Вообще у электромагнитных дискет удивительно долгая жизнь. Они появились еще в 70-х годах. И несмотря на то, что за последующие 50 лет требования к объему хранимой информации существенно изменились, дискеты продолжали использоваться. Например, только недавно министерство экономики, торговли и промышленности Японии (METI) с гордостью заявило, что отказалось от использования электромагнитных дискет в своем документообороте. Казалось бы, объем информации в 1,44 Мб — как-то маловато для современных нужд. Ан нет.
Сегодня хотим рассказать историю компании 3М. Когда-то она была на пике производства дискет — стоимость ее подразделения оценивалась в 2,3 млрд долларов. Но 28 лет назад 3М внезапно отказалась от этого «пирога» и передала производство в отдельную компанию Imation. Что заставило гиганта уйти со сцены? Давайте посмотрим.
Как 3М стала новатором в производстве магнитных лент для проигрывания музыки
Компания Minnesota Mining and Manufacturing (3M, или МММ — не путать с печально известной финансовой пирамидой) была основана в 1902 году. Изначально она занималась добычей корунда — минерала, используемого для производства наждачной бумаги и шлифовальных кругов, к выпуску которых позже и приступила.
После этого она достигла серьезных успехов в других, совсем неожиданных направлениях:
-
В 1914 году разработала и запатентовала абразивную ткань Three-M-ite, незаменимую в хозяйстве.
-
В 1921 году представила первую в мире водостойкую наждачную бумагу Wetordry. Это позволяло, например, уменьшить образование пыли при обработке деталей на производстве автомобилей.
-
В 1925 году была изобретена липкая лента, которая изначально должна была помочь малярам на автозаводах с покраской отдельных элементов кузова, при этом следов клея практически не оставалось. Линейка продукции получила название Scotch, которое стало общим именем для липких лент — примерно как подгузники и Pampers.
-
1930 год — компания выпускает водонепроницаемую прозрачную ленту из целлофана, которая совершает революцию. Спрос на очень дешевую продукцию, с помощью которой можно было починить много чего по хозяйству, был огромным особенно во времена Великой Депрессии. Да и сейчас вряд ли вы найдете хотя бы один дом или офис, где не используется скотч.
К началу 40-х годов 3М отлично чувствовала себя в этом сегменте, и ни про какие инвестиции в магнитные носители информации не задумывалась.
А между тем за океаном Фриц Пфлеймер в 1928 году разработал методику записи на полоски бумаги шириной 16 мм, покрытые гранулами железного порошка. На основе этих разработок химический концерн BASF в Германии начал производство магнитных лент, а AEG презентовала первый магнитофон K1.
Сразу после войны технология магнитных лент и аппаратура попала к американцам. В 1945 году компания нашего соотечественника Александра Понятова, Ampex (сокращение от Alexander M. Poniatoff Excellence) знакомится с технологией и производит свой первый катушечный магнитофон Model 200. И к популяризации технологии больше всех приложил руку знаменитый Бинг Кросби — в 1946 году он первым оценил возможность делать записи шоу, а не транслировать их вживую.
Параллельно с Ampex в США другая компания Brush Development также выпускает легендарный магнитофон Soundmirror BK-401, разработка которого началась еще до войны. И задается вопросом: кто сможет обеспечить массовое производство самих магнитных лент, как это делала BASF в Германии? Вот тут на сцену и выходит компания Minnesota Mining and Manufacturing.
Изучив ее опыт, Brush Development понимает, что именно 3М — идеальный кандидат, поскольку она производит клейкие ленты и отлично разбирается в их свойствах. А это — основа для создания магнитной ленты. Так в 1946-1947 годах начинается разработка инновационного для компании продукта.
Первая лента с черной оксидной основой получила название Scotch Magnetic Tape No.100 и была разработана эксклюзивно для магнитофонов Brush. Однако ее свойства были далеки от идеала в плане остаточной намагниченности металлического порошка и соотношения сигнал/шум, поэтому разработка продолжилась.
В 1948 году появляется ацетат-целлюлозная лента Scotch 111 и на долгие годы становится бестселлером. К 1951 году объем международных продаж достиг 20 миллионов долларов. Во многом благодаря отменному качеству записи и долговечности и низкой стоимости. Множество других компаний, производящих магнитные ленты, стали использовать применяемые 3М технологии. Например, такой гигант, как BASF в 1953 году выпускает ленту Magnetophon Tape Type LGS. Последние три буквы (LGS) означают, что в них используется технология, применяемая в лентах серии Scotch.
