Вот с таким пристальным вниманием к несущественным деталям я решил «Матрицу» пересмотреть и поделиться с вами интересными находками. Как очевидными: старые мобильные телефоны, компьютерное ретрожелезо и минидиски. Так и чуть менее явно поданными, но важными для фильма особенностями. Например, я не мог не отметить любовь постановщиков к старым телевизорам, особенности которых были прочно вписаны в визуальный стиль этой киноистории.
Предыдушие статьи про технологии в кино:
Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.
Форматы
Первая «Матрица» была снята достаточно давно, чтобы быть выпущенной на большом ассортименте носителей, многие из которых нынче считаются вполне винтажными. Это, естественно, видеокассета и даже лазерный диск. «Матрица» вышла на третий год существования формата DVD, и стала первым фильмом с тиражом больше миллиона копий. В 2007 году «Матрица» в составе трилогии была доступна в формате HD DVD, который не выдержал конкуренции с Blu-Ray. На этом носителе фильм выпустили в 2008 году.
Я же имел честь пересмотреть трилогию на одном из самых странных носителей: диске UMD, воспроизвести который можно исключительно на приставке Sony Playstation Portable. Несмотря на ограниченную (по сравнению с DVD) емкость носителя в 1800 мегабайт, фильмы на UMD использовали более эффективный кодек H.264, так что качество изображения сравнимо. В марте 2022 года «Матрица» была выпущена на самом современном физическом носителе: 4K UltraHD Blu-Ray.
Скриншоты взяты из самого современного издания фильма. Фильм 1999 года в восьмимегапиксельном разрешении выглядит… странно. Вылезли шумы, которые было не так заметно на обычном Blu-Ray — как будто фильм снимали не на пленку, а на цифровую кинокамеру. Впрочем, переиздания в 4К мне не кажутся бесполезными, даже если никаких дополнительных деталей они не выявляют. Помимо разрешения важную роль играет расширенный динамический диапазон, который на совместимом мониторе или телевизоре как раз и обеспечивает видимый прогресс в качестве. Если вы вдруг заметите некие странности в цветопередаче на скриншотах — это наверняка будет связано с тем, что HDR в SDR конвертируется сложно. Точнее я просто не осилил более подходящее решение этой новой и неожиданной проблемы.
Все ваши люди мертвы
В самом начале фильма полицейские пытаются задержать Тринити в некоей комнате 303. Происходит фантастическая драка, которая в 1999 году сразу и бесповоротно давала понять, что кино кажется будет интересное. Тринити — хакер, она использует хакерское мастерство, чтобы втереться в доверие к Нео Томасу Андерсону. В комнате 303, пока ей не помешали, Тринити работала за ноутбуком. То, что показалось мне поначалу легкой разминкой в идентификации киноустройств, в итоге стало самой сложной задачей в этом фильме:
Этот ноутбук имеет очень характерное и необычное расположение петель экрана. Он отчасти похож на серию ноутбуков Dell Latitude CPx, но не совсем с ней сопадает. Идеи по поводу того, что это может быть, приветствуются, а пока давайте поговорим про телефоны-автоматы. Это важный момент в первых трех «Матрицах», и единственная технология в фильме, которая напрочь устарела. Настолько, что в четвертом фильме 2021 года пришлось придумывать другой интерфейс между реальностью и нереальностью. На всякий случай проговорим предложенную в фильме процедуру: общаться со своими подельниками в реальном мире из виртуального можно в любой момент — по мобильному телефону. Транклюкировать Подключать свое сознание к виртуальному миру и выходить из симуляции обратно в реальность можно только по проводной линии. В 1999 году традиционная телефония доступна повсеместно: и в домах, в гостиницах, на улице в виде телефонных будок:
Тринити не успела воспользоваться проводной линией в комнате 303 (чуть позже это попробует сделать Нео). Она в последний момент успевает добежать до телефона-автомата, прежде чем он был разрушен грузовиком, которым управлял Агент. В 2022 году потребительская проводная телефонная связь в своем традиционном виде перестала существовать практически полностью. Даже если из вашего домашнего телефона выходят олдскульные медные провода, скорее всего уже на лестничной площадке они превращаются в солнечный свет цифровые данные. И вот что теперь делать борцам за свободу от роботов? В зеркала запрыгивать?
