И вновь приветствую.
Прекрасно осознавая, как обычно относятся к постам данной рубрики, и особенно учитывая, что пока еще нет никакого реального продукта (что могло бы как-то смягчить ситуацию), я решил, что самым правильным с моей стороны будет постараться написать обо всем максимально честно, настолько, насколько это возможно. Так что вас ожидает много текста и, возможно, излишней сентиментальности автора, о чем заранее предупреждаю. Также, я постараюсь принципиально избегать в тексте слова ”стартап”, по разным причинам.
Проект
Итак, ситуация такова, что уже очень продолжительное время (даже слишком), я занимаюсь собственным проектом. Если попробовать описать его в двух словах, то это что-то вроде экологического foursquare. Если сказать более развернуто, то — агрегатор стимулирующих лотерей для производителей пищевых продуктов с гемификацией и экологическим подтекстом, заключающимся в стимулировании к раздельному сбору ТБО.
(Вообще, сначала я сделал другой ролик, направленный как раз на производителей, наверно, полагая на тот момент, что успех проекта больше зависит от них. Как бы то ни было, освоил After Effects и, намучившись с прикручиванием начитки на английском языке, решил делать основной ролик без голоса диктора вообще, чему сейчас и рад. (Переделать текст на другом языке не займет много времени)
Вообщем, принцип работы в том, что на раздельные урны в городе будут наклеиваться уникальные наклейки с qr-кодом (в будущем, возможно и с NFC). А люди, имеющие на смартофоне наше приложение, если захотят, могут вместо того, чтобы просто выбросить пустую упаковку, предварительно сфотографировать ее штрихкод и qr-код наклейки на урне, и тем самым поучаствовать в розыгрыше призов. Если повезет, и из упаковки выпадет хороший “дроп” и “споил”, они получат что-то очень крутое от производителя продукта, который только что использовали.
Чтобы было понятнее, можно посмотреть на скриншоты интерфейса. Знаю, что дизайн не супер, но для старта вполне сойдет. Позже, можно его сделать чуть более ”элитным”.
Также, заранее попробую предугадать и ответить на самые очевидные вопросы:
Где найти столько раздельных урн?
К сожалению, в России (пока что) найти необходимое количество очень сложно, поэтому правильный ответ – в Европейских странах. Как бы мне не хотелось, помочь конкретно здесь, сделав страны СНГ немного ближе, по обращению с отходами, к европейским, здравый смысл и логика подсказывают, что пока нет урн, то нет и проекта. А увязнуть в бесконечных переговорах с городскими властями и муниципалитетами, о необходимости установки контейнеров и их правильном обслуживании, западном опыте и проблемах экологии в общем… не хотелось бы этого
Может быть, чуть позже, имея денежный ресурс, авторитет, и каких-то европейских партнеров по переработке, будет более результативно вернуться в Россию, не просто с наклейками, но и со своими контейнерами. А пока можно по разным каналам просто собирать лояльную аудиторию и строить комьюнити, наверно.
Что в наклейке?
Привлекающий внимание рисунок, логотип проекта, адрес сайта текстом, qr-код. В qr-коде зашифрована ссылка на сайт для быстрого перехода + небольшой уникальный код, для идентификации урны.
Кто будет их клеить?
Первые наклейки — самостоятельно. Все последующие (надеюсь, что большую часть) волонтеры, выбранные из проверенных игроков (за особые ачивки), получая комплекты наклеек по почте.
Знаю ли я, что штрихкод целой серии продукта одинаков, и я не смогу отличить две одинаковые упаковки и одну и ту же, “пробитую” два раза?
Да, это предусмотрено в программе, хотя и накладывает некоторые неудобства. Также планируется еще несколько схем защиты от накрутки (например от фотографирования в магазине), которые в результате должны сделать достоверность покупки единицы товара, если и не на 100%, то хотя бы в пределах 70%. Оставшиеся % пойдут в качестве рекламы бренда.
Какая польза производителю?
Например
Особая фишка?
Особая фишка, это игра в группе. С определенного уровня игроки смогут подключать в свою команду более слабых игроков и копить “сокровища” (для обмена на призы) совместно. Преимуществ здесь несколько. Во-первых, повышается виральность. Также, через активных игроков (молодую аудиторию) будет вовлекаться, c поддержкой минимальной активности, более пассивная аудитории (родители). Еще, в этом решении есть лазейка для обхода юридического вопроса о налогоблажении победителя, в случае нескольких выигрышей (в течение года) призов, с необлагаемой стоимостью. Оформить выигрыш можно будет на любого члена команды.
