Данное эссе начало зарождаться в виде комментария к посту Твой стартап — не стартап, а просто веб-сайт. Когда счетчик слов перевалил за 500, решил, что стоит опубликовать свои мысли в виде отдельного хабратопика.
Так все же, что такое стартап? Неужели до сих пор нет единого понимания, что означает это набившее всем оскомину слово, употребляемое к месту и не к месту и ставшее уже почти ругательным? Мой взгляд – с несколько иной перспективы. Последние 6 лет я живу в Таиланде, общаюсь здесь с тайскими и англоязычными стартаперами, читаю в основном англоязычные новости, блоги и книги на эту тему. Так вот, в англоязычной тусовке слово «startup» не является ругательным, а имеет совершенно конкретный смысл и употребляется для удобства и взаимного понимания, о чем идет речь.
Неважно, что вы до сих пор подразумевали, называя ту или иную компанию стартапом. Стартап – конкретное понятие, которое просто необходимо выучить и осознать. Определение стартапа было дано более 10 лет назад Стивом Бланком в его книге Four Steps to the Epiphany (4 шага к просветлению). Многие известные технологические визионеры, стартаперы, VC порекомендуют именно этот труд в ответ на вопрос «Какую одну книгу следует обязательно прочитать всем стартаперам?» Сейчас, правда, более актуальна новая «библия» от Стива Бланка, вышедшая в этом году под названием Startup Owner's Manual, но мы отвлеклись от темы.
Итак, определение стартапа по Стиву Бланку, цитируемое в википедии:
Стартап – это компания или временная организация, созданная для поиска повторяемой и масштабируемой бизнес-модели. (A startup company or startup is a company or temporary organization designed to search for a repeatable and scalable business model)
Как видите, в этом определении нет ни слова о том, технологическая ли компания или нет, каков ее размер, сколько времени она уже на рынке, сколько она зарабатывает, компания ли это вообще и т. п. Главный смысл в том, что стартап – это некая организация, находящаяся на стадии поиска бизнес-модели. Все, что не подходит под это определение, является просто бизнесом и вряд ли заинтересует венчурных капиталистов или ангел-инвесторов, ищущих рисковые предприятия на ранней стадии.
Разберем конкретные примеры:
- Блог с Adsense из этой статьи – действительно не стартап, а давно известная бизнес-модель. Грубо говоря, любой человек, может ее повторить, не изобретая велосипед.
- Ларек с сигаретами – не стартап по той же причине – известная бизнес-модель.
- Twitter – стартап. Пусть там больше тысячи сотрудников и сотни миллионов долларов инвестиций, но бизнес-модель ими до сих пор не найдена, еще ведутся эксперименты, еще очень велик риск.
- Копия Групона в Зимбабве – стартап. Хоть в этом случае бизнес-модель и понятна, но остается еще много неизвестных с аудиторией, оплатой, доставкой и прочими неясностями в данной конкретной стране.
- Департамент внутри большой компании, созданный специально для проверки той или иной идеи тоже может быть стартапом. Например, команда безвременно ушедшего в небытие Google Wave. Попытались, потестировали рынок, не пошло – убили стартап.
- Компания, придумавшая инновационный способ уничтожения мусора – стартап, хотя и не технологический.
- Вьетнамская компания, сумевшая организовать таксистов на мотороллерах в сеть доставки покупок и приема наличных к оплате (cash on delivery) – стартап, хоть и совсем не технологичный, но услугами которого с удовольствием пользуются компании в сфере e-commerce.
- SpaceX — компания Элона Муска, которая хочет сделать полеты в космос доступными, на данный момент является стартапом, несмотря на то, что одна ракета с карго уже полетела.
Хочу обратить ваше внимание на два слова в определении стартапа – повторяемость и масштабируемость (применимых к бизнес-модели). Под «повторяемостью» (англ. repeatable) здесь имеется в виду не возможность копирования бизнес-модели кем то другим, а способность зарабатывать на продаже некого сервиса или продукта снова и снова. Если компании удалось по-быстрому срубить деньжат на правительственном контракте, то это еще не значит, что ей найдена бизнес-модель. Сможет ли она повторить этот успех с другими клиентами? Сомнительно.
Другой пример – компания запустила некий платный сервис и сумела привлечь 100 клиентов. Бизнес-модель вроде бы найдена, повторяемость тоже есть, но масштабируема ли она? Пока компания не выйдет на определенный, запланированный ей самой и/или ее инвесторами уровень доходности, она останется стартапом. И только после того, как бизнес-модель найдена, а ее повторяемость и масштабируемость подтверждена опытным путем, в рост компании можно смело вбухивать деньги, причем чем больше, тем лучше. Но это уже будет другая история.
PS. Статья с заголовком «Что такое стартап?» уже была на Хабре, собственно поэтому мной выбрано то название, какое выбрано. Данное эссе на мой взгляд не повторяет, а дополняет первый пост на эту тему, так что, кто жаждет еще мудрости от Стива Бланка, пожалуйте сюда.
Автор: AddictedToThai