Как вам хурма, мистер Андерсон?
Агентам не удалось достать Тринити, но теперь они знают, кого она пытается найти. Мы перемещаемся в берлогу Томаса Андерсона, и останемся тут надолго. В фильме это буквально пара минут экранного времени, но концентрация артефактов в этих коротких сценах зашкаливает. Посмотрите:
Я увлекаюсь коллекционированием старого железа, и мой кабинет выглядит примерно так же, если оценивать по уровню бардака. Здесь очень много всего: компакт-диски, дискеты, видеокамера, уничтожитель бумаги, кассетный магнитофон со снятой крышкой, какие-то платы расширения, судя по всему еще стандарта ISA. Отмечу несколько интересных устройств, которые можно найти у Нео. Карманный компьютер (скорее даже минипланшет) Apple Newton MessagePad 2000:
Мистер Андерсон использует клавиатуру Microsoft Natural Keyboard (фото отсюда, и там же есть предположение по модели второй клавиатуры, в левой части кадра).
Наконец, хочу обратить ваше внимание на колонки:
Как они называются — никто не знает. На фото это Target, есть версии с брендом JUSTer, просто Active 95, ESCOM. Это типичное китайское изделие, которое продавали все кому не лень. И это были достаточно популярные колонки. Не такие популярные, как меметичные, ни на что не способные, иногда вовсе пассивные «колонки Genius», но они встречались мне не раз у знакомых и друзей в девяностые. Благодаря достаточно большим размерам и (если повезло с модификацией) мощному усилителю, они более-менее неплохо звучали. В 2022 году для коллекционера, желающего обеспечить ретролук во всех компьютерных аксессуарах, это желанный и вполне доступный артефакт. Возвращаемся к Нео. Пару железок нам показывают крупным планом. Какой-то CD-плеер Sony, возможно это модель CDP-295:
Наушники Technics RP-HT202:
Проснись, Нео!
Можно расшифровать модель монитора, это Panasonic PanaSync Pro P70. 17 дюймов, шаг точки 0,25мм, рабочее разрешение 1600х1200 при 75 герцах. Практически все компьютеры в виртуальной реальности Томаса Андерсона оснащены мониторами Panasonic, для унификации. Похожая модель была и у меня году в 2003, очень достойный 15-дюймовый дисплей Panasync 4G. Еще один ракурс на жилище Нео в неволе:
Под столом видны два компьютерных корпуса формата Big Tower, с большим количеством отсеков под пятидюймовые устройства. Чаще всего они встречались во времена актуальности 386-х и 486-х процессоров. Справа под лампой — кассетный плеер с наушниками. К Нео приходят гости, предлагают деньги за какое-то противозаконное программное обеспечение. Мистер Андерсон достает с полки экземпляр книги Жана Бодрийяра "Симулякры и симуляции", а там…
А там то, из-за чего я и решил написать эту статью. Нео распространяет нечто на минидисках, моем любимом носителе звука из девяностых. Помимо минидисков в книжке спрятаны пара дискет TDK и кассета формата DAT. Хотя нет, мы же про данные говорим, так что назовем этот формат корректно: Digital Data Storage.
В коробке лежало несколько минидисков на 74 минуты, но расстаться Нео решает с диском на 60 минут. Я бы тоже так поступил, для экономии! Я порылся у себя в архивах и без труда собрал похожий набор:
Если говорить строго, данные на минидиск нельзя было записывать. С 1995 года существовали диски MD Data, но в коробке явно не они. Только на них можно было записывать до 130 мегабайт данных при помощи единственного внешнего компьютерного SCSI-привода от Sony. Предположим, что для дополнительной конспирации Нео зашифровал данные в звук. Или же он просто за большие бабки торговал сборниками свежих хитов, скачанных из интернета. Минидиск явно добавили в «Матрицу» для красоты. В изначальном сценарии однозначно говорилось о том, что Нео передает данные на CD-ROM. Но я полностью согласен с тем, что минидиск выглядит волшебнее.
