Несколько недель назад проекту «Непофигизм» исполнилось три года, что, на мой взгляд, является достаточно серьезным «возрастом». Некоммерческому проекту, который работает исключительно на голом энтузиазме и которому не помогают материально ни инвесторы, ни единомышленники, сравнительно непросто прожить дольше одного года, так что можно с уверенностью констатировать как минимум единственный факт: проект определенно является востребованным.
Настоящая публикация – не только и не столько попытка пиара (ради чистоты эксперимента все предыдущие публикации двухлетней и более давности перенесены в черновики), сколько попытка поделиться с участниками Хабра опытом разработки и поддержки некоммерческого проекта, опубликовать типичные и нетипичные ошибки, рассказать о том, как мы с ними справлялись и как не справлялись.
По причине того, что размер текста превышает разумные пределы, публикация будет разделена как минимум на две части: в первой части я расскажу о том, как проект создавался, как эволюционировал, как дорабатывался; во второй части, если моя карма не упадет до отрицательных значений, я расскажу об ошибках, обломах, фэйлах, недоработках, приступах бессилия и о том, как мы что-то героически преодолели, а что-то преодолело нас, а еще я постараюсь ответить централизованно на критику и вопросы, имеющиеся в комментариях к первой публикации.
Кроме того, в связи с тем, что многие читатели крайне негативно относятся к публикациям в соответствующих хабах, все активные гиперссылки будут вынесены в финальную часть статьи и их количество не будет превышать разумных пределов.
Итак, начнем?
О проекте: общая информация
«Непофигизм» – сообщество самых разных людей, которые оказывают друг другу юридическую помощь, делятся опытом и стараются доказать на практике, что защитить свои права может каждый, а законы могут работать так, как им полагается.
В основе «Непофигизма» лежит несколько принципов, объединенных простой идеей: «если кто-то что-то умеет делать хорошо и если у кого-то иногда есть время на то, чтобы сделать это бесплатно — почему бы этих людей не объединить?».
В нашем случае речь идет о юридической помощи, которая в нашей замечательной стране малодоступна, что объясняется бессмысленным и беспощадным соотношением цены и качества: стоимость услуг юриста варьируется в пределах от «дорого» до «запредельно дорого», а качество при этом остается неопределенной величиной.
В отличие от «бесплатных юридических консультаций» участники проекта не требуют от посетителей денег за полную версию ответа: никакие взаимные коммерческие обязательства не связывают ни тех, кто консультирует, ни тех, кого консультируют.
На практике получается примерно следующее: посетитель задает вопрос – посетитель получает ответ – посетитель получает практический опыт решения проблемы и некий базовый минимум теоретических знаний, что с этим делать дальше – исключительно его выбор.
В большинстве случае посетитель, получив ответ на интересующий вопрос, просто уходит – до следующего раза или навсегда. Такое случается часто.
В меньшинстве случаев срабатывает наша задумка – посетитель понимает, что защитить свои права не так уж и сложно, более того, теперь у него есть опыт и знания, которые можно передать кому-нибудь еще, и, как правило, это происходит на сайте проекта.
Теперь, когда кто-то приходит на сайт и задает аналогичный или похожий вопрос, на него отвечают не только профессиональные юристы, но и те, кто уже смог решить что-то похожее самостоятельно или с нашей помощью.
Такая вот своеобразная эстафета юридических знаний без взаимных обязательств.
Развитие проекта: технические подробности
Если вы ранее читали что-то подобное на сайте проекта или в старых постах на Хабре – можете смело пропустить эту часть публикации, если же нет – полагаю, что сия информация явно не будет лишней.
Итак, сначала это был обычный однопользовательский блог, работающий на WordPress. Формально именно с этого момента ведется отсчет времени создания проекта, фактически, наверное, это не совсем так – на тот момент весь проект был просто моим уютным блогом, в котором посты общечеловеческого содержания не слишком часто перемежались постами содержания юридического.
Формально WordPress оказался не столь уж плох: серьезное сообщество, открытый исходный код и большое количество разнообразных дополнений на первый взгляд были решительными преимуществами, но все они с легкостью перекрывались всего лишь двумя недостаткоми – адской
В то время проект хостился у SpaceWeb (я не был уверен в своих силах и потому выбрал самый дешевый подходящий тариф, соблюдая правило «лучше дешево и сердито, чем дорого и хорошо»).
Подход себя оправдал: удары граблями по голове не прошли даром. Был совершен переезд на более качественный тариф, заодно сменил CMS на ту, которая больше отвечала моим требованиям: тоже «open source», легкость в настройке и большее количество сугубо социальных «фич» (рейтинги, карма, рассылки — в общем, «свой собственный Хабр, с покером и девственницами»).