Позиционирование
За последнее время, рассказывая о своем проекте новым людям, я столкнулся с (неожиданным для себя) фактом, что признавая интересность, как самой идеи, так и ее реализации, многие не понимают главного – зачем все это нужно, внедрение раздельного сбора и решение каких-то экологических проблем вообще, особенно с мусором. И мне очень сложно это объяснить, т.к. такие вещи сильно связанны с мировоззрением человека в целом, а люди все разные.
И чтобы не ссылаться на довольно далекие от обычного обывателя вещи (вроде бурно развивающегося общемирового экологического тренда, 62-й директиве Евросоюза 1994-го года о «Об упаковке и отходах упаковки», более чем 10-ти летний опыт внедрения раздельного сбора, например в той же Германии, в том числе и с помощью детских образовательных программ), теперь я стал приводить еще и такой прагматичный аргумент, как позиционирование проекта в качестве альтернативы (или частичной замены) фандоматам.
Фандомат, это такой сложный автомат, который принимает, например, пустые пластиковые бутылки и алюминиевые банки, и выдает за это небольшую денежку. Конечно, у нас в России, все как обычно, хотели как лучше, а получилось как всегда (1, 2)
Но вообще, эти автоматы достаточно широко используются в мире. Стоит такой автомат от 5 тысяч евро, часто ломается, поэтому добавляем еще и оплату техника-ремонтника. И даже несмотря на то, что он не требует наличия смартофона, сканирует тару на наличие остатков органики, контролирует качество и однородность тары, которую еще и сжимает прессом, все равно, в каких-то случаях концепция с мобильным приложением может быть выгоднее.
Выгоднее еще и потому, что главная задача приложения, это не количественно увеличить объем сдаваемой тары в килограммах, нет. Главное в образовательно-маркетинговой составляющей. Приложение продвигает (или пытается) идею раздельного сбора среди населения в ”ненавязчивой” игровой форме, особенно среди молодой аудитории, используя виральный эффект социальных сетей, не требуя масштабной рекламной компании на государственном уровне.
Текущее состояние и планы
Кроме двух промороликов и эскизов интерфейса, есть сайт (хоть и криво сделанный на скорую руку, и на вордпрессе) и немного различной документации. Конечно, это не так много (особенно учитывая потраченное время), но с другой стороны, ведь и не мало. Возникает справедливый вопрос, зачем было так затягивать со стелс-режимом, работая в одиночку? Почему не нашел кого-то в команду, чтобы попробовать разработать прототип и искать инвестора?
Думаю, здесь несколько причин. Во-первых, сомнения и неуверенность, что потяну планируемые масштабы и хватит компетенции. Во-вторых, учитывая, что это моя очередная кардинальная смена профессии (последние года четыре я занимался графикой, в частности в геймдеве), пришлось достаточно долго разбираться, то ли ”это самое”, или, ничуть не лучше прошлой деятельности. А еще, давно в прошлом, был не очень удачный опыт из серии ”а не сделать ли нам свой WOW и быстро срубить бабла”, причем, главное, это собрать команду, а остальное как-нибудь само собой пойдет… С тех пор, раньше времени стараюсь не привлекать кого бы то ни было, не будучи полностью уверенным в: 1) рентабельности проекта 2) реализуемости 3) устойчивости собственной мотивации.
На текущий момент в пунктах 2 и 3, я более чем уверен. Заканчивая свои последние деньги, и не очень переживая об этом, я не сомневаюсь, что в текущем виде, проект вполне реализуем, и даже, что при желании, вполне реально найти какие-то начальные инвестиции или подключить в партнеры крупных производителей (не буду показывать пальцем каких).
Проблема с пунктом 1. Как проверить гипотезу, что целевая аудитория, имеющая смартофоны и любящая чекиниться, имеет также и потребность к какой-то экологически-социальной ответственности, в частности в утилизации мусора, а если и имеет, то будет пользоваться таким приложением. Или, если мы говорим о европейцах, не реализована ли эта потребность уже полностью текущими решениями, а гипотетическая, в большем материальном вознаграждении и более легкой возможности рассказать о своем хорошем поступке, не высосана мной из пальца.
Для проверки всего этого, я сделал такой опрос.
