Доброго времени суток!
Я хотел бы рассказать о стартапе, который мы вдвоем с коллегой, разрабатываем последние два года.
Dia-Life — это онлайн сервис для сторонников здорового питания и для страдающих сахарным диабетом, который позволяет наиболее просто и комфортно соблюдать диету, создать свою индивидуальную систему питания и компенсировать сахарный диабет, предоставляя для этого все необходимые для этого методики, постановку целей и удобный инструментарий для их достижения.
В первую очередь, этот сервис создавался для себя — эта история началась после того, как в 2007 г. мне диагностировали диабет. С тех пор я прошел долгий путь: от поиска различных оффлайн и онлайн решений подобных дневников, от собственных костылей в MS Excel, до разработки Dia-Life.
Далее, под катом, я постараюсь рассказать о том, что же из всего этого вышло и что будет дальше.
Целевая аудитория и суть проблемы которую решает стартап
Целевая аудитория в Рунете:
По данным Всероссийского центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) — 8% россиян соблюдают диету, а 4% россиян следуют в питании рекомендациям врача. (всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 4-5 апреля 2009 г. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.) Итого, при уровне проникновения интернета в 43%, объем присутствия целевой аудитории соблюдающих диету в Рунете: 4,8 млн. человек.
В государственном регистре России официально зарегистрировано на 1 января 2011 года более 3.4 млн. больных диабетом. В действительности их количество в 2-3 раза больше зафиксированного, так как недиагностированными являются случаи заболевания более 50 процентов больных диабетом, считают в ВОЗ. Итого, при уровне проникновения интернета в 43%, объем присутствия целевой аудитории страдающих диабетом в Рунете: 4,2 млн. человек и из них 1,46 млн. это официально зарегистрированные больные сахарным диабетом.
Ситуация в мире — еще плачевней: По данным Международной диабетической федерации (IDF) в 2011 году количество больных сахарным диабетом в мире составило около 366 млн. человек. По прогнозам Международной диабетической федерации (IDF), к 2030 г. число больных сахарным диабетом в мире достигнет 522 млн.
В ВОЗ называют неинфекционные заболевания, в том числе ожирение и диабет, главной опасностью для мировой медицины. По сути мы уже имеем дело с социально значимой болезнью, которая к тому же распространяется в масштабах эпидемии. Причем с болезнью, которая неизлечима, и если её не лечить и не компенсировать — она приводит к смерти больного. Всё что можно сделать, это компенсировать с момента диагностирования болезни, до самого конца жизни. Это достигается обязательным соблюдением специализированной диетотерапии, инсулиновой терапии у диабета 1 типа и медикаментозной терапии у диабета 2 типа, возможны так же комбинированные виды терапии.
В привычной повседневной жизни и в наших современных реалиях, самостоятельно обеспечить должный уровень компенсации практически невозможно. Я до сих пор с содроганием вспоминаю свои «упражнения» с бумажным дневником самоконтроля и книжкой полной таблиц с ХЕ продуктов. Это же касается и соблюдения диеты, ни один калькулятор калорий не был достаточно удобен в использовании, не позволял составлять блюда и рационы, базы продуктов были полны противоречивых дубликатов и «мусора». О комплексных сервисах для диет и диабетиков — я тогда даже и не мечтал.
Как Dia-Life решает эти проблемы и каковы преимущества сервиса
При составлении концепции и архитектуры проекта, в первую очередь, я ориентировался на максимальное удобство пользователя и минимальные временные затраты на работу с сервисом. Минимальное время на овладение интерфейсом и минимальное время на ежедневную работу с сервисом. Планкой было — в идеале, не более 3-5 минут в день на ввод данных.
Для достижения этих задач было принято несколько концептуальных решений:
— Концепция полноценного комплексного сервиса – полное и самодостаточное решение проблем пользователя, то есть для соблюдения диеты иили компенсации диабета — достаточно пользоваться только сервисом Dia-Life
— Иерархия по принципу конструктора, которая позволила упростить и ускорить ввод данных: первичные продукты -> из которых составляются составные блюда (борщ, жаркое, пельмени, пирожок) -> из блюд составляются рационы (завтраки, обеды, ужины) -> из рационов и блюд составляются диеты (по сути — системы питания)
— Серьезная, и самое главное достоверная, большая база данных первичных продуктов — основанная на ежегодно обновляемой официальной базе данных продуктов от Института Питания США. На данный момент около 8000 официальных полных данных по продуктам. Это серьезное отличие от дубликатов и прочего «мусора» у конкурентов.
