Устройства для цветомузыки: откуда они появились и как я собрал их в коллекцию

в 7:15, , рубрики: Блог компании Яндекс, выставки, звук, изобретения, коллекционирование, музеи, музыкальное оборудование, музыкальные гаджеты, Производство и разработка электроники, светомузыка, старое железо, цветомузыка
Если вбить в поисковик слово «цветомузыка», вы увидите многочисленные объявления о продаже советского дискотечного оборудования, которое наверняка помнят те, чьё детство пришлось на 80-е. Колонки с лампочками, вращающиеся ночники, цветные фонари были тогда почти в каждом доме.

В больших концертных залах проходили цветомузыкальные концерты, а в Казани и других городах проводились научные конференции, на которых учёные делились достижениями в сфере цветомузыкальной инженерии. Цветомузыкальные технологии использовались для решения проблемы сенсорной депривации во время долгих космических полетов. Проще говоря, чтобы не сойти с ума в космическом корабле, космонавты проводили время перед светорелаксирующими экранами.

Устройства для цветомузыки: откуда они появились и как я собрал их в коллекцию - 1

Меня зовут Роман Крылов, я восстанавливаю и коллекционирую советские цветомузыкальные устройства. С декабря в Яндекс Музее в Москве и Санкт-Петербурге проходит выставка моей коллекции, она завершится 31 января. В этой статье я расскажу об экспонатах, но сначала немного поговорим об истории появления самой цветомузыки.

Два «Прометея»

«Прометей» Скрябина

Когда я открыл для себя советскую цветомузыку, то понял, что она и есть самое великолепное воплощение ушедшей эпохи — космической эры. Я начал копаться в истории и обнаружил, что цветомузыка появилась очень давно. Не буду сильно углубляться — остановлюсь на двух людях, которые сделали, на мой взгляд, самый весомый вклад в объединение музыки и света.

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков человечество заинтересовалось возможностью чувств выходить за рамки привычного восприятия. Например, некоторые люди «видят» звук или «слышат» цвет. Этот феномен считается когнитивным нарушением и называется синестезией — подменой свойств одной функции мозга свойствами другой.

Кстати, в обществе немало синестетиков — одни исследователи полагают, что некоторая степень синестезии есть у одного из 2000 человек, другие сообщают об одном случае из 300 или даже больше — одном из 23. У композиторов и музыкантов синестезия встречается особенно часто.

Александр Скрябин был первым синестетиком от академической школы. Он считается автором первой научной концепции синтеза света и звука, которую он воплотил в жизнь в своём знаменитом произведении «Прометей» 1910 года. Другое название композиции — «Поэма огня». Впервые в истории в музыкальной партитуре было прописано световое сопровождение.

Устройства для цветомузыки: откуда они появились и как я собрал их в коллекцию - 2
В партитуре появилась партия света — Luce. Как её исполнять, в начале двадцатого века никто не знал, поэтому на концертах её просто игнорировали.

«Прометей» произвёл фурор в научном музыкальном мире. Правда, когда Скрябин писал симфонию, технические возможности цветомузыкальной аппаратуры были весьма ограничены. Сейчас тот самый аппарат, с помощью которого исполняли «Поэму огня», находится в музее Скрябина, и на нём можно поиграть.

Устройства для цветомузыки: откуда они появились и как я собрал их в коллекцию - 3
Первый в мире светомузыкальный аппарат, созданный по задумке Скрябина его другом — инженером Андреасом Мозером

Ничего большего на тот момент, к сожалению, изобрести не могли. Но Скрябин понимал, что у направления огромное будущее и придут времена, когда технологии позволят не просто механически нажимать на кнопочки и зажигать лампочки, но и комплексно воздействовать на все органы чувств.