Переведя его на разные языки (подправляя некоторые вопросы), вместе с промо-роликом, можно уже сейчас начать собирать статистику по лояльности аудитории, распространяя через какие-то европейские блоги и экологические ресурсы. И в зависимости от результатов, возможности какой-то помощи от правительства и наличия контактов, уже решать, куда лучше податься с проектом.
Наверное, после создания минимально функционального прототипа и точечных испытаний у нас, в каком-нибудь торговом центре или парке. А также, в случае, если ничего не выйдет в Сан-Франциско.
Опаньки. А не слишком ли круто, почему сразу не на Марсе? Почему я собрался именно туда, а не в Германию или Финляндию, например?
Дело не только в близости силиконовой кремниевой долины, хотя и это тоже. Дело в их экологической программе по переработке бытового мусора, уровень которой уже достигает 72%, а к 2020 году планируется достичь так называемого уровня «Zero Waste», для чего прилагаются значительные усилия, в том числе с использованием мобильных приложений.
Три года назад, при поддержке правительства, была попытка запустить мобильное приложение на мусорную тематику Ecofinderrr. Похоже попытка полностью провалилась, но немного информации осталось.
описание на русском
интервью с создателями
Конечно, в приложении не было ничего особенного, ни гемификации, ни призов. Но главная причина, по которой они потерпели неудачу, на мой взгляд, была в том, что не сумели привлечь пользователей. А кроме как вкладываться деньгами в продвижение, у них вариантов не было. Хочется надеяться, что сейчас, серьезную долю в продвижении возьмут на себя наклейки. В любом случае, попытки показывают наличие потребности. Опять же, хочется надеяться, что я не ошибаюсь… Если что, как уже говорил, и не выйдет там, то поеду в Европу.
Но это не очень хороший пример, хотя и относится непосредственно к Сан-Франциско. Гораздо лучше себя чувствует стратап Recyclebank, который также имеет гемификационную составляющую, инвестиции в 71 млн. $, несколько наград и продвижение от Google.
Краткая история + интервью (на русском)
Еще статья и видео с основателем.
Несмотря на похожесть, на мой взгляд, у нас немного разные целевые аудитории, поэтому прямой конкуренции не должно быть.
Бизнес модель
Про бизнес модель писать особенно нечего. Никакого бизнес плана я еще не писал, расскажу просто в двух словах откуда деньги.
Из второго ролика понятно, что основным денежным каналом планируется сделать вовлечение маркетинговых отделов крупных международных производителей пищевых продуктов, в виде подписки по различным тарифам на добавление брэндированного игрового контента и специальных эвентов.
Кроме того, есть и запасные каналы по монетизации, сами власти и частные перерабатывающие компании, которые тоже имеют свою заинтересованность. Власти — в общем повышении процента переработки ТБО. Перерабатывающие компании, например, в борьбе с конкурентами, если наклейки будут только на их контейнерах. Конечно, строить бизнес модель, полагаясь только на гранты от государства будет несколько легкомысленно (хватило бы и разрешения на размещение наклеек и может каких-то налоговых льгот), т.к., думаю, бюрократия есть везде. Хотя с другой стороны, у Recyclebank получилось же.
Мотивация
Думаю, всем уже стала понятна та «корыстная цель», преследуя которую, я решил опубликовать этот пост. Да, мне нужна помощь. Потому, что тянуть всё и дальше в одиночку, было бы слишком сложно и нелогично. И учитывая, что с коммуникабельностью у меня все достаточно печально, и в кулуарах стартап-тусовок я не общаюсь, где еще искать крутых программистов, как не на хабре, я не смог придумать. А учитывая, что хотелось бы найти таких же сумасшедших идеалистов, как я сам, сложность задачи возрастает в разы. Потому и пишу о своей мотивации, заранее предупреждая, с каким чудаком, возможно, предстоит работать :)
Я идеалист, и наверно всегда был таким. Сколько себя помню, мне постоянно мешал жить короткий, но очень важный, вопрос ”зачем?” Зачем я буду делать то, что буду делать?
Когда я нашел себя в геймдеве и рисовании, ответом было то, что это просто интересно и весело, это у меня неплохо получается, за это неплохо платят, да и вообще, круто создавать новые миры. И однажды я поучаствую в создании такой супер игры, что все прямо упадут… И мысли об этом, плюс нездоровый перфекционизм, заставляли меня сидеть по ночам, во внерабочее время, шлифуя графику “до идеальности”. До тех пор, пока не появилось новое ”зачем”.