— Изначальный ориентир на создание лучшего продукта на рынке: с точки зрения юзабилити, удобства функционала и технологичности решений.
Сервис уже позволяет пользователю максимально эффективно: ставить цели и достигать их, контролировать изменение веса и расход калорий, следить за параметрами ИМТ (индекса массы тела) и метаболизмом (по Маффину-Джеору), следить за эффективностью компенсации диабета, помогает вычислять дозы инсулина, ведет дневник приема медикаментов и инъекций инсулина, дает возможность создать свою систему питания и позволяет соблюдать диету из каталога готовых, делает оценку индивидуальной эффективности диет, может сгенерировать наглядные отчеты для наблюдающего врача.
И всё это только начало!
Как все начиналось, использованные технологии и немного истории
Почти весь 2008-й год я пытался найти удобный для себя программный продукт, который бы заменил мне бумажный дневник и книжку с таблицей продуктов с ХЕ, были так же попытки делать всё это в MS Excel. Но, к сожалению, ничего подходящего для себя я не нашел, проблемы в основном были с бедным функционалом и с жуткой юзабилити. В том же 2008 году, во время работы руководителем проектов в юзабилити компании, я получил первое понимание каким должен быть такой сервис и как важно юзабилити для пользователей.
В следущем 2009 году прорабатывалась подробная концепция и документация проекта, и наша команда из двух человек сформировалась в это же время. Домен мы зарегистрировали в сентябре 2009 года, а старт первого прототипа в онлайн произошел в январе 2010 года, бета-версии сервиса в сентябре 2010 года. Потом была пауза и долгая работа «на дядю» в большой телеком-компании, и только в ноябре 2011 года мы с коллегой ушли и занялись сервисом в режиме Full-Time.
Технически, за последние 9 месяцев, сервис был переписан полностью с нуля, с учетом современных реалий и последних тенденций в веб-разработке, да и мы за это время выросли в профессиональном плане. Тем не менее, основные изначально использованные технологии не изменились: платформа Yii Framework, много клиентского JavaScript'а и JS-фреймворки JQuery, Raphael, nyroModal. Для снижения нагрузки используется кеширование, технология Browser localStorage там где это возможно, и вообще мы старались максимально переложить все вычисления с сервер-сайда на клиентский браузер.
Хоть нас всего двое, но в работе мы все равно применяем внутренний дев-блог, это оказалось весьма удобным.
Вопреки мнению некоторых наших друзей, о том что мы применяли готовые шаблоны — дизайн и верстка у нас свои, и иконки в векторе тоже рисовали самостоятельно.
Обзор конкурентов, странное совпадение или заимствованная идея?
Сервисов на рынке Россиии, с функционалом и аудиторией частично пересекающейся с нашей, довольно много (это разной степени сложности: калькуляторы калорий, калькуляторы доз инсулина, электронные дневники самоконтроля и т.п.), но прямых конкурентов с комплексным онлайн-сервисом и более менее близким функционалом — только два.
Первый — это старейший (1991 г.) германский оффлайн программный продукт «SiDiary — электронный дневник диабета», имеющий представительство в России, который выпустил недавно онлайн версию. Он имеет сильно перегруженный неочевидный интерфейс и функционал родом из 90-х годов, который впрочем ничем не стал в лучше в онлайн версии. Ошибки перевода («Объем выпитого», «Километры» и другие ляпы), почти три десятка полей (!) при вводе данных в дневник и прочие «прелести» — прилагаются. Он все еще довольно популярен, но всё же время таких «динозавров» уходит.
