Этот пост навеян публикацией «Дети настоящего и гаджеты прошлого» в блоге Mail.Ru Group. Предлагаю окунуться в эпоху СССР и посмотреть, как наши родители копировали музыку без торрентов, записывали видео без смартфонов и смотрели телевидение.
Первое устройство — звукозаписывающие устройство «Музыка на ребрах»
1950-1980 г.
Сначала западная музыка пришла в СССР на патефонных пластинках, привезенных из-за границы. Но таких пластинок было крайне мало, и по мере того как в тридцатые годы Советский Союз все больше отгораживался от западного мира, их становилось еще меньше. Что-то изменилось сразу после войны, когда дошедшие до Германии солдаты и офицеры привезли с собой, среди всевозможных трофеев, еще и патефонные пластинки. Но это по-прежнему была капля в море: людей, посмотревших “Серенаду Солнечной долины” и захотевших слушать подобную музыку, в СССР было гораздо больше, чем привезенных из Европы пластинок. И тогда в СССР появляется уникальный музыкальный носитель: пластинки, сделанные из старых рентгеновских снимков. Их называли записями на “костях”, на “ребрах”, просто “ребрами” или даже “скелетом моей бабушки”.
Такие “пластинки” скрипели, шипели, но хоть в каком-то виде позволяли услышать западную музыку в ситуации, когда в СССР настоящие европейские и американские пластинки не продавались, а привезенные из-за границы были большой редкостью.
Это были самые настоящие рентгеновские снимки: на них были видны грудные клетки, позвоночники, суставы. В середине делалась маленькая круглая дырка, края слегка закруглялись ножницами – и такую пластинку можно был слушать на обычном патефоне. Почему для изготовления гибких пластинок выбрали именно рентгеновские снимки? Рентгенограммы были самым дешевым и доступным материалом. Их можно было дешево купить, а то и получить бесплатно в поликлиниках и больницах.
Начиная с первых послевоенных лет в крупных городах СССР – особенно в Москве и Ленинграде – создается целая “индустрия” по изготовлению и продаже пластинок на “костях”.
Несколько лет индустрия музыки на “костях” существовала, избегая репрессий со стороны властей, но в середине пятидесятых расплата наконец наступила, и многие изготовители пластинок на рентгенограммах отправились в лагеря. Но некоторые продолжали заниматься их изготовлением.
И только к концу пятидесятых, когда появившиеся в продаже катушечные магнитофоны стали наконец общедоступными, пластинки на “костях” ушли в небытие.
Но сам факт существования подпольной “индустрии”, выпускающей пластинки на “ребрах” и тиражирующей таким образом практически любую музыку, значил достаточно много. Тиражирование записей, недоступных в советских магазинах, продолжалось с помощью магнитофонов все шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые годы, пока исполнители не получили возможность легально тиражировать свои записи на пластинках и компакт-дисках.
Видео:
Кинокамера «Киев-16У»
1950-1980 г.
Киевский завод автоматики им. Г. И. Петровского (на некоторых кинокамерах производитель обозначался как «завод Точприбор») со второй половины 1950-х по 1980-е годы включительно выпускал 16-мм киносъёмочные камеры, применявшиеся преимущественно в профессиональных целях.
Киносъемочный аппарат «Киев-16У», предназначенный для съемок кинофильмов на различные темы и в самых различных условиях. Рассчитан на работу с 16-мм кинопленкой с односторонней или двусторонней перфорацией, намотанной на бобину. Емкость бобины — 30 м кинопленки.
Кинокамера оснащена тремя объективами на поворотной турели: «Вега-7» (2/20 мм), «Мир-11» (2/12,5 мм) и «Таир-41» (2/50 мм). Визир камеры — сквозной; наводка на резкость осуществляется через рабочий объектив, зеркальный обтюратор и матированную коллективную линзу. Сквозное безпараллаксное визирование позволяет снимать объекты с малых расстояний, визуально оценивать глубину резкости и выразительнее строить каждую сцену.
Пружинный привод при полном заводе протягивает 4,5 м кинопленки.
Частота съемки 12, 16, 24, 32, 48 и 64 кадр/с, покадровая съемка, счетчик метража, показывающий количество отснятой кинопленки, а также большой набор различных принадлежностей значительно расширяют возможности киноаппарата.
Видео:
Телевизоры «Темп-6» и «Темп-7»
1960 -1961 г.
Телевизоры нового поколения ''Темп-6'' и ''Темп-7'' воплотили в себе все последние достижения отечественной и зарубежной телевизионной техники начала шестидесятых. Они ни в чём не уступали лучшим зарубежным образцам, а по многим параметрам и превосходили их. Оба телевизора — созданы в конструкторским бюро Московского радиозавода, под руководством главного конструктора Д. С. Хейфеца. Обе модели представляют собой 17 ламповые 12 канальные телевизионные приёмники. Отличие в применённых кинескопах и внешнем оформлении.
В телевизоре ''Темп-7'' за счёт большего футляра и улучшенной акустической системы, где один громкоговоритель расположен в нижней части футляра, а другой сбоку диапазон воспроизводимых звуковых частот равен 80...8000 Гц, у телевизора ''Темп-6'' он равен 100...7000 Гц здесь в АС также работают два громкоговорителя, но они находятся на передней панели. Номинальная выходная мощность канала звука обоих моделей 1 Вт.
На передней панели под кинескопом расположен переключатель с кнопками прямоугольной формы, использующийся как тонрегистр («Речь», «Концерт», «Бас»), а также дающий возможность включать и выключать питание и переходить с одного рода работы на другой.
С левой стороны от кнопочного переключателя расположен указатель номера включенного телевизионного канала, а с правой стороны — шкала настройки на УКВ ЧМ станции.
Под откидывающейся крышкой расположены ручки регулировки четкости, контрастности, регулировки громкости частоты строк и частоты кадров. В схеме аппарата предусмотрены: автоматическая быстродействующая регулировка усиления, автоматическая регулировка яркости, автоматическая регулировка размера изображения по вертикали и горизонтали, инерционная система синхронизации и помехоустойчивый селектор.
Габариты ТВ ''Темп-6'' — 444х562х338 мм. Вес 28 кг.
Габариты телевизора ''Темп-7'' 544х610х442 мм. Вес 43 кг.
Потребляемая мощность, при приёме ТВ — 175 вт, при приёме радио 60 вт.
Телевизоры успешно экспортировались во многие страны Европы и Америки.
Видео:
В кадре Сердюков Геннадий Федорович, доцент, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, респ. Хакасия.
Фото и видео съемка проводилась в Городском черногорском музее, г. Черногорск, респ. Хакасия
Ссылки:
Автор: devzona