Вступление
Как человек, не кончавший филармоний, я всегда немного стесняюсь и переживаю, когда рассказываю о своём увлечении — прослушивании музыки и звуков. Кхм, «прослушивание звуков» звучит наверное смешно и ёрнически, но что поделать, так и есть, музыка наполненная звуками и эффектами для меня как сайт забитый котиками. И наверное, когда-нибудь это приведёт к затяжному задротству, но пока я чувствую себя ещё сколь-нибудь адекватным, я хотел-бы поделиться с вами своей статьёй об истории потребительских звуковых плат. Надеюсь, вам будет интересно как и мне при составлении!
История дискретных аудиокарт
Дедушка спикер
Как бы вы не относились ко встроенному аудио, но есть одна вещь, которая всегда заставит вас считаться с собой — это спикер. Спикер был изначально создан ровно для тех же задач, для которых используется и сейчас — оповещение об ошибках. Возможности его не густы — один тон за такт, но даже этого хватило для того, чтобы разработчики игр сумели реализовать свои фантазии ограничившись лишь его использованием.
1986 Covox Speech Thing
Вещица, которая обращает на себя внимание уже одним своим видом. Являясь простейшим 8-битным цифро-аналоговым преобразователем (DAC), устройство выводило звук… С порта принтера! Несмотря на столь специфичный принцип работы, устройство пользовалось немалым спросом благодаря низкой цене (порядка 70$). Благодаря простой схеме работы и дешевизны изготовления, умельцам удалось довольно быстро начать кустарное производство подобных устройств, внося в них свои доработки. Вариацию Covox продавала даже компания Disney.
1987 Creative Music System
А вот уже что-то более похожее на привычную в нашем понимании аудиокарту. Это самая первая аудиокарта на тот момент абсолютно никому не известной сингапурской компании Creative. Особенностью CMS было задействование аж двух 6-ти голосных синтезаторов Philips SAA 1099 (на фотографии видны под маркировкой CMS-301), на правый и на левый канал соответственно. Настоящее стерео, получилось богато, что и говорить. Но именно высокая цена (порядка 300$), а также нарастающая конкуренция от ещё одного игрока, с которым мы ознакомимся ниже, не дала компании Creative с ходу занять своё место под солнцем.
1987 AdLib Music Synthesizer Card
Ровно в тот год, когда свою аудиокарту вывела в свет Creative, на рынок вышла ещё одна компания — канадцы Ad Lib, со своим продуктом AdLib Music Synthesizer Card. Если сравнить её с приведённой выше картой конкурента, то мы можем заметить, что канадцы от стерео решили отказаться, но зато они выбрали более мощный 11-ти голосный звукогенератор Yamaha YM3812, чем удалось добиться как хорошей цены (около 100$), так и лучшего качества звука. На ближайшую пару лет карта от AdLib стала стандартом де-факто, ознакомиться с её звучанием вы можете в онлайн-архиве.
1989 Sound Blaster
Внешний вид внушает, не так ли? В своей карточке Sound Blaster компании Creative пришлось смириться с тем, что стандарт звука на рынке уже задала AdLib, поэтому для совместимости с ней на плате размещён всё тот же синтезатор Yamaha YM3812. Помимо этого, карта совместима и с предыдущим продуктом Creative — CMS, что привело к необходимости распайки чипов и под неё (поддержку CMS всё-таки дропунли в ревизии 1.5, спустя год). Революционна же карта прежде всего тем, что в предыдущих двух рассматриваемых картах, звук создавался посредством fm-синтезаторов (Philips или Yamaha), это было годно если от компьютера требовалось воспроизведение только 8-битной музыки, но для воспроизведения голоса нужен был DAC. В Sound Blaster был встроен несложный микроконтроллёр от Intel, который Creative назвали DSP — Digital Sound Processor (понятие более общее, нежели Digital Signal Processor, а в общем маркетинг от тайваньцев). DSP позволял добиться в моно частоты сэмплирования в 22 kHz при прослушивании (качество фм-радио), и частоты при записи в 12 kHz.
Ещё одним столпом успеха карты оказалось то, что она имела на борту игровой порт. Обычно компьютеры того времени были его лишены, а потому зачастую приходилось думать о покупке отдельной карты с ним. Creative позволили пользователям сэкономить лишний порт расширения, при этом не сильно увеличив цену на свою аудиокарту (спустя многие годы они провернули тот же трюк с FireWire).
