Иногда мне кажется, что время начинает идти вспять. Винилофилия продолжает победоносный захват аудиорынка, и на этом фоне внезапно возникает интерес к ещё одному забытому формату. Теперь ещё и кассеты. Нужно отметить, что года этак с 2009-го периодически появлялись публикации о том, что вот-вот кассеты выстрелят, воспрянув из пепла истории подобно виниловому “фениксу”, но стреляли как-то всё больше “в молоко”. Однако, в последние 2 года у воскресшей магнитофонной техноархаики появляются признаки успеха.
Если в последние годы сообщения о грядущем кассетном ренессансе были не аргументированными и редкими, то теперь по многим признакам прогнозы начинают сбываться. Многие исполнители, в том числе в РФ, выпускают релизы на компакт-кассетах. Стартап-проекты начинают проектирование кассетных шайтан-магнитофонов и стремятся заново выдумать велосипед. Бракоделы из Поднебесной эксплуатируют ностальгическую эстетику для производства mp3-плееров, а также выпускают т.н. кассетные mp3-адаптеры. И всё это в последние 2-3 года. Под катом портрет этого парадоксального явления и не большой опрос, о его вероятных перспективах.
Elbow — литовский магнитофонный ренессанс
Одними из первых аудиоразработчиков, которые отреагировали на возвращение кассет, стали малоизвестные литовцы из компании BraimMonk. Стартаперы разрабатывают современный кассетный аудиоплеер.
Принцип работы нового “велосипеда” ничем не отличается от разработок 80-х — 90-х годов, но существенно отличается форм фактор. Свой плеер, названный Elbow, литовские разработчики сделали в виде клипсы, которая надевается на кассету.
Контроль скорости осуществляется оптическим сенсором.Управление девайсом реализовано в виде специального кольца, с помощью которого можно изменять громкость и перематывать плёнку. При всей интересности такого исторического моделирования, слабым местом литовского устройства является аккумулятор. Емкость батареи не позволяет плееру работать более 2-х часов, за счет внушительных расходов энергии на работу двигателя.
Разработчики стремятся устранить технические недостатки, увеличить время работы и активно продвигают новинку. Маркетинг литовцев апеллирует к тому, что аудиокассета является иконой времени. Также они заявляют о том, что у формата уже есть немаленькая нишевая аудитория, в частности коллекционеры и технохипстеры (не очень хорошо понимаю в чем суть этой субкультуры).
Литовская “новинка” пока существует в виде тестовых прототипов, но количество публикаций о новом девайсе растет, а интерес к его появлению активно подогревают данные исследований рынка физических носителей и громкие музыкальные релизы, о которых речь пойдет дальше.
Динамика рынка и интерес исполнителей
Ползучий рост доли компакт-кассет на рынке аудионосителей был зафиксирован ещё в 2014-м году. Так, в этом году носитель прибавил около 20% к продажам на внутреннем рынке США, что было крайне нетипично и существенно отличалось от статистики предыдущих десяти лет.
Всего в 2014-м году в США реализовали 59 000 компакт-кассет. В 2015-м продажи увеличились на одну пятую, и достигли 74 000 единиц. В прошлом году был продемонстрирован ещё более существенный рост, объем продаж в США достиг 129 000 штук. В сравнении с винилом количества мизерные, но динамика не может не впечатлить.
Также, к прошлому году американская тенденция отозвалась ростом продаж в Европе.
При этом аналитики рынка не берутся прогнозировать развитие ситуации с кассетами. Иначе, как парадоксом потребительских интересов — это назвать нельзя, а соответственно, любые прогностические выводы о тенденциях этого сегмента не могут быть надежными. Внезапно о кассетах вспомнили в СМИ. Там нередко пристрастие к устаревшей технологии называют показателем изысканного вкуса, как и в случае с винилом.
В России также появляется интерес. Некоторые группы и исполнители, оценивая вероятность популяризации формата как перспективную, рискнули выпустить альбомы на компакт-кассетах. В июле этого года о выпуске альбома на кассете заявила группа 25/17.
В отношении 25/17 следует также отметить, что кассеты используются не столько как модный мерч, а скорее как часть концепции альбома “Умереть от счастья”. Соответственно применение формата может просто совпасть с ростом кассетной популярности.
Похожие решения используются на прочем постсоветском пространстве, как например в(на) Украине, где громкий винилово-кассетный релиз выпустила группа “Бумбокс”.
Среди западных звезд за последние пару лет к кассетам, наряду с остальными современными форматами, решили вернуться такие коллективы как Blink-182, Metallica (переиздание Metallica «No Life Til Leather» — 3000 копий), Greenday, а также, извините, Джастин Бибер (список не весь).
Итог
Перспективы формата пока остаются туманными, интерес растёт, но “винилового” чуда с кассетами пока не происходит. Нам интересно узнать мнение пользователей про их отношение к возврату аудиокассет, как физического носителя для музыки. В связи с этим предлагаю поучаствовать в размещенном ниже опросе.
Личное мнение
Я трепетно и ностальгически отношусь к прошлому и помню радость от покупки очередного альбома на кассете. Но при этом я никогда не забуду как перематывал 60 минут пленки в поисках нужного трека при помощи карандаша, когда сдохла механика плеера, поэтому считаю, что формату лучше оставаться в теплых ностальгических воспоминаниях.
Буду рад живой дискуссии по этому поводу.
Использован фотоконтент: newsmuz.com, tehnot.com, stereo.ru, rap.ru
Автор: Sound Cult