Моя замечательная жена выводит в свет собственный стартап, Inby. Будучи непосредственным участником данной истории, хочу поделиться её опытом с сообществом. Для этого публикую Катину авторскую статью для Хабра (и да будет НЛО ко мне благосклонно):
Привет, меня зовут Катерина, 32 года, раньше занималась журналистикой, маркетингом и управлением проектами, и вот теперь уже 1 год в ИТ, в собственном стартапе. Именно про этот увлекательный год я и хочу рассказать несколько занимательных историй, которые, надеюсь, будут интересны сообществу.
Началось всё с того, что 2,5 года назад я познакомилась с мужем-айтишником, оставила яхтенный бизнес в Черногории, переехала в Харьков и в скором времени собралась в декрет. В августе 2014 у меня родился сын, Вовка, и, как и многие молодые мамы, я стала тратить всё своё время на семью и ребёнка. Конечно, такое времяпрепровождение было немного сложным для меня-холерика, потому я с особым вниманием слушала рассказы мужа про его работу, проекты, идеи и всё такое. ИТ-отрасль была мне абсолютно непонятна (я же гуманитарий — журналистика, маркетинг), но все более и более интересна.
В октябре 2014-го я познакомилась с Михаилом Фридштандом и его харьковской командой, которая как раз запустила в лив проект Yomapic. Проект был сделан больше “по приколу”, без конкретных идей монетизации и продвижения. Меня же заинтересовала сама модель вывода гео-привязанных сообщений на карту и возможность работы с ними. Рассматривать фотки девчонок из инстаграмма на карте весело, конечно, — но было понятно, что с этой идеей можно сделать что-то более полезное и прибыльное. К этому моменту я уже вжилась в роль отчаянной домохозяйки и вовсю использовала покупон и групон, подписалась на ряд магазинов в Фейсбуке и ВКонтакте и активно пользовалась скидками и акциями для управления семейным бюджетом. Поэтому идея родилась мгновенно — вот бы наглядным образом показать на карте скидки, акции и новости от всех-всех объектов, которые нас окружают! Вопрос был в корректной реализации гео-привязки сообщений. В Фейсбуке, например, есть функция гео-локации для сообщения, но пользуются ей “не только лишь все” (с).
В то же время явное большинство интересующих нас бизнесов, которые уже пишут сообщения в социальных сетях, используют купонаторы и вообще всячески активно продвигаются в интернетах, зарегистрированы и на Гугл или Яндекс картах. Идея сделать 3х-ступенчатый краулинг принадлежит Михаилу, и я считаю, что она почти гениальна по своей простоте (хотя весьма непроста в технической реализации, как показала наша практика):
- Краулим гугл-карты и собираем зарегистрированные бизнесы
- Запускаем отдельный краулер, который проходит по информации бизнеса и находит ссылку на их сайт, а оттуда находит ссылку на профили в социальных сетях
- Третий краулер собирает страницы в социальных сетях и привязывает их к объектам бизнеса
Набросок решения “3х-ступенчатого краулинга” был готов за месяц. И было принято волевое решение — будем делать мобильное приложение и выходить на рынок! Но сначала — нужно получить качественный контент.
Мы собрали объекты по всем городам-миллионникам СНГ. Данных получилось чуть больше, чем очень много. Одной из первых же проблем стало отсечение В2В бизнесов, которые не интересны конечным пользователям будущего приложения. Для этого пришлось реализовать “маппинг категорий” — привести список категорий из Google Maps, Facebook, Вконтакте к единому виду “наших категорий” и вставить ряд исключений для фильтрации В2В.
Второй проблемой стало то, что подавляющее большинство сообщений (более 90%), которые пишут бизнесы на своих страницах в социальных сетях, это, по существу, ”рекламный шум” и труд непрофессиональных СММщиков. А оставшиеся менее 10% сообщений, которые будут интересны пользователю, разделились на категории: скидки, акции, новости и события, вакансии. Дальше нам понадобилась уже фактически rocket science, как я считаю: нейронная сеть с первоначальным ручным обучением. Набор людей на позицию “классификатор сообщений” (58 человек, преимущественно из ЦА приложения), организация удалённой работы всей группы, модерация результатов работы и обновление документации — всё это достойно отдельной траги-комедии. Более 200.000 сообщений были отсортированны вручную. И у нас всё-таки получилось!
Разработка мобильных приложений, сайта, тестирование и отладка, подготовка концепции РК, тест на фокус-группе — и наконец, ура! 22-го октября мы вышли в лив с первой версией нашего замечательного приложения Inby для iOS и Android. У нас в системе 132 города (88 в России, 43 в Украине и 1 в Беларуси). Для них есть 2 млн POI, которые генерируют от 500 тыс до 1 миллиона сообщений в сутки. Только от 20 до 25 тысяч сообщений проходят отбор и попадают к пользователям.
Всё это — только начало. Впереди — прикрутка дополнительных источников объектов и сообщений, таких как Яндекс.Карты (которые меняют API с такой частотой, что пока мы за ними не успеваем), Instagram (тут нужно сделать свой механизм классификации, так как текста очень мало и наша нейронка плохо справляется, пока что), API Едадила и других подобных систем, возможно, агрегация из купонаторов. И следующим большим шагом будет панель для работы бизнеса, которая позволит писать сообщения напрямую нам в Inby.
За 10 месяцев работы над проектом я фактически освоила новую для себя отрасль разработки программных продуктов, профессию продакт-менеджера, похудела на 17 кг и окончательно подружилась с людьми, которые всего 3 года назад казались мне странными “ботанами не от мира сего”.
За это время я сделала ряд наблюдений и аналогий, которые могут быть интересны для девушек и молодых мам, которые решат ввязаться в подобную историю:
- хорошее понимание целевой аудитории — очень важная составляющая успеха при разработке приложения для массового рынка. Зря айтишники не любят маркетологов!
- приучить команду творческих программистов, часть из которых работает удалённо, к использованию Jira и в целом к планированию и репортингу не проще, чем приучить годовалого ребёнка к горшку.
- Python, PostgreSQL, PyMorphy, ElasticSearch, Celery и другие страшные штуки оказываются вполне понятными, если кто-то умеет их объяснять простым языком. А научить айтишников разговаривать на простом языке несильно проще, чем учить разговаривать годовалого ребёнка :-)
- Графические дизайнеры — это очень нежные, сложные и слабо организованные товарищи, чтобы работать с ними нужно сохранять спокойствие, много раз объяснять задачу очень простыми словами, и иметь огромное терпение. Литература по воспитанию детей, где описаны сложные случаи, реально помогает!
- Декрет может стать концом карьеры, а может открыть второе дыхание: новые сферы деятельности, новые знания, начало интересных проектов (хочется верить, что больших и успешных).
Надеюсь, моя история будет интересной, а для кого-то, возможно, послужит волшебным пенделем, чтобы ввязаться в интересный стартап. Большая просьба к хабражителям — не стесняйтесь критиковать и высказывать свои пожелания и предложения! Мы уже в сторах. И мы будем очень благодарны за любые советы по развитию нашего сервиса.
В завершении статьи хочу сказать отдельное спасибо мужу, Владимиру Кузьменко, за мудрые советы и спокойные долгие объяснения сложных вещей простыми словами.
PS: Мы не собираемся делать мир лучше. Мы просто помогаем людям оптимизировать затраты и делать жизнь интереснее!
А потом мы построим Звезду Смерти и захватим всю Галактику
Автор: VladimirKuzmenko