Продажи виниловых пластинок растут уже несколько лет, аудиокассеты также возвращаются в пространство популярной культуры. Кажется, что теперь настал черед компакт-дисков, но есть мнение, что они в принципе никуда не уходили.
Диски снова в моде?
Западная культура переживает момент коллективной ностальгии по нулевым, охватывающей многие сферы жизни. В трендах соответствующие прически, одежда, даже бытовые предметы и технологии — пленочные фотоаппараты, проводные наушники и, разумеется, музыкальные компакт-диски.
О возможном возвращении CD-формата заговорили как минимум в 2018 году после отчета Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA). Тогда, впервые за шесть лет, доходы лейблов от продажи пластинок и оптических дисков превысили заработок на онлайн-продажах альбомов и синглов.
Сегодня сегмент аудиодисков также показывает положительную динамику. За прошлый год в США меломаны скупили на полмиллиона музыкальных компакт-дисков больше, чем годом ранее. Что интересно, значительную часть продаж составил альбом певицы Адель — 30. Он разошелся тиражом в 900 тыс. копий (2,15% всех реализованных CD). В топе самых продаваемых дисков также оказался альбом Тейлор Свифт Evermore и работа Map of the Soul: 7 от южнокорейского бой-бэнда BTS.
Проявления феномена
В социальных сетях и на тематических площадках можно найти целые сообщества энтузиастов, которые делятся с другими участниками редкими CD-релизами, публикуют фотографии альбомов и обмениваются впечатлениями. Также на YouTube набирают популярность ролики с анбоксингом музыкальных компакт-дисков.
Особый интерес у меломанов вызывают буклеты и печатные материалы в комплекте. Например, к одной из версий альбома 1989 Тейлор Свифт были приложены фото в стиле Polaroid, подписанные рукой певицы. Что интересно, многие покупают такие издания, чтобы поддержать любимых исполнителей в эпоху стриминга, когда до музыкантов доходит менее цента за воспроизведение трека.
В то же время возрождающийся интерес к прослушиванию CD подталкивает энтузиастов экспериментировать с устройствами воспроизведения. Так, инженеры превращают оптические приводы персональных компьютеров в полноценные музыкальные проигрыватели и подключают к ним небольшие акустические системы. Хотя такие самодельные устройства подходят для воспроизведения коммерческих аудиодисков (CDDA), но не работают с MP3.
Иллюзия возвращения
Есть мнение, что говорить о ренессансе музыкальных компакт-дисков нет смысла, потому что этот формат никуда на самом деле не уходил. Производители аудиооборудования до сих пор выпускают новые модели плееров и проигрывателей. При этом сами диски всегда можно найти не только в музыкальных магазинах, но на заправочных станциях и даже супермаркетах.
Если вернуться к теме прошлогоднего роста продаж CD в США, то он был незначительным. В других странах, например, в Великобритании, продажи, наоборот, упали на 12%. В таком контексте все-таки сложно говорить о грандиозном и полноценном возвращении оптических дисков. Скорее всего они так и останутся нишевым трендом, который так и не получится сравнить даже с винилом.
Так, по числу подписчиков тредов на Reddit — например, в r/Cd_collectors их чуть более 16 тыс., а в r/vinyl — целых 767 тыс. Один из резидентов социальной сети уверен, что о полноценном возвращении CD можно будет говорить только в том случае, если стоимость стриминга значительно возрастет, а площадки потоковой музыки столкнутся с какими-либо серьезными проблемами.
Дополнительное чтение в нашем «Мире Hi-Fi»:
Автор: «Мир Hi-Fi»