Предисловие
В этой статье я в общих чертах рассмотрю некоторые психологические типы людей, участвующих краудфандинге (совместное финансировании интересных им проектов на специальных площадках). О том, что такое краудфандинг писать не будут — было уже много статей, например эта. Напомню лишь что термин «бекер» означает человека, который вкладывает свои деньги в пока еще не существующий проект с целью поддержать его и/или получить в последствии какой-то бонус: копию этого продукта бесплатно или со значительной скидкой, копию продукта + приз, эксклюзивные материалы доступные только для бекеров или что-то ещеу. Бекеры — это не соучредители, они не получают в компании доли или акции. За счет большого количества бекеров, даже при их небольших вкладах (в среднем от $1 до $100, где самые популярные платежи составляют $20-25), компании собирают средства на разработку и/или изготовление продукта. Продукт может быть разным — игра, книга, фильм, зубочистки, отвертка, звуковая карта, установка памятника в каком-то месте или даже открытие ресторана.
В основном, цель этой статьи — помочь начинающим разработчикам понять, с кем им придется иметь дело во время их кампании на краудфандинговой площадке. Но даже если вы просто интересуетесь, что такое краудфандинг и почему, зачем и за что платят люди, чем они мотивируются, отдавая свои деньги совершенно незнакомым людям — тогда этот материал будет интересен и вам.
Итак, бекеры бывают разные. Они различаются целями, интересами, финансовым положением (статусом), страной, полом и так далее. Но всех их можно примерно разделить на определенные психологические типы. Я не делю эти типы по вкусовым предпочтениям — в них могут входить самые разные бекеры: интересующиеся играми или музыкой, кино, гаджетами или чем-то еще.
1. Случайные бекеры
Это бекеры, которые случайно натолкнулись на проект по время серфинга. Им понравилось видео или сам продукт и они поддержали проект. Эти бекеры практически никогда не пишут в комментарии к проекту, не обсуждают и вообще не дают никакого фидбека. Однако неправильно думать, что они вложили деньги и забыли про проект — они следят за ним, читают новости и рассылки. Их ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов, потому что если что-то пойдет не так — они первыми снизят свои ставки или и вовсе заберут деньги. Кроме того, они тоже вполне могут участвовать в финальном рывке (об этом ниже, в пункте 7), если мотивация к этому будет достаточно велика. В дальнейшем. случайные бекеры, если ваши новости будут интересными, могут превратиться в активных бекеров или даже евангелистов.
2. Активные бекеры
Эти бекеры активно участвуют в поддержке проектов на своей любимой площадке. Они не просто случайно оказываются в том или ином проекте — они ищут интересные им проекты и поддерживают их. Для некоторых бекеров поддержка проектов превращается в азарт и в некотором роде состязание с другими активными бекерами. Иногда на разных форумах можно увидеть сетования чересчур активных бекеров, что они потратили в этом месяце вдвое больше, чем рассчитывали. Это действительно так — для некоторых людей бекерство превращается в настоящую манию. Это малоизвестный, необычный и очень интересный феномен. Активные бекеры иногда помогают распространить информацию о проекте, дают фидбек и затем интенсивно общаются в комментариях проекта, помогая разработчику показать все его плюсы (а иногда и выявляя слабые стороны проекта уже на этой стадии, помогая улучшить конечный продукт). В последствии, активные бекеры часто становятся ядром сообщества проекта (если проект предусматривает наличие сообщества).
3. Евангелисты
Если бы бекеров можно было бы причислять к лику святых, то безусловно именно этому типу бекеров следовало бы выдать нимб. Это не просто активные бекеры, которые финансово поддерживают проект. Как раз их денежный вклад может быть небольшим, но это и неважно. Именно эти бекеры помогают распространить информацию о проекте, обзванивают своих друзей и знакомых, пишут е-мейлы малознакомым людям в своих контактах, просят Маркуса Прессона твитнуть что-нибудь хорошее о проекте или пишут на neogaf.com, где у авторов игровых проектов скорее всего нет аккаунта. Они же могут помогать с переводами на другие языки, проверкой орфографии и грамматики или находить контакты с большими специализированными порталами. Предлагаю же причислить их к лику святых потому, что именно благодаря таким бекерам проекты собирают необходимые суммы, ведь очень часто инди-команды за всю кампанию не получают освещение в прессе или не имеют средств даже на небольшую рекламу или оплату услуг PR-агентства. А без этого проект, если он претендует на более-менее значительную сумму (хотя бы более $20,000), не соберет: органический трафик на краудфандинговых порталах крайне низок и если проект не нечто совершенно гениальное, то без бекеров-евангелистов или рекламы шансы стремятся к нулю. Поэтому, если вы автор проекта — любите евангелистов, награждайте их, даже если их денежный вклад всего лишь $1. Они — жизненная энергия вашего проекта.