Кстати, в процессе разработки ленты 3М в 1947 году исследует метод электрохимического фторирования и начинает производить перфтороктановую кислоту (ПФОК). В 1951 году эту технологию покупает DuPont для производства тефлона — полимера, который принесет компании многомиллиардную прибыль. Но об этом расскажем в другом материале.
Итак, получается необычная эволюция: от добычи корунда и производства наждачной бумаги до клейкой ленты, а потом — и магнитной. Неплохой путь для одной компании за 50 лет.
Как 3М перешло к производству дискет для хранения данных
В 1961 году несколько человек из компании Ampex под руководством Лоуренса Л. Спиттерса организуют фирму Memorex в Кремниевой долине. По сути, она стала одним из первых настоящих стартапов того времени, наряду с Fairchild Semiconductor.
Идея стартапа состояла в том, чтобы производить магнитные ленты высочайшего качества для сегментов, где это было более чем оправдано. Прежде всего речь идет не о звукозаписи, а о компьютерах, которые могли себе позволить только корпорации и научно-исследовательские лаборатории. Важным моментом, помимо характеристик самой ленты, была высочайшая чистота воздуха — любая пылинка может повредить целый сегмент плотно хранимых данных.
«Мы используем пылевые фильтры, похожие на те, что применяются на объектах атомной энергетики, чтобы предотвратить утечку радиоактивных частиц», — писал Спиттер.
Себестоимость производства такой ленты получалась огромной — в десятки раз выше, чем ленты 3М для звукозаписи. Но при этом компьютеров и хранимой информации с каждым годом становилось больше, а следовательно, и спрос на подобную магнитную ленту резко возрастал.
И одним из главных клиентов Memorex стала компания IBM. В 1968 году Memorex представила жесткие накопители Memorex 630, которые были совместимы по подключению с дисковыми накопителем IBM 2311 — часть системы легендарного IBM System/360. Так началась гонка среди производителей подобных накопителей, совместимых с IBM — Plug Compatible Manufacturer (PCM). Позже Memorex активно поставляла подобные накопители для мэйнфреймов IBM.
Параллельно в 1967 году в лаборатории IBM кипела работа над созданием первого гибкого диска диаметром 8 дюймов. Разработку возглавлял Алан Шугарт. Позже он стал работать в том самом Memorex (руководил созданием Memorex 650), а в 1973 году основал собственную компанию Shugart Associates и разработал стандарт SCSI для периферийных устройств.
В 1971 году результатом совместных трудов всех сопричастных (в том числе и Алана Шугарта c Memorex) стало появление дисковода IBM 23FD — для работы со сменными гибкими дискетами (FDD) 8 дюймов с емкостью 80 кБ только для чтения. Система позиционировалась как «замена 3000 перфокарт» в эквиваленте. А в 1973 году появляется дисковод 33FD под кодовым названием «IGAR», как часть системы ввода данных 3740, который позволяет и читать, и записывать данные с FDD. Кстати, дискета получила гордое название «IBM diskette» и вмещала уже до 250 кБ данных.
И вот мы возвращаемся к нашей истории. С выходом в 1971 году первой гибкой дискеты на 8 дюймов компания Minnesota Mining and Manufacturing понимает, что на самом деле тоже может включиться в этот перспективный рынок. Тем более обладает всеми необходимыми технологиями для производства и сырьем, поэтому легко может посоревноваться с тем же Memorex, которая изначально была заточена на производство магнитных лент для компьютеров.
В 1973 году 3М выпускает свою первую дискету с размером 8'' — постепенно ее емкость увеличивается до 1 Мб в формате DD (двойная плотность). А в 1976 году появляется дискета на 5,25 дюйма для дисковода Shugart SA 400. Первоначально ее емкость была 87,5 кБ, но к 1984 году возрастает до 1,2 Мб за счет технологии HD (высокая плотность записи). Такой формат дискет быстро вытеснил громоздкие 8-дюймовые дискеты и приводы — и 3М также производит свою модель 5,25 привода.