Мне кажется (или хочется думать), что любой человек, зарабатывая себе на жизнь любимым делом, в более или менее комфортных условиях, чуть больше, чем ему требуется, рано или поздно приходит к следующему вопросу:
— Как я могу, максимально эффективно используя свои способности, попробовать сделать мир вокруг себя немного лучше?
И вот, неужели, что после того, как я создам ту самую сверх-успешную игру своей мечты, когда сотни тысяч “хомячков”, с радостью отдавая мне свои сбережения, будут часами и днями отвлекаться от необходимости решать личные проблемы, ЭТИМ я как-то улучшу мир? И это и есть та самая, максимальная, эффективность использования моих способностей?
На хабре уже пару раз упоминалась отличная короткометражка ‘SIGHT’, которая, на мой взгляд (если заменить линзы более реальными google glass), является самой правдоподобной версией ближайшего будущего. И главное в ней даже не технологии, а именно реализация тренда гемификации. Да, именно в таком виде я его и вижу. Поколение, выросшее на сотнях компьютерных игр в ежеминутном потреблении развлекательного контента, не сдерживаемое какими-то архаичными понятиями, вроде викторианского этикета, на волне еще большей стартап-истерии, и в полном согласии с врожденной потребностью человеческой психики в играх… интерактивные развлечения полностью захлестнут мир.
Вот только какие это будут игры? Показанные в фильме тренажер для пресса, интерактивный мастер класс шеф-повара, угадывание созвездий на небе или хелп-социализатор для нердов? Что-то очень сомневаюсь. Боюсь, что верхние строчки топа будут занимать различные версии симулятора массового расчленения прохожих (“Убей босса 5D”) лазерным мечом, просвечиватель одежды или идеальное “свидание” с копией кинозвезды/соседки, реагирующей на кинект-жесты. Но что более важно, для меня, какие игры буду делать я?
Не могу на 100% гарантировать, не сравняет ли с землей реальная жизнь все мои идеалистические представления, но сейчас, на данном жизненном этапе, я хотел бы посвятить себя решению социальных проблем, с помощью того, что я умею, в частности, используя игровые механики.
Тогда причем здесь экология? Как я писал в предыдущей статье, чем серьезнее и глобальнее проблема, чем она больнее, тем сложнее (и интереснее) найти ее решение, но в тоже время, и больше размер джекпота. И не столько материального (хотя и его тоже), сколько морального. Вкладывать всего себя, работая над проектом для спасения часа времени офисного работника, или же спасая лишнюю сотню лет для всего мира. На мой взгляд, чертовски приятно иногда почувствовать себя супергероем, пускай даже наедине с собой.
В случае, если уж совсем ничего не выйдет, перейду на решение более простых и привычных проблем, делая что-то в стиле LinguaLeo или CodeAcademy.
В итоге
А в итоге, хотелось бы найти людей (или человека), с похожим идеалистическим восприятием мира, уже прошедших этап ”реализации в любимом деле”, которые могли бы помочь с разработкой и/или ведением всей технической части проекта. Знание языка будет плюсом, т.к. мой сейчас на уровне «лет ми спик эбаут», и потребуется какое-то время, чтобы поднять его.
Вообще, буду рад любым отзывам, вопросам и предложениям. Писать можно в коментарии, личку или на pr(улитка)greenyplay(.)com
Описывая проект, я старался быть максимально честным, выложив перед вами все карты на стол. И могу представить, как это может выглядеть со стороны. Появляется странный чувак, интроверт с фиговым английским, без работы, денег и какого-то опыта в бизнесе, и такой, предлагает вот так запросто изменить мир, между делом, заскочив в Пало-Альто, и подняв там деньжат… Безумие?!!! Это стартаааа…, т.е. нет, конечно же 100% безумие. А может всему виной то, что текст писал ночью.
Но если серьезно, я вполне допускаю ситуацию, что в этом моем «идеальном плане по захвату мира» все развалится на первых пунктах и идея окажется никому не нужна. И я не могу дать никакой гарантии, что вообще хоть что-то в результате будет. Однако, несмотря на это, есть некая уверенность, что я вряд ли буду в будущем жалеть о тех вещах, которыми занимаюсь сейчас. А еще у меня есть пара лишних супергеройских костюмов, могу дать примерить.
Автор: neod