С момента выпуска Sound Blaster о покупке изделия AdLib больше никто не думал, а само словосочетание Sound Blaster на долгие годы подменило слово «аудиокарта». Серия карт Sound Blaster последовательно развивалась до 1998, увеличивалась частота дискретизации, улучшались характеристики fm-синтезатора, Creative тесно сотрудничала с Microsoft в разрботке DirectSound.
1997 Diamond Monster Sound MX300
Итак, начало 90-х вывело воспроизведение звука на компьютере на уровень добротного CD-проигрывателя, но этого было мало. Всё время развитие компьютерных аудиокарт двигали преимущественно компьютерные игры, и вторая половина 90-х ознаменовалась следующим витком развития звука в играх — наступала эпоха 3D, как в графике, так и в звуке. Стандарт DirectSound 3D был представлен как расширение к Direct X 3, но чего-то серьёзного из себя не представлял. Совсем иное дело — технология A3D, разработанная компанией Aureal и позволяющая добиваться эффекта трёхмерного звучания при использовании наушников, 2-х, или 4-х колонок.
За реализацию технологии A3D отвечал чипсет Vortex (AU8820), а звуковые карты Aureal выпускала не сама, отдавая это на откуп сторонних компаний, как в случае с видеокартами. Почитать старый подробный обзор приведённой здесь платы Diamond Monster Sound MX300 можно на ресурсе IXBT.
В заключение, скажем что судьба Aureal сложилась трагично. В 1998 Creative подала на них в суд за нарушение патента, на что Aureal подала ответный иск, и в 1999 успешно его выиграла, но судебные издержки пустили компанию на дно. В 2000 году её купила Creative вместе со всеми патентами и товарными знаками, похоронив их навсегда.
1998 SB Live!
Но не стоит считать что Creative почивала на лаврах и лишь давила конкурентов патентами (хотя права на интеллектуальную собственность, которой накопился порядочный портфель, они защищали с порывом). Ещё в 1993, тайваньцы приобрели известного производителя синтезаторов и сэмплеров — компанию E-mu, впрочем оставив им довольный простор автономности. E-mu подарили звуковой плате SB Live!, вышедшей в 1998, совершенно новый полноценный звуковой процессор — EMU10K1. EMU10K1 включал в себя высококачественный 64-голосный wavetable-синтезатор и цифровой процессор FX8010 для наложения эффектов на звуковой поток в реальном времени, чем сумел завоевать сердца людей, использующих компьютер для музыкальных экспериментов.
Решение отказаться от размещения памяти на самой плате, с задействованием вместо этого системной памяти, позволило добиться стоимости карты всего в 100$.
Но, как мы уже оговорили, звук двигают в первую очередь игры, и для геймеров у Creative кое-что было припасено, а именно — EAX (Environmental Audio Extensions).
EAX являлось надстройкой над DirectSound 3D, позволяющей разработчикам легко создавать эффект объёмного звучания с задействованием восьми звуковых потоков одновременно и поддержкой 26 вариантов звучаний различных сред. В версии EAX 2.0 количество потоков увеличилось до 32, притом новую карту покапать совершенно не требовалось.
2002 Creative Audigy 2
Мы пропустили в данном обзоре первую карту Audigy, так как она характеризовалась в первую очередь развитием технологии EAX, о которой мы уже поговорили, а также новой схемой комплектации аудиокарт: теперь продаётся несколько комплектаций с различными дополнительными внешними компонентами, аудиокарта теперь позиционируется не просто гаджет для игромана, но серьёзное устройство для любителей музыки (посерьёзнее даже бытового плеера).
А теперь посмотрим на Audigy 2. Чем интересна именно эта карта? Тем, что с неё начинает осуществляться поддержка воспроизведения звука в формате 24 бит@192 кГц, то есть DVD-Audio. Данный формат ввёл многих в сумятицу — имеет ли он какой-либо реальный смысл для слушателя, или является утехой исключительно аудиофилов? Физический носитель DVD-Audio не смог добиться и малой популярности Audio-CD, а на дворе уже вовсю царствовала эпоха mp3. Сейчас записи в формате 24/192 это как правило любительские оцифровки виниловых пластинок, что пожалуй даёт основания подразумевать, что на поставленный выше вопрос ответ будет не в пользу обычного слушателя.
Хороший обзор технологий данной аудиокарты можно почитать на Ferra.
Автор: FRAGIL3