4. Краудангелы
Очень редкие люди, наилучшим образом которых могу охарактеризовать как «Мини-бизнес-ангелы». Но это слишком длинное название, поэтому я назвал этот тип так, как назвал. Краудангелы — это обеспеченные люди, которые могут поддержать даже не особо интересный лично им проект (редко) и которые мощно поддерживают понравившиеся им проекты (наиболее распространенный случай). Их деятельность бывает двух типов: поддержка и страховка. Поддержка понятна, бекеры вкладывают от $1,000 до $10,000 в проект и оставляют там. В основном, им не особо интересны реворды — они поддерживают проект идеи ради, благо могут. В редких случаях, их мотивирует общение с автором проекта, но в основном это работает только если автор — знаменитость. Страховка — это когда такие бекеры на старте проекта вкладывают например $10,000 и затем, по мере того, как проект набирает обороты и нужную сумму, постепенно снижают свою ставку (могут и вплоть до нуля). Это ни в коем случае не связано с тем, что проект им разонравился, нет. Просто у них есть определенная сумма на такого рода благотворительность. И это сильно помогает, ведь другие люди видят, что проект уже собирает хорошую сумму и это их дополнительно мотивирует.
5. Микропредприниматели
Я хотел назвать этот тип бекеров спекулянтами, но в нашей стране это слово приобрело негативный смысл, поэтому назову их микропредпринимателями (далее по тексту — МП). Эти бекеры в основном преследуют корыстные цели, когда поддерживают проект. В основном это проекты, в которых бекеры получают копию продукта со значительной скидкой (вплоть до 75% от той стоимости, которую получит продукт после его реализации, попав на прилавки магазинов или в интернет-продажу). МП поддерживают проект, получают копию товара и в дальнейшем ее перепродают либо за 100%, либо еще выше. С такими бекерами работают очень просто: делают для них реворд например на $1,000, при котором они получат например Х10 копий продукта. Профессиональные МП, зная рынок и цены, вполне могут вложить $1,000, чтобы в последствии заработать $10,000. Но тут надо понимать, что чем выше риски проекта, тем ниже шанс на то, что МП захотят рисковать большой суммой. Таким образом, чем выше риски — тем ниже должна быть стоимость реворда и тем меньше копий за него будет даваться. Если разработчик уверен в своем продукте, то он может сделать разные реворды, например $500 дает X4 копии, $1000 дает X10 копий, $2000 дает X25 копий (т.е. чем выше риск, тем больше выгода МП). По сути, для разработчика это — модель оптовой предпродажи/предзаказа.
6. Коллекционеры
Это бекеры, которые коллекционируют физические реворды. Они чем-то схожи с донорами крови, сдающими кровь и собирающими значки, ленточки и нашивки. Причины безусловно совершенно благородные и бескорыстные, просто для многих получать материальное подтверждение свершенного добра делает это добро еще приятнее. Таким образом, бекеры-коллекцоинеры собирают сувениры, которые практически всегда выдаются за определенные реворды. Кто-то может собирать исключительно майки, кто-то — брелоки или флешки, кому-то все равно, что это, лишь бы было определенной тематики (например, космос или экология). Кто-то может таким образом покупать игрушки для своих детей: и ребенку приятно, и проекту польза, и сам получил удовлетворение от сотворенного добра (причем двунаправленного, по отношению сразу и к авторам проекта, и к своему любимому чаду!). Мораль проста: материальные реворды нужны и полезны. Даже если таких бекеров всего несколько процентов от общего их количества в вашем проекте, то это плюс несколько процентов к собираемой сумме. Кстати, процентное соотношение пока сказать не могу по причине недостаточности данных — вполне может оказаться, что для каких-то проектов доля коллекционеров может быть и десять, и двадцать процентов (и больше, если это например гаджет типа Pebble).
7. Бекеры Последних Дней
Мне особенно нравится это название — звучит возвышенно и таинственно, возникают аналогии с сектами Свидетелей Иеговы или Орденом Храма Солнца. Но на самом деле эти бекеры с сектантством ничего общего конечно не имеют. Суть в том, что это — самые нетерпеливые бекеры, которые хотят все сразу и желательно прямо сейчас. Поэтому они не поддерживают проекты на начальных стадиях, чтобы не изнурять себя длительным ожиданием в течение месяца, а то и двух. Вместо этого, они пользуются функционалом поиска по «скоро заканчивающимся» проектам. В эту рубрику попадают все проекты, до окончания которых остается 48-72 часа (в зависимости от площадки). Таким образом, эта категория бекеров ищет интересные им проекты, которые скоро закончатся и где они могут получить что-то ценное или приятное: приз, реворд, копию игры, книгу и так далее. В основном именно благодаря этим бекерам в последние дни проектов резкие наблюдаются пики интереса и финансирования, как в самые первые дни. Но есть и идейные бекеры в этом типе. Они специально ищут проекты, совсем немного не дотягивающие до необходимой суммы и поддерживают именно их. К сожалению, таких людей совсем немного, но они есть — и за это им огромное спасибо.