НИИ «Прометей» в Казани

Перейдём к яркому представителю следующей эпохи, который развил идеи предшественников и вдохновил меня начать собирать коллекцию. Булат Галеев — глава научно-исследовательского института экспериментальной эстетики «Прометей». Институт занимался всем, что светилось в Советском Союзе, от световых систем для космических целей до светодинамической архитектуры.

Устройства для цветомузыки: откуда они появились и как я собрал их в коллекцию - 4
Булат Галеев с светомузыкальным инструментом «Кристалл», 1966 год

Галеев был пионером новой эры цветомузыки. Как и Скрябин, он считал, что исследователи достигли потолка технических возможностей, однако настанут времена, когда цветомузыка выйдет на новый уровень. Именно на период его работы пришёлся и расцвет, и закат аналоговой эры.

Он создал огромное количество проектов и инструментов — и был, кстати, удивительно гибким человеком, которому удавалось лавировать между идеологией и своими увлечениями. В советские годы не жаловали изобретения, которые не несли в себе коммунистическую идею. «Прометею» удалось сделать цветомузыку новым видом искусства. Сотрудники института выпускали теоретическую и техническую литературу, популяризируя это увлечение среди советской молодёжи.

Устройства для цветомузыки: откуда они появились и как я собрал их в коллекцию - 5
Выставка в Яндекс Музее

Галеев не писал музыку — он занимался только светом и синтезом света и музыки, но его жена была талантливейшей исполнительницей на фортепиано. Она играла Скрябина, в то время как он воплощал идеи великого композитора. Это был союз музыканта и инженера, целый культурный феномен. Булат Галеев был человеком науки, но также стал членом Союза кинематографистов и вошёл во все элитные художественные общества.

В советские времена почти любой большой проект имел либо военное, либо космическое назначение, и весь научно-технический прогресс двигался благодаря этим отраслям. Но космическая утопия не случилась. Последним десятилетием больших футуристических проектов стали 80-е.

— Важный сюжет истории «Прометея», необходимый для понимания роли этой уникальной институции в современной культуре, состоит в том, что как это нередко случается, художники предвосхищают и изобретают культурный мейнстрим. Светомузыкальные установки — символы диско-музыки 1980-х — стали обязательным элементом массовой культуры и монетизацией синестетического опыта ничего не подозревающего потребителя развлечений.

Доктор философских наук, профессор Дмитрий Галкин

Мне очень нравится эта цитата, потому что она отражает то, к чему мы в итоге пришли — к потреблению развлечений. Мы слишком мало анализируем, как и кем они создаются, для нас это второстепенная информация. Мне же хотелось узнать больше о пионерах медиаискусства.

Собрать их все

Как появилась и росла коллекция

Около десяти лет я занимался скупкой муранского стекла в Италии, его первичной реставрацией и перепродажей. Мне всегда нравился стиль Space Age — космической эры. Она пришлась на 60-е и 70-е, её эстетику прекрасно воплотили в своих работах муранские творцы.

Совершенно случайно в поисках вещей на Авито я наткнулся на странные советские цветомузыкальные светильники тех же лет, и они мне очень понравились. Это было идеальное воплощение советского Space Age. Потом я стал искать объявления, изучать, как были изобретены и как производились такие вещи. В итоге я выкупил больше ста устройств, если не считать самодельные варианты. За некоторыми светильниками ездил сам, где-то просил других людей помочь с покупкой.

Устройства для цветомузыки: откуда они появились и как я собрал их в коллекцию - 6
На переднем плане расположено одно из изобретений НИИ «Прометей» — «Диско». Установка из нескольких ламп накаливания и трафаретов проецировала красочные световые образы, реагируя на музыку, и могла управляться как вручную, так и автоматически.

Всего в СССР выпускалось около 80 разных моделей цветомузыкальных бытовых устройств. Это феноменальная цифра — я даже не уверен, что Советский Союз производил столько разных моделей одежды. А вот цветомузыки почему-то было много. Мне удалось найти почти все модели.