В 1981 году Sony выпустила первую 3,5-дюймовую дискету OM-D30V и привод OA-D30V на 400 Кб. В 1984 году Apple начала использовать эти приводы и дискеты с емкостью 400 Кб, а затем 800 Кб в своих компьютерах Macintosh 128K, а также Lisa 1 и Lisa 2.
Разумеется, 3М испытывала жесточайшую конкуренцию к началу 80-х годов. Кроме уже упомянутого Memorex, на рынке были дискеты десятков компаний: Verbatim, BASF, Sony и Dyson. Последний вообще напрямую причастен к разработке 5¼ дискеты совместно с Shugart Associates. Однако нужно признать, что 3М успешно справлялась с ситуацией и к началу 90-х годов была лидером по продажам дискет во всем мире. Чего стоит одна эта реклама.
Кроме выпуска дискет разных форматов (рассматривать совсем нестандартные вроде 3,25 дюйма мы не будем), 3M не останавливалась на достигнутом. Например, в партнерстве с Iomega и Maxell выпустила в 1992 году первые дискеты 3,5 дюйма с емкостью 21 Мб. Формат floptical, при котором сочетаются оптические и магнитные технологии. Однако в 1994 году появилась система Zip-100 от Iomega на объем хранения в 100 Мб, из-за чего floptical так и не нашел свою нишу.
Что же произошло, когда в 1995 году 3M неожиданно решила отказаться от своего многомиллиардного бизнеса, фактически оставив его на обочине?
Почему 3М решила забросить свой многомиллиардный бизнес
По данным Time, к 1995 году подразделение 3M по производству магнитных носителей информации превратилось в бизнес стоимостью 2,3 млрд долларов. Это довольно ощутимая часть активов компании, хотя и сильно уступающая по оборотам тем же канцелярским товарам. И в такой момент компания 3М принимает решение о выводе производства в отдельную компанию Imation (сейчас называется GlassBridge Enterprises), не связанную с основной деятельностью головной компании.
И на это было несколько причин, как пишут в книге «Столетие инноваций: история 3М»:
1. Страх перед инновациями. В начале 90-х годов многие компании, основной бизнес которых строился не на высокотехнологичных продуктах, с недоверием относились к инвестициям в непрофильную область. Основным примером являлся продукт EO Personal Communicator производства коммуникационной компании AT&T. Он должен был стать убийцей Apple Newton: в него инвестировали миллионы долларов (чего стоит только собственный процессор AT&T Hobbit). Но меньше чем год спустя проект закрыли из-за катастрофических продаж: было продано меньше 10 000 штук.
После этой неудачи AT&T сделала неожиданный ход: выделила подобные проекты в отдельное подразделение Lucent Technologies с целью продажи патентов и технологий конкурентам. 3М видела тут прямую аналогию: они вложили миллионы долларов в floptical, а отдачи практически не получили. И чем дальше развивались технологии хранения на магнитных носителях, тем выше были шансы еще раз оказаться в подобной ситуации.
2. Слишком массовый сегмент. В 90-х годах продажи дискет были на пике. Во многом потому, что компьютеры стали распространяться среди обычных пользователей с огромной скоростью. А это означало, что:
-
нужно было создавать новые и непривычные каналы продаж. Условно чтобы дискеты можно было покупать, как жвачку, на кассе любого супермаркета.
-
приходилось серьезно снижать стоимость продукта в массовом сегменте из-за того, что конкурирующие компании продавали дискеты еще дешевле. Другими словами, постоянно думать, как можно снизить себестоимость (иногда в ущерб качеству), и при этом получить приемлемую маржинальность с учетом низкой отпускной цены.
Весь бизнес 3M до этого был сосредоточен на корпоративном сегменте. И столь радикальная переориентация на конкурентный потребительский рынок заставляла компанию выйти из зоны комфорта. А ей это не нравилось.
3. Альтернативные технологии. На самом деле 3М занималась не только магнитными носителями, а еще выпускали оптические диски. И для многих в компании было очевидно, что те же CD из-за возрастающих требований к объему хранимой информации выйдут на передний край продаж. А стандартные дискеты на 1,44 Мб уйдут в прошлое.
При этом большая часть производства была заточена именно на магнитные носители. И резкий разворот на производство оптических дисков потребовал бы больших инвестиций, неприемлемых для компании в тот период.
