытого блокчейна, поэтому по своей сути она не может помешать людям выпускать свои собственные токены. Наше достижение — это система due diligence-проверки компаний самим сообществом путем создания комьюнити-токена Waves. Это позволит его держателям голосовать по проекту и принимать коллективное решение о том, является ли он жизнеспособным и заслуживающим доверия».
Платформы для ICO
На самом деле, Waves — это пример очередного масштабного движения на рынке ICO, а именно развития платформ, специально предназначенных для использования в виде агрегаторов ICO. Они предлагают стартапам необходимые инструменты для запуска своих кампаний, а инвесторам - инструменты для поиска таких кампаний и участия в них.
Краудфандинг существовал задолго до появления Kickstarter, но он стал первой платформой, где проекты и инвесторы могли найти друг друга с беспрецедентной легкостью, что и позволило ему сегодня стать многомиллиардной индустрией.
Платформы Waves и ICONOMI пытаются сделать с ICO то же самое, что Kickstarter сделал с краудфандингом. Они создали универсальное место, где блокчейн-стартапы могут разместить свои кампании, а потенциальные инвесторы могут их найти, и благодаря этому они вскоре смогут наблюдать аналогичный взрывной рост на рынке ICO.
Cointelegraph: Чем запуск ICO на специализированной платформе отличается от выпуска собственного токена? Чем он лучше?
Александр Иванов:
«Он очень сильно отличается. Здесь вам предоставляется вся готовая инфраструктура. Выпустить свой токен на платформе Waves очень просто — это занимает меньше минуты и стоит меньше доллара. Продавать эти токены вашим инвесторам также очень просто. Сравните это с созданием своей собственной монеты с нуля: как минимум, нужно скопировать и изменить модель биткоина, либо разработать с нуля свою собственную платформу; раскрутить ее и обеспечивать ее постоянную безопасность; найти индивидуальное решение для инвестиций путем краудфандинга, а затем продать монеты. Все это влечет за собой серьезные финансовые и технические накладные расходы. Сложно сделать все это очень хорошо, причем концентрируясь на основном моменте — безопасности. Waves — это проверенное и безопасное решение, которое избавляет эмитентов токенов от этой головной боли. Поэтому его использует все большее число обычных компаний».
Заглядывая в будущее
Всегда сложно предсказать, что будет дальше — особенно в такой быстро растущей и меняющейся сфере, как ICO. Наиболее вероятный сценарий таков: мы будем продолжать наблюдать постоянный рост показателей, появление новых правовых норм, дальнейшее усовершенствование инструментов и методов для проведения кампаний.
Однако уже вполне можно говорить о том, что 2017 станет удачным годом для начинающих стартапов. Qtum, платформа для мобильных децентрализованных приложений, в марте привлекла более $15 млн. Humaniq, децентрализованный банк на основе блокчейна для тех, кто не обслуживается банками, уже привлек более $4,3 млн в рамках своего ICO. ChronoBank, инновационная платформа для тайм-банкинга, к середине февраля привлекла $5,4 млн.
Например, 11 мая ZrCoin запустит краудсейл (массовую продажу) первых блокчейн-опционов на реальную продукцию. Средства пойдут на строительство современного предприятия по экологически чистому производству диоксида циркония — промышленного продукта, пользующегося повышенным спросом. ZrCoins будут продаваться с дисконтом к рыночной цене циркония, а после начала производства и отгрузки их партнерам по производству — будут выкуплены основателями проекта по рыночным ценам.
$103 млн, привлеченные в рамках всех ICO в 2016 году, впечатляют, но это ничтожно мало по сравнению с оценочной стоимостью отрасли краудфандинга в целом — $34 млрд. По мере того, как краудсейлы цифровых токенов станут более доступными для новичков — особенно с развитием платформ ICO и законодательной базы, — мы увидим большее количество энтузиастов, принимающих участие в краудфандинге.
Cointelegraph: Если ли какие-то прогнозы на ближайшее будущее?
Александр Иванов:
«Что ж, интерес будет только расти — как к блокчейну, так и к ICO. Вполне вероятно, что в ближайшие годы блокчейн-краудсейлы вырастут до такой степени, что смогут догнать и даже превысить объемы венчурного финансирования. Этот момент, скорее всего, наступит раньше, чем вы думаете, поскольку сейчас мы наблюдаем большое число как мелких, так и многомиллионных ICO».
Автор: Waves