Первые экспонаты — «Электроника» и «Феникс» — были в хлам разбиты на почте. Я устроил такой скандал, что теперь, когда прихожу получать посылки, у меня даже паспорт не просят. Говорят: «Роман? Мы уже знаем». Какие-то небольшие объекты всё же можно отправлять почтой.

Устройства для цветомузыки: откуда они появились и как я собрал их в коллекцию - 7
Слева в самом центре — светильник «Феникс», похожий на круглую гармошку. Выпускался предположительно с 1988 года Смоленским заводом «Измеритель».

Так мне удавалось заполучить крутые вещи, но, например, у экранов «Ростов-Дон» маленькая вероятность доехать живыми — в них два витражных стекла. За одним из таких экранов я шесть часов ехал на поезде. И вот в горах, где нет почти ничего, кроме коровников, стоит столовка, и там мигают эти экраны.

Устройства для цветомузыки: откуда они появились и как я собрал их в коллекцию - 8
«Ростов-Дон» выпускался с 1982 года Ростовским РПО «Горизонт». Экраны были двух типов: «Радуга» или «Фантазия» (на фото — последний вариант).

Реставрацией занимается нанятый мной электрик. Он опирается исключительно на собственные знания, инструкции не нужны. Если человек разбирается в компьютерах на уровне пайки плат, с починкой подобной аппаратуры он не ошибётся. Цветомузыкальные устройства устроены гораздо проще, чем аудиоаппаратура, в которой много сложной механики. При желании восстановить советскую цветомузыку может каждый, кто немного понимает в электронике.

Секреты производства цветомузыки

Существуют серийные модели, о которых нет никаких упоминаний. Обычно раздобыть информацию можно в старых каталогах: всё, что производилось в Советском Союзе, было каталогизировано. Однако периодически всплывают устройства, которые нигде не описаны, хотя это достаточно сложные и интересные серийные объекты.

Мне захотелось докопаться до правды. Кое у кого из продавцов была информация о происхождении светильников. Например, однажды мне рассказали, что установка была произведена в экспериментальной партии на заводе в Ижевске, но до розничных продаж дело не дошло, потому что начальство и персонал забрали всё себе. На этом экспериментальная партия закончилась, и больше таких установок не выпускали.

У этой истории был ещё и интересный финансовый аспект. Так как всё производилось на базе больших военных заводов, на них могли выпускать так называемые конверсионные экспериментальные партии. Вся прибыль от продажи в таких случаях возвращалась на завод, должна была пойти на его развитие. Она не оседала в партии и не перераспределялась.

Руководство заводов видело в таких проектах возможность дополнительного заработка. Иначе сложно объяснить феномен, почему выпускалось так много разных и сложных устройств, причём очень дорогих — одно устройство могло стоить 240 рублей, другое — 600. Это большие деньги. Самая топовая акустика, весь набор — усилитель, проигрыватель и колонки — стоили 400 рублей, почти как цветной телевизор. Не знаю, кто мог позволить себе такие игрушки. На руках у людей подобной техники осталось мало, многое выкупил я.

Вокруг Москвы особенно сложно что-то найти. В основном цветомузыка сохранилась в отдалённых уголках нашей родины: Иркутске, Красноярске, Нижнем Тагиле, Тамбове — именно там находились производства. Оборудование оседало у людей из тех мест, а теперь иногда всплывает в гаражах. К сожалению, многие не понимают ценности этих вещей.

Устройства для цветомузыки: откуда они появились и как я собрал их в коллекцию - 9
Всего в коллекции около 100 приборов, среди которых есть повторы. Я выкупил практически всё, что было на Авито.

77 моделей, которые я собрал, — это и есть весь спектр выпускавшихся устройств, плюс совершенно удивительные безымянные вещи. Повезло, что многое досталось мне за копейки, в том числе приборы Галеева.