Увидев татуировку белого кролика, Нео отправляется на, эээ, дискотеку, где знакомится с Тринити. Играет композиция Mindfields группы The Prodigy!
Фильм, в саундтреке которого есть группа Prodigy, не может быть плохим! Альбом The Fat of The Land вышел в 1997 году и совершенно снес мне голову. Поделюсь еще одним артефактом тех времен. Это фирменная кассета с саундтреком «Матрицы»:
От пиратской ее отличает длииинный вкладыш:
Вдоволь натусовавшись, Нео опаздывает на работу и получает разнос у начальства. В кабинете руководителя тоже установлен монитор Panasonic:
Нам также показывают рабочее место самого Томаса Андерсона. Выглядит оно так, будто Нео на работе особо ничем полезным не занимается. Очень реалистично:
Слева еще один артефакт из прошлого, два толстых телефонных справочника. С появлением интернета эти талмуды стали неактуальными, но держались еще долго. Википедия утверждает, что в Великобритании печать местного каталога «Желтые страницы» была прекращена в 2019 году. Курьер доставляет Андерсону посылку, в ней телефон, на связи — Морфеус!
Про телефон поговорим чуть позже, так как Нео не удалось изучить новинку сотовых технологий. При попытке пройтись снаружи здания по карнизу, Андерсон теряет телефон. Это шикарный кадр, вызывающий приступ боязни высоты. Ну и телефон тоже жалко, он вообще-то много денег стоит. В декабре 1997 года во Франции этот телефон продавали за 2790 франков или 430 евро или 480 долларов. С учетом инфляции это примерно 900 современных долларов.
Побег не удался, мистер Андерсон арестован, происходит жуткая сцена вживления жучка. За допросом кто-то наблюдает, но об этом мы узнаем только в 2003 году во второй части фильма.
Повторяющийся мотив в «Матрице»: камера приближается к телеэкрану, и картинка на нем как бы рассыпается на отдельные фрагменты. Нео в последний раз просыпается в своей берлоге под номером 101, отправляется на встречу с Тринити. Там его избавляют от жучка, приводят к Морфеусу, происходит выбор между синей и красной пилюлями. Начинается процесс извлечения Нео из Матрицы.
Для этого борцам за свободу человечества приходится протащить в Матрицу тонну оборудования. Мы наблюдаем крайне абстрактную конструкцию, в которой нет особой логики, но выглядит она красиво. На переднем плане установлены два компактных профессиональных видеомонитора Sony, ныне это ценный коллекционный артефакт для любителей ЭЛТ. Такие мониторы могли быть оснащены большим ассортиментом видеовходов и имели кинескоп с высокой разрешающей способностью. Отдельный сложный аппарат скорее всего предназначен для связи с реальным миром:
На него кладут телефонную трубку правильного проводного телефона. Это отчасти напоминает самые ранние компьютерные модемы, которые не подключались к линии напрямую, а имели отверстия для установки трубки от обычного телефонного аппарата. Примерно так:
Ответственные за реквизит при съемках фильма развили эту идею и добавили автоматизированный номеронабиратель, который вращает диск на телефонном аппарате. И вот это уже точно фантастика!
А чтобы было не так скучно, в дополнение к видеомониторам добавили какие-то самодельные очки виртуальной реальности. С их помощью можно было наблюдать виртуальную реальность, находясь в виртуальной реальности!