Второй — «НормаСахар» появился совсем недавно, в феврале 2012 года. Он является протеже от ГлавСтарта (первые инвестиции ими полученны от ГлавСтарта в сентябре 2011 года) — habrahabr.ru/company/glavstart/blog/142168/
И в этом есть одно странное совпадение, судите сами:
— Май 2011 года, мы переписываемся о нашем стартапе с ГлавСтарт (вся переписка с ними сохранилась в архиве GMail) и отправляем им, по их запросу, резюме проекта с бизнес-планом, презентацию, подробный roadmap и ссылку на работающий прототип проекта
— Затем, информацию о нашем стартапе они публикуют у себя на сайте Wanted.VC и в своем блоге на Хабрахабр (май 2011 г.) — ссылка http://liveweb.archive.org/http://habrahabr.ru/company/glavstart/blog/119857/
— А позднее, в сентябре 2011 года, они инвестируют в «НормаСахар», а мы внезапно пропадаем с их сайта (но возможно это просто совпадение)
— Позже, в феврале 2012 года стартует НормаСахар, которая близко похожа на roadmap нашего сервиса (замечу, что мы выслали довольно подробную информацию с roadmap, с архитектурой и описанием запланированного функционала, который потом совпал с той концепцией и функционалом, с чем появилась в феврале 2012 года «НормаСахар»).
Боюсь предположить, но возможно речь идет о том, чего чаще всего боятся стартапщики, и в чем их всегда пытаются разубедить — о заимствовании нашей идеи, более того, похоже на то, что у тех кто это сделал была подробная информация по проекту. Непонятно только одно, почему такая крупная компания как ГлавСтарт пошла на такое?
Здесь только рынок может расставить всё на свои места, и мы со своей стороны сделаем всё чтобы именно наш оригинальный продукт был лучшим на рынке, а не заимствованный клон.
Что дальше?
В итоге у нас есть развивающийся конкурентоспособный продукт и первые довольные пользователи. Оглядываясь назад, я могу сказать, что в основном доволен тем, что и как мы сделали. Планов у нас довольно много – мы будем постоянно совершенствовать функционал сервиса и повышать его ценность для пользователей.
Следующим этапом, над которым мы сейчас усиленно работаем, в первую очередь стоят мобильные приложения (с возможностью работы в оффлайн) и функционал удаленных медицинских консультаций от профильных врачей и возможность удаленного наблюдения врачом за своими пациентами с диабетом (это то что было нами запланировано в концепции еще в 2009 году). Это даст необходимый комфорт диабетикам и поможет немного разгрузить жуткие очереди к эндокринологам в поликлиниках (причем практически вся очередь — это обычные плановые посещения больных и просто проконсультироваться и «побеседовать»).
Для поклонников здорового питания и диет — мы хотим дать возможность диетологам создавать для пользователей индивидуальные диеты и системы питания с учетом продуктовых предпочтений. В конце концов — «Правильное питание — здоровая жизнь!».
Какова цель нашей публикации на Хабре?
Наши пользователи довольно «молчаливая» публика, получить от них отзыв или критику — довольно редкое событие. И даже когда такое происходит, они обычно всем довольны и их «все устраивает». :)
Целью данной публикации и является попытка получить критику и «порку» нашего продукта. Интересны любые обоснованные мнения: по дизайну, по интерфейсным решениям, методам продвижения и т.д. Всё, что поможет нам стать лучше!
Я так же считаю, что количество соблюдающих диету, а так же сахарных диабетиков — настолько велико, что рядом с вами наверняка есть несколько таких людей, которым вы можете помочь — порекомендовав наш полезный сервис. Хабапользователи могут мне прислать в хабрапочту e-mail зарегистрированного пользователя Dia-Life — и я предоставлю для него вечный Премиум-статус.
В заключение, хочу сказать спасибо всем, кто дочитал до конца. Текст получился больше чем я думал, но надеюсь, что вы не зря потратили своё время, хоть это пока и не success story, ведь наша история только началась.
Спасибо за внимание!
P.S. Ссылки для заинтересовавшихся:
Dia-Life — dia-life.ru
Dia-Life в Facebook — www.facebook.com/groups/107619755967951/
Dia-Life в ВКонтакте — vk.com/club20459629
Dia-Life в Twitter — twitter.com/dialife
Автор: VanDamM