В итоге, в 1995 году бизнес по производству магнитных дискет был выделен в самостоятельное подразделение Imation. Minnesota Mining and Manufacturing больше не имела к нему никакого отношения. И время показало, что этот шаг был очень своевременным поступком.
«Выйти из этого бизнеса было правильным решением», — писал старший вице-президент компании Эл Хубер
Почему 3М поступила правильно и чем занимается сейчас
Как вы помните, Apple одной из первых добавила FDD дисковод в состав своих компьютеров в 1984 году. И как ни странно, в 1998 году первой отказалась от их использования в компьютере iMac. Взамен на борту были привод CD-ROM и порты USB.
Imation продолжала производить дискеты: при этом до какого-то времени на них фигурировало название 3М. Но к началу 2000-х годов падение продаж дискет было уже не остановить: для больших файлов вроде музыки или видео использовали CD, а для более мелких — появились USB-flash накопители.
Первая флэшка израильской компании M-Systems была представлена в 2000 году и называлась DiskOnKey. Стоила 50 долларов и вмещала до 8 Мб данных — почти в 6 раз больше, чем дискета. И буквально за несколько лет она вытеснила FDD из продажи, благодаря очевидным преимуществам: компактности, надежности, скорости и многому другому.
Imation понимала, что нужно подстраиваться под новые потребности рынка. Поэтому в 2007 году купила TDK, одним из главных направлений которой были именно flash-накопители. Однако продажи все равно падали. В 2010-х годах Imation сосредоточила внимание на продуктах для малого и среднего бизнеса, таких как многоуровневая защита данных DataGuard и InfiniVault. Но в 2017 году ее (уже под новым названием GlassBridge Enterprises) купила O-Jin Corporation, причем исключительно ради легального использования бренда IMATION.
Ну и время показало, что 3М поступила совершенно правильно, уйдя из этого сегмента бизнеса на самом пике. Сейчас она успешно производит более 60 тысяч продуктов. Ее акции торгуются на бирже, а рыночная капитализация составляет 72 млрд долларов. Вот некоторые интересные продукты, которые 3M разработала все эти годы:
-
Bondo — автомобильная шпатлевка для кузова, которая наряду со скотчем и самоклеющимися стикерами Post-it являются флагманским продуктом компании.
-
Petrifilm — модернизированная версия чашек Петри, которая стала основой тестирования безопасности продуктов в США. Причем разработало их отдельное подразделение компании 3M Food Safety.
-
Tartan Turf — первое синтетическое травяное покрытие.
-
Scotchgard — защитная водоотталкивающая пленка, которая наносится в том числе на ЛКП автомобилей. Причем с этим продуктом был скандал: из-за использования токсичного перфтороктанового сульфоната (ПФОС) компания десятилетиями загрязняла грунтовые воды Миннесоты. В 2018 году 3М выплатила штату 850 млн долларов компенсаций.
-
Thermo-Fax — аппарат и технология для фотокопирования при помощи термографической печати. Производилась и развивалась отдельным подразделением 3M Duplicating Products вплоть до ее слияния с Harris Corporation.
Ну и кроме того, можно выделить медицинское направление, которым занимается подразделение 3M Health Care. Компания предлагает тысячи решений по стоматологии, фармацевтики, офтальмологии и так далее.
Так что можно смело сказать, что 3М поступила прозорливо и правильно. Что касается дискет, то их век оказался намного более длинным, чем ожидалось. Например, как мы упоминали, министерство экономики, торговли и промышленности Японии (METI) только в этом году отказалось от использования магнитных носителей. А еще:
-
Министерство обороны США только в 2019 году отказалось от 8-дюймовых IBM кассет, которые мы упоминали в статье, для управления запуском межконтинентальных ракет.
-
В 2020 году программное обеспечение Boeing 747-400 обновлялось посредством 3,5-дюймовых дискет.
Хотя официально «смерть дискет» наступила в 2011 году, когда Sony прекратила их производство, неофициально они так и не ушли в небытие. Несмотря на стремительное падение спроса с начала 2000-х, дискетам всё ещё удаётся оставаться в строю, оставаясь востребованными в отдельных узких сферах. Это скорее исключение, но те, кто застал эту эпоху, помнят, как диски и флэшки постепенно заменили дискеты.
НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:
-15% на заказ любого VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.
Автор: klimensky