На тот момент мне больше всего понравилась CMS Cogear, и именно на этой CMS проект «Непофигизм» проработал большую часть своей жизни.
Ничего плохого про Cogear сказать не могу, зато могу сказать только хорошее: в тот момент функциональность системы меня более чем устраивала, экономичное отношение к оперативной памяти меня радовало, а устойчивость к всплескам посещаемости меня поразила.
Все радовало, даже Скалакси на тот момент казался не слишком плохим вариантом, но Cogear перестал меня устраивать — сообщество стало активно разрабатывать вторую версию, первая версия CMS по факту поддерживаться перестала, а на тот момент мне уже были нужны более продвинутые социальные «фичи», которые мне мог предложить только LiveStreet.
В ходе практической эксплуатации LiveStreet зарекомендовал себя очень и очень неплохо: сравнительно быстро я привык к логике системы, смог без особых проблем научиться корректировать код и дорабатывать шаблон под свои нужды.
Особенно радует серьезное количество плагинов: при необходимости функциональность сайта расширялась почти одновременно с запросами пользователей, что позитивно сказывалось на репутации проекта.
Кстати, в результате всех пертурбаций сайт работает на Debian 6 + nginx + php-fpm. Прирост по сравнению с Ubuntu + Apache существенен.
Судите сами по результатам тестирования LoadImpact (первый график — Debian / nginx / php-fpm / php-apc / memcache / LiveStreet, второй график — Ubuntu / Apache + mod_php / MySQL / eaccelerator / memcache / Cogear). В обоих случаях кэширование было включено,
Кстати, вот данные актуального тестирования; кажется, все работает не так уж и плохо?
Сейчас сайт проекта прекрасно себя чувствует на облачной машине в Селектеле, в результате побега затраты на
Аналогичная конфигурация в Скалакси обходилась мне примерно в 700 рублей. Неплохо получилось, переездом рад.
Развитие проекта: нетехнические подробности
Как показала практика, при развитии сообщества важный момент – это не только содержание, но и форма. Сложно сказать, что именно является первичным (спор получится из категории «что было первым, курица или яйцо»), но каждый раз по мере развития сайта приходилось очень сильно, вплоть до неузнаваемости, менять очень и очень многое, каждый раз вызывая существенное количество ненависти.
Когда сайт был простым однопользовательским блогом, первое время особых проблем не было: я писал относительно актуальную юридическую статью, появлялись комментарии, я на них отвечал и все были рады.
Проблемы начались, когда посещаемость стала превышать сто человек в день. Слишком много вопросов и слишком много ответов привели к тому, что у посетителей начались проблемы с поиском нужного контента. Опять же, WordPress в силу своих ограничений в принципе не является инструментом для создания сообщества.
Выход лежал на поверхности: нужно было строить небольшую социальную сеть.
Снова первое время все было замечательно: статьи теоретического характера были объединены по признаку единообразия в соответствующие коллективные блоги. При этом на откуп большинству был отдан коллективный блог с говорящим названием «Нужна помощь!», что на время решило все проблемы.
В тот раз мы столкнулись с тем, что содержание сайта деградировало до состояния «бесплатная юридическая помощь скачать онлайн без смс регистрации бесплатно»: ни о какой взаимопомощи речь уже не шла, люди приходили, задавали вопрос, получали ответ от активных участников сайта (на тот момент — от силы человека три, которые в поте лица старались что-то сделать) и с чистой совестью уходили.
Я уже был готов сдаться, но внезапно что-то произошло и проект заработал так, как планировалось – как-то неожиданно произошел качественный скачок, и вот уже активная аудитория сайта увеличилась примерно в десять раз, заработала на практике система взаимопомощи, а типовые вопросы, ответы на которые уже давались надцать раз, куда-то исчезли, уступив место действительно серьезным проблемам.
В итоге мы пришли к тому, что есть сейчас: общее количество пользователей перевалило за две тысячи человек, из них около сотни – активные участники, которые находят время на участие в дискуссиях, конструктивную помощь и обмен опытом.
Посещаемость постепенно растет, качество консультаций вроде бы не падает, а в последнее время переход от «бюро вопросов и ответов» к сообществу, приоритетная цель которого – обмен практическим опытом, пошел семимильными шагами.
Кажется, все хорошо. На практике – это не совсем так, и об этом (если карма не упадет ниже минимальных 20 единиц) я напишу следующую статью.
P.S. При наличии сведений об опечатках пишите, пожалуйста, в личные сообщения. Спасибо.
Автор: Nepofigist