8. Сомневающиеся
Это бекеры, которые в общем-то не прочь поддержать проект, но еще не уверены. С одной стороны им интересны реворды или сам проект, с другой что-то их удерживает. Тут препятствия бывают двух типов: неуверенность в краудфандинге как таковом и что-то настораживает их в самом проекте. Первый тип неуверенности преодолеть сложно, так как разработчик может отвечать только за свой проект, но не за всю концепцию краудфандинга. Немного снизить этот барьер автор может, рассказав о том, как работает краудфандинг в видео проекта или в его текстовом описании. Второй барьер — это что-то в самом проекте. Очень редко сомневающиеся пишут сообщения авторам проекта, гораздо чаще они общаются на форуме проекта, если он есть. Поэтому такой форум обязательно должен быть у любого проекта. Очень часто именно на внешнем форуме сомневающиеся конвертируются в случайных бекеров или даже в активных, причем конвертация может произойти и без каких-либо действий со стороны авторов: коммьюнити, которое собирается вокруг проекта, зачастую само развеивает сомнения людей или отвечает на их вопросы. Кроме фидбека и конвертации, форум полезен еще и тем, что сплачивает и формирует коммьюнити вне краудфандинговой площадки. Это очень пригодится в дальнейшем, после того, как кампания по сбору средств закончится.
Кроме того, для сомневающихся следует заранее продумать план обновлений и новостей, которые показывает развитие проекта и ведущуюся работу над ним. Сомневающиеся бекеры часто конвертируются в случайных или даже активных, если видят, что проект «живет» и растет на их глазах. Говоря о плане обновлений, попутно замечу, что он — очень важен и способствует удержанию бекеров в проекте, особенно если длительность проекта превышает 30 дней. Более подробно этот момент я рассмотрю уже в другой статье.
9. Требователи
Эти люди не бекеры шансов на то, что они станут вашими бекерами, очень мало. Однако, они пишут письма ультимативного содержания, где обещают поддержать проект, если… У каждого такого бекера «если» свое: если если главный герой будет геем; если статуя будет сделана не из чугуна, а спичек; если вы спляшете в вашем следующем видео на одной ноге и в каске. Очень редко требования таких бекеров совпадают. Однако если совпадают — и только если совпадают в большом количестве — то это сигнал к тому, что вы действительно что-то можете улучшить в вашем проекте. В остальных случаях, если вы будете пытаться подогнать ваш проект под индивидуальные требования отдельных бекеров, скорее всего в итоге у вас получится не задуманный продукт, а Франкенштейн. Исключение составляет категория линуксоидов (для программных продуктов, в основном — игр). Это довольно сильный и активный тип (по крайней мере на Кикстартере), которая действительно может хорошо поддержать ваш проект, если вы сделаете поддержку линукса. Если нет, и вы делаете игру, то вам придется смириться с регулярными требованиями о поддержке линукса и возмущениями касательно того, почему вы ее не делаете. Резюмируя этот тип: не поддавайтесь на уговоры отдельных личностей менять ваш проект, но следите за тем, не выражают ли они общее мнение аудитории.
10. Собаки на сене
Это не бекеры, однако они активно участвуют в жизни краудфандинга вне этих площадок — на форумах, в группах и блогах. Эти люди занимаются очень важным по их мнению делом: они проповедуют тезис о том, что краудфандинг — это зло и лохотрон. Они не только сами не поддерживают проекты, но и делают все возможное, чтобы максимальное количество человек разделило их заблуждение. Как это ни печально, такие люди всегда были, есть и будут и к столкновению с ними следует быть готовым. Если такие люди появятся в ваших группах или на ваших форумах, рекомендую заранее иметь достаточно информации, фактов и аргументов, чтобы обоснованно и наглядно ответить (и не дать сконвертировать сомневающихся в собак). В случае, если ваши аргументы пропускаются мимо ушей — смело доставайте банхаммер и используйте по назначению, блокируйте таких вредителей. Главное, ни в коем случае не опускайтесь до их уровня: оставайтесь вежливыми и корректными, даже если вы блокируете этого человека пожизненно.