Чтобы хранить коллекцию, я купил стенки с несколькими секциями и заставил ими всю гостиную, как и полагается в советской квартире. В три слоя туда влезло всё. Устройства были будто специально созданы для этих советских стенок. Так что коллекция выглядит аккуратно, а вовсе не как безумный музей.

Сделай сам

Также я собрал «кунсткамеру» c самодельными устройствами, которые остались у людей в гаражах. Очень трогательный жанр. Криповые, но милые установки создают особенную атмосферу. В научно-технических журналах было огромное количество информации о том, как сделать цветомузыку, а благодаря Галееву и его соратникам возникла мода на такие устройства. В 70-е многие люди занималась созданием собственных приборов.

Простейшее устройство, схема которого приведена ниже, основано на тиристоре. На низких частотах зажигается красный цвет, на высоких — жёлтый, на средних — зелёный. В таких приборах интересен именно дизайн, реализация световой части. Программирование не применялось, поскольку всю работу выполняла автоматика. В журналах для радиолюбителей всегда было много схем по созданию цветомузыки.

Устройства для цветомузыки: откуда они появились и как я собрал их в коллекцию - 10

Как это работало

Чтобы запустить цветомузыку, нужен источник звука. Это может быть большая система или маленькая, виниловый проигрыватель, радио или электрофон. Так как устройства предназначались для бытового использования, предполагалось, что у человека уже есть, к чему подключаться. Оставалось соединить аудиовход с аудиовыходом, предварительно прочитав подробнейшую инструкцию.

Без источника звука такой прибор не имеет смысла, потому что его работа — создавать, в смешной советской формулировке, «световое сопровождение музыкальных фонограмм». Современному человеку сложно объяснить, зачем это нужно. Поставил такую штуку, подключил к ней музыку, сидишь и смотришь. Даже звучит чудаковато!

Устройства для цветомузыки: откуда они появились и как я собрал их в коллекцию - 11

Ещё одна гифка

Устройства для цветомузыки: откуда они появились и как я собрал их в коллекцию - 12

Где теперь обитает цветомузыка

Сейчас почти в каждой умной колонке есть цветомузыка, и сценические шоу-технологии — это тоже она. Всё работает по похожим схемам, пусть и куда более сложным и продвинутым. А цветоживопись, которая создаётся при помощи графики, переняла от первых цветомузыкальных приборов саму идею.

До 31 января включительно можно увидеть работающую коллекцию в Яндекс Музее. Кстати, распределяя устройства по трём локациям Музея в Москве и Санкт-Петербурге, мы учитывали ещё и то, сколько электричества будет потреблять каждая группа устройств. Если собрать всё в одном месте и включить, вышибет пробки — и у меня в квартире их вышибало не раз. Добавьте к этому, что некоторые приборы ощутимо греются. Лучше не трогать, а просто смотреть и слушать.

Пока шла выставка, я несколько раз выступил с докладом на Вечерах в Музее. Если интересно, посмотрите видео, там я больше говорю про историю и про других людей, помимо Скрябина и Галеева, которые совершили вклад в развитие цветомузыки.

Я считаю, что виджеи должны начинать свой путь с изучения наследия Булата Галеева, чтобы расширить кругозор. Это часть истории, и она никуда не исчезнет. У Галеева есть книжка «Поющая радуга» для школьников средних классов. Там доступным языком описана история и перспективы развития цветомузыки, как он их видел, а ещё даны просто замечательные иллюстрации. «И восстанут над городами всполохи контролируемого северного сияния», — одной из его идей было задействовать атмосферные явления!

Из более реалистичного — все «стекляшки», гастрономы, когда они закрываются по вечерам, превращать в цветомузыкальные объекты. Люди идут зимой с работы, а вокруг всё мигает, красиво светится. Интересно представить, как бы развивались технологии, если бы то утопическое мышление сохранилось. Чтобы вокруг летали экранопланы, а на всех площадях была цветомузыка, и в каждой квартире тоже. Частично это удалось воплотить.

Автор: Крылов Роман

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js