Добро пожаловать в реальный мир
Нео вытаскивают из хранилища человеческих тел, проводят необходимые после этого процедуры и впервые отправляют пока не в Матрицу, но в демонстрационную программу. Морфеус показывает Нео суровую реальность 2199 года (или около того) на старом телевизоре:
Вид на телевизор сзади:
Виден логотип AWA, он расшифровывается как Amalgamated Wireless (Australasia). Раньше так называлась австралийская радиовещательная корпорация, которая с середины 50-х годов прошлого века выпускала телевизоры под маркой Radiola Deep Image. Первые три «Матрицы» снимались в Австралии, поэтому в фильм попала именно такая модель. Конретно этот телевизор был скорее всего выпущен в 1958 году (вот очень похожий реальный экземпляр). Он был, конечно, черно-белым, хотя в фильме демонстрируется цветное изображение. Цветные телевизоры AWA выпускались с 1975 года. Старые телеки используются в фильме неоднократно, намекая повсеместную ненастоящесть происходящего. В некотором смысле герои фильма большую часть времени смотрят телевизор, хотя иногда изображение проецируется им прямо в
В виртуальной реальности Нео передает данные на минидиске. В суровой реальности живущего в канализационных коллекторах человечества технологии стали и попроще, и посложнее. Люди загружают себе в
Важным отличием «реального мира» в фильме является полное отсутствие ЭЛТ-мониторов. Только плоские ЖК-дисплеи:
Выглядят они примерно так же, как выглядели ранние ЖК-экраны в конце девяностых.
Малая диагональ, толстый корпус, отвратительные углы обзора:
Ложки нет
Морфеус, Нео, Тринити и компания отправляются на встречу с Пифией, которая должна определить судьбу новобранца. По пути нам еще раз показывают, что у этих людей дорогие телефоны долго не живут. Еще одна Нокия отправляется прямиком в мусорный бак:
Это наиболее часто цитируемый кадр, когда речь заходит о телефоне в первой матрице. Мы видим устройство Nokia 8110 1996 года выпуска. Почти все персонажи в фильме используют сотовый телефон одной модели, так же как в фильме «Брат». Это, конечно же, был продакт плейсмент, реклама устройства в кино за деньги. Впрочем, нельзя не отметить, что «банановый» (назван так из-за слегка изогнутой формы) телефон Nokia представляет собой образец выдающегося дизайна мобильных устройств девяностых. Для фильма телефон слегка доработали. Чтобы ответить на звонок, герои «Матрицы» нажимают на кнопку, которая выдвигает панель, закрывающую клавиши. Вот этого подпружиненного механизма в модели 8110 не было, он появился только в Nokia 7110 1999 года. Это тоже выдающийся телефон из девяностых, но 8110 конечно же лучше подходит по стилистике к фильму.
В квартире Пифии (явно расположенной в каком-то неблагополучном районе) сидят стремные дети. И, конечно же, есть старый телевизор. По нему показывают белых кроликов.
Ее кухня намеренно лишена каких-либо высоких технологий. Лишь на холодильнике хранится древний радиоприемник.
И те же два тома телефонной книги, что и у Нео в офисе. Я видел в сети размышления по этому поводу, что вот видите, это показывает, что вокруг нас матрица, те же самые книги! На самом деле в реальности 1999 года эти талмуды реально имелись во всех домах и присутственных местах. Так было принято!
Вернемся на Навуходоносор, космический канализационный корабль повстанцев. Здесь мы видим клавиатуру, у которой почти стерлись оригинальные символы, но нанесены какие-то посторонние значки. По форме клавиш и раскладке она очень похожа на клавиатуру от странного десктопа Apple 20th Anniversary Mac. Либо клавиши были взяты из ноутбука Apple конца девяностых.
Самая драматичная сцена фильма, когда выяснилось, что в команду Навуходоносора проник предатель, происходит в мастерской по ремонту телевизоров. Телевизоров в этом кино реально много.