11. Русские бекеры и бекеры стран СНГ
К сожалению, таких людей — единицы и отечественным проектам пока что стоит надеяться на поддержку соотечественников. Это связано с двумя причинами. Первая — в наших странах, как всегда, все идет с большим запозданием. О том, что уже практически стало нормой и тепло приветствуется за рубежом, у нас почти никто не слышал (и речь тут не только о краудфандинге, к сожалению). А все новое и неведомое, как известно, страшно и вообще зло, от которого надо держаться подальше. Вторая причина — в нашей стране как нигде еще развиты пирамиды и прочие лохотроны. Люди никак не защищены от подобных схем, а тем, кто должен по идее защищать нас от подобных организаций похоже совсем наплевать (о чем свидетельствует свежий опыт МММ-2011). Это невероятно затрудняет и замедляет развитие культуры краудфандинга на нашей родине. Но не смотря на эти сложности, у нас начинают появляться краудфандинговые порталы — например, совсем недавно появился rustarter. Лично мне он интересен тем, что его создатели планируют формировать культуру отечественную краудфандинга. И это ценно: ведь без такой подготовительной работы ни рустартер, ни другие отеественные проекты типа с миру по нитке не будут собирать более-менее значительные средства. Соответственно, отечественные разработчики будут искать счастья на зарубежных площадках. Но скроее всего всерьез о краудфандинге в России узнают только тогда, когда случится чудо, аналогичное Double Fine Adventure в игровой нише или что-то вроде Diaspora (в свое время — лидер по сборам на Кикстартере, первым получивший $200,000).
Будем верить, что такой день настанет и у нас. Сейчас создана довольно активно развивающаяся группа на фейсбуке, которая частично может поспособствовать улучшению ситуации в нашей стране, однако до чего-то серьезного еще очень далеко. Тем не менее (относительно) отечественные проекты появляются — например, совсем недавно был опубликован довольно интересный проект "Megarunner" на новой (к сожалению — заграничной) площадке lab.gamesplanet, полностью посвященной краудфандингу видеоигр. Как это ни удивительно, она уже довольно хорошо себя показывает и первый же проект уже собрал €53,000 (кстати, очень рад за соотечественников и коллег, хотя ранее с этой командой сталкиваться не доводилось). Там же совсем недавно стартовал еще один проект — Day One, тоже показывающий хороший рост. Ну и конечно al-Skyjacker показывает хорошие результаты и похоже соберет (хоть и со второй попытки, после отмены первой, неудачно позиционированной кампании) нужную сумму — от всей души желаю ребятам удачи и успеха!
13. Антибекеры
Это самый неприятный для авторов тип бекеров — вредители. Поэтому и номер у него не 11, как должен был бы быть, а сразу 13. Они вносят минимальную сумму (обычно $1) с одной целью: троллить в комментариях к проекту. Есть люди, которые перемещаются таким образом по разным проектам с единственной целью: причинить им максимальный ущерб, вселить в бекеров неуверенность и сомнения. Если у вас завелся такой паразит, то ни в коем случае не следует вступать с ним в полемику, пытаться ему что-то объяснить или переубедить, так как споры с троллями и/или спаммерами могут привести к блокировке вашего аккаунта и отмене всего проекта, как это случилось например тут. Вместо этого, напишите письмо руководству платформы с просьбой отменить платеж этого тролля и заблокировать ему доступ в ваш проект. И ни в коем случае не поддавайтесь на провокации: как только вы заподозрили, что это — тролль, сделайте этому человеку одно предупреждение и, если это не помогло, незамедлительно просите помощи у администрации. К счастью, таких людей совсем немного и я искренне надеюсь, что они не встретятся на вашем пути.
Послесловие
Эта статья явилась результатом исследования разных краудфандинговых площадок, в основном kickstarter.com, во время подготовки нашего проекта “Divine Space” к размещению там (ссылку давать не буду во избежание недоразумений — кому интересно, тот найдет). Я описал только те типы бекеров, с которыми столкнулся и общался лично. Вполне вероятно, что помимо перечисленных мной типов существуют и другие, которым удалось избежать моего внимания. Ваши наблюдения приветствуются (можно в личку, если по каким-то причинам вы не хотите комментировать тут).
Следующую статью на тему краудфандинга я задумал сделать в режиме лайв, когда мы запустим наш проект на кикстартере и я смогу поделиться информацией о том, как мы готовились, что делали, зачем и почему, а также своими наблюдениями непосредственно с «поля боя». Это должно быть интересно — уже есть очень много всего интересного, чем очень хочется поделиться, много новых наблюдений, заметок и подсказок.
Автор: AntiDanilevski