Самая волнующая фраза, какую можно услышать в науке, фраза, возвещающая о новых открытиях, — вовсе не «Эврика!», а «Как странно…» Айзек Азимов
Что общего у отсутствия спроса, избыточных трансакционных издержек и рыночных ошибок? Сегодня инновация предполагает поиск отсутствующего решения какой-нибудь проблемы. Но с чего начать свой путь инноватора? Если предположить некоторую материальность инноваций, то напрашивается прямая аллегория с фундаментальным законом сохранения энергии, очень кстати проблемный закон, являющийся основным препятствием изобретения perpetuum mobile — инженерной задачи на все времена. Так вот, само следствие закона говорит о том, что ничто не берется из ничего. Таким образом, инновации также должны с чего-то начинаться. Но как найти такой источник?
Предполагая, что источники инноваций все-таки существуют, было бы неплохо воспользоваться их возможностями.
Новые ценностные источники
Хотя может показаться, что разрушение текущих ценностных предложений посредством подрывных инноваций довольно болезненный процесс, предприятия должны сосредоточить силы и средства на поиске источников новейших ценностных предложений, если хотят и дальше нормально существовать. Так почему бы не начать поиск с мест, где другие потерпели неудачу? Решения ошибок и существующих проблем обеспечивают взрывной рост.
Что делает отсутствие спроса, избыточные трансакционные издержки и рыночные ошибки значимыми с точки зрения бизнеса? Всего лишь недостаточное к ним внимание. Часто проблемы кажутся нерешаемыми, трансакционные издержки слишком высокими, ошибки неисправимыми, а потребительский сегмент может восприниматься бесперспективным, не представляющим никакого интереса. Понимание этих вопросов может объяснить, почему подавляющему числу предприятий трудно разработать франшизу или масштабировать свой бизнес.
Возьмите любую растущую компанию и спросите: что лежит в основе ее роста? Практически всегда взрывной рост обеспечивался решением одной из указанных выше проблем, путем разработки и внедрения новых активов и возможностей. Такое инновационное решение может обеспечить предприятиям, требуемые темпы роста, к которым они стремятся.
Отсутствие спроса является прямым следствием недостаточной заинтересованности, которая отнюдь не говорит об отсутствии потребительских потребностей и желаний, а всего лишь свидетельствует о том, что потребности не удовлетворяются в той форме и тем способом, который приводит к серийному использованию.
Ликвидация рыночных противоречий
Отличный пример ликвидации рыночных противоречий — Uber. Существенное предложение Uber — удобство, обеспеченное независимостью заказа услуги от места, времени и прозрачная схема оплаты. Как результат разрешения рыночных противоречий — взрывной рост.
Похожие ситуации происходили и с другими компаниями. Google частенько рвет шаблоны, открывая новые рынки путем ликвидации назревших рыночных фрикций.
Ну и любимцы публики из Apple. В 2001 году компания выпустила на рынок легенду — iPod. Комбинация устройства, программного обеспечения и онлайн-магазина перевернула всю музыкальную индустрию, хотя Apple и не была первопроходцем на рынке портативных медиаустройств. Ценностное предложение Apple вышибло у конкурентов землю из под ног. Теперь потребители могли легко находить, приобретать и прослушивать музыку. Как это произошло? На первый взгляд, сейчас эта идея кажется лежащей на поверхности и что уж говорить элементарной, но в тот момент компании пришлось заключить соглашения со всеми звукозаписывающими компаниями, чтобы создать крупнейшую базу музыкальных произведений. Учитывая аппетиты лейблов, это вряд ли было простым делом. Даже не знаю смог бы такое реализовать кто-нибудь кроме Стива Джобса?
Поиск решений рыночных ошибок
Разрыв между потребностями в инновациях и скудными доходами от их реализации в некоторых областях бизнеса является трагедией в полном смысле этого слова.
Посмотрите на фармацевтический сектор. Разработка новых препаратов требует невероятных объемов инвестиций, как финансовых, так и временных. Тем более доходы в этой сфере могут быть в десятки раз меньшими, учитывая узкую специализацию, разрабатываемых препаратов. Последний большой прорыв в фармацевтической индустрии произошел в сороковых годах прошлого века, когда удалось получить качественную чистую форму пенициллина и запустить ее в производство. Это, конечно, классический пример провала инновационного сектора.
В то время, как нет волшебной формулы, гарантирующей рост любого бизнеса, решение затронутых вопросов может стать отличным местом для старта. Поиск решений рыночных ошибок, противоречий и отсутствие спроса может навести на яркие и элегантные результаты, обеспечивающие массовую экспансию и быстрый старт. Не стоит начинать с чистого листа, поищите там, где многие уже были и отступились.
Автор: jasiejames