Наверняка все модели здесь настоящие, и можно было бы составить список ретротелеков-киногероев. Но я не такой большой специалист по старым ТВ. Впрочем, один телевизор в мастерской я опознал:
Вот он, слева. Это JVC Videosphere, шикарная портативная модель 1970 года с космическим дизайном. Изначально, правда, мне показалось, что это другая модель с похожим стилем, Philips Discoverer. Этот телевизор выглядит примерно так (фото отсюда):
Заметно, что нижняя часть отличается от телевизора в фильме. В любом случае это настоящая дичь, которая и правда выглядит так, будто ее произвели в другой реальности!
Мы пропускаем самый динамичный кусок фильма, в котором происходит все самое важное: агенты устраивают засаду на людей, Морфеус попадает в плен, погибает почти вся команда. Нео с Тринити отправляются выручать Морфеуса, в процессе битвы с агентом Смитом Нео осознает, что он — торт Избранный. Нео побеждает Смита, все заканчивается хорошо. Во всех этих сюжетах нет ни одного интересного ретроаппарата!1 Хотя нет, подождите, один есть:
В сцене допроса Морфеуса на долю секунды мелькает IBM ThinkPad. Скорее всего это компактная модель ThinkPad 560, выпущенная в мае 1996 года:
Ультракомпактный ноутбук оснащался процессором Pentium с частотой до 133 Ггц, имел 12-дюймовый экран с разрешением 800х600. Переместимся сразу к финальной сцене, в которой нам показывают некий сбой матрицы (очевидно вызванный Neo).
Поверх символического для всего фильма потока цифр возникает надпись System Failure. И снова камера медленно приближается к надписи, показывая отдельные точки. Это очень похоже на характерные артефакты телевизоров ЭЛТ. Больше всего они напоминают телевизор или монитор с апертурной решеткой, как в устройствах Sony Trinitron. Хотя телевизоры Архитектора, показанные ранее, при приближении больше похожи на обычные трубки с теневой маской:
Так или иначе, визуальная составляющая фильма во многом замешана на этой устаревшей технологии. Мы всматриваемся в изображение на ТВ, пока оно не начинает распадаться на отдельные элементы. Становится понятно, что и изображение на телевизоре, и сам телевизор не существуют. Этот прием в «Матрице» любят так сильно, что даже когда показываются крупным планом плоские дисплеи «из будущего», там внезапно тоже обнаруживаются ЭЛТ-подобные артефакты вместо скучной пиксельной решетки.
В заключение хочется немного поговорить о четвертом фильме, «Матрица: Воскрешение». Его скорее принято ругать (уровень одобрения на Rotten Tomatoes — 63% против 88% для первой части), но мне он в целом понравился. Выскажусь образно: четвертая «Матрица» — это такая встреча с одноклассниками через 20 лет после выпуска. Вы видите сильно изменившихся людей, чьи имена с трудом вспоминаете. У каждого из вас за это время прошла целая жизнь, и все, что вас связывает — это давнишние полустертые неактуальные воспоминания. Ощущения слегка неловкие, но в целом вы не жалеете, что сходили. Да, очень странно, что Нео опять вернули в Матрицу. Зато радует, что его рабочее место по сравнению с первой итерацией виртуального мира заметно улучшилось:
Здесь вам и Mac Pro 2013 модельного года, и огромные дисплеи, и три ноутбука, шлем виртуальной реальности. На месте эргономическая клавиатура, и даже присутствует трекбол, отчасти объединяющий разные компьютерные эпохи. Уже нет ламповости (от телевизоров с трубкой) визуального стиля, и вообще это кино можно было не снимать. Но я сходил, и не жалею. Объем самоиронии в фильме несколько извиняет его необязательность. А вот первая «Матрица» — вполне самодостаточное кино. Если бы не вышли сиквелы, если бы мы не получили полную детализацию этого не самого приятного мира машин, все равно было бы неплохо. Первая «Матрица» без всяких уточнений показывает то, что мы любим смотреть в кино: историю про справедливость и победу добра. Это именно то, что в реальном мире случается очень редко, почти никогда. С наступающим Новым Годом